История не закончена. Биографический словарь о первых томских профессорах получит продолжение

ТГУ сегодня – один из ведущих вузов страны с более чем вековой историей. Многие ее страницы в советское время широко не освещались. Например, общественный интерес к жизни первых профессоров ТГУ начал активно проявляться лишь в начале 90-х годов XX века. В те годы группа студентов под руководством ныне покойного профессора, доктора исторических наук Сергея Фоминых создала «Биографический словарь», посвященный жизни и деятельности первых профессоров ТГУ. О его возникновении, прошлом и будущем, преемственности поколений студентов мы говорим с одним из разработчиков словаря профессором факультета исторических и политических наук ТГУ Сергеем Некрыловым.

Разрабатывали с нуля

– Когда возникла идея словаря, посвященного томским профессорам?

– Идея заняться написанием словаря, посвященного первым профессорам Томского университета, возникла в конце 1993 года. Тогда же был составлен список профессоров, работавших в Томском университете с момента его открытия (1888 год) и по 1917 год. К сбору, обработке и систематизации материалов, написанию биографических статей подключилась группа студентов из 18 человек, специализировавшихся на кафедре современной отечественной истории. В результате удалось создать достаточно дружный творческий коллектив.

Так как в то время, в начале 1990-х, за подобный проект при отсутствии финансирования вузы не готовы были браться, авторскому коллективу приходилось всем заниматься с нуля.

Наряду со сбором материала разрабатывались сама концепция словаря, методика написания биографических статей. Для этого пришлось ознакомиться главным образом с дореволюционными биографическими словарями, посвященными профессорам Московского, Петербургского, Казанского, Харьковского и Киевского университетов, МХА, рядом энциклопедических изданий и справочников. В результате была выработана структура статей, которая позволяла отразить весь жизненный путь того или иного профессора, работавшего в Томском университете. Работа над словарем длилась 10 лет (пять томов было издано к 2003-му, шестой том – в 2013 году). Всего было подготовлено шесть томов (в восьми книгах). Во все тома словаря вошло 960 биографий профессоров, характеристика их педагогической, научной и общественной деятельности, в которых прослеживается история становления и развития в Сибири высшего образования и науки.

Это был действительно огромный труд, и, как было написано в одной из рецензий, опубликованной на страницах академического журнала «Отечественная история» (2003, № 6), «научный проект, аналогов которому в современной России пока нет». Конечно, сейчас многие вузы России уже имеют подобные издания и при высокой цифровизации источников такими изданиями трудно удивить. Но в то время все издания приходилось искать и просматривать в библиотеках и архивах, а об отсканированных источниках можно было только мечтать. И самое главное – во всех этапах создания словаря участвовали студенты, для многих из них это стало стартом в науку. Некоторые из них защитили кандидатские и даже докторские диссертации.

Кадровый трамплин

– Расскажите о томских профессорах. Какие основы, традиции они заложили?

– Само по себе появление в Сибири университета было логическим результатом хозяйственного и культурного освоения Сибири. Учреждая в 1878 году Сибирский университет в Томске, государство возлагало надежды на то, что это единственное в то время высшее учебное заведение на весь обширный край послужит не только для образовательных целей, но и станет научным центром. Можно даже сказать, что создание университета в Сибири имело неоспоримое геополитическое значение и должно было выполнять культурную миссию, что принято сейчас называть третьей ролью университетов.

В основу деятельности первого в азиатской части России Томского университета как составной части российской высшей школы была заложена модель немецкого ученого Гумбольдта, которая предполагает неразрывное единство обучения и научных исследований. При этом для университетской науки характерно преобладание фундаментальных исследований, а для учебного процесса – сочетание естественно-­научных и гуманитарных дисциплин и, в конечном счете, фундаментальность самого образования. Университетские профессора занимались не только передачей научных знаний, но и сами, активно трудясь на исследовательской ниве, стремились приобщить к науке своих студентов, развить в них творческое начало, привлечь их к участию в экспедициях, работе в лабораториях и клиниках, в научных студенческих кружках и обществах.

Первые профессора, а это были питомцы Казанского, Петербургского, Дерптского и Варшавского университетов и Медико-хирургической академии, свое предназначение видели не только в преподавании студентам, но и в культивировании здесь университетской науки. В рамках одного интервью невозможно перечислить даже всех профессоров, работавших в Императорском Томском университете. Только в дореволюционный период в университете кафедры возглавляли 89 профессоров медицинского и юридического факультетов. Некоторые из них рассматривали назначение на профессорскую должность в Томск как определенный кадровый трамплин, так как все профессора до Томска занимали должности приват-доцентов, но таких было все-таки меньшинство. Многие из них занимали кафедры более 10 и даже 20 лет, а трое (И.Н. Грамматикати, М.Г. Курлов и М.Ф. Попов) заведовали кафедрами практически весь дореволюционный период. Так как медицинский факультет был долгие годы единственным факультетом в университете, его профессора создали несколько научных школ и направлений, правда, в это же время сложилась и научная школа ботаников, возглавляемая П.Н. Крыловым. Юристам же не очень повезло в этом отношении, юридический факультет, открывшийся в 1898 году, был закрыт в 1920-м и не успел в полной мере раскрыть своих возможностей.

Больше возможностей для самореализации

– О профессорах мы уже сказали достаточно. А есть ли различия между студентами того и сегодняшнего времени? На что делался упор в обучении в дореволюционное время и сейчас? Интересно ли вообще для преподава­теля сегодняшнее молодое поколение?

– Дореволюционные студенты обучались исходя из так называемого знаниевого похода, к современным студентам сейчас применяется компетентностый подход.

При этом компетентностный подход к подготовке профессионала-специалиста в условиях профессиональной школы провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования и повышения качества обучения. В этом контексте компетенция рассматривается как общая готовность человека (профессионала-специалиста, выпускника, обучаемого) установить связи между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения профессиональной задачи.

На факультете исторических и политических наук сейчас реализуется модель широкого бакалавриата: первый год программа одинакова для всех направлений, ставятся soft- и self-навыки. Далее два года длится major – основная специализация. Еще год отводится на дополнительную специализацию. Реализация этого проекта была предложена еще деканом ФИПН Евгением Луковым (сейчас – проректор по образовательной деятельности). В результате студенты получили способность быстро адаптироваться на рынке, меняться, переучиваться, у них расширился спектр возможного трудоустройства.

Да и вообще, у современных студентов, на мой взгляд, больше возможностей для самореализации во всех сферах. Те, кто активно занимается научной деятельностью, имеют возможности для длительных научных стажировок, участия в грантовой деятельности, а для поощрения занятий наукой Томским государственным университетом преду­смотрена целая система стимулирующих выплат. Ключевая ценность классического университета – ставка на разнообразие. Университет сегодня именно то место, где каждый студент имеет возможность для само­реализации.

– Получит ли биографичес­кий словарь продолжение?

– Я думаю, что получит. Ведь вышло уже шесть томов этого издания. И в нем рассказывается не только о профессорах, дореволюционных ученых. Но и о профессорах ТГУ советского периода и нынешнего времени. Например, в последнем, шестом, томе мы рассказали о научных работниках ТГУ, защитивших докторские диссертации в период с 2003 по 2013 год. А за окном уже 2022-й. И наука не стоит на месте. Другое дело, что, возможно, серьезно изменится авторский коллектив. Приходят молодые исследователи. Они жаждут внести свой вклад в историю нашего вуза. Будем надеяться, им это удастся в полной мере.

Андрей Суров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.