История против плановой застройки

TNews721_24

Наша газета начинает цикл публикаций, посвященных 410-летию со дня основания города Томска. Наши эксперты – историки, архитекторы, руководители города и специалисты в разных сферах городского хозяйства – расскажут о том, как рос и развивался город от основания Томского острога до наших дней. Каждая статья будет посвящена какой-нибудь одной теме – застройке города, архитектурному облику, развитию транспорта, промышленности, коммунальной инфраструктуры, образовательного комплекса и так далее.

По каким принципам застраивался Томск на протяжении четырех веков? Какие проблемы приходилось решать томским градостроителям в прошлом, какие проблемы волнуют их в настоящем и что горожан ждет в будущем? Об этом рассказывают наши сегодняшние эксперты – доцент кафедры археологии и исторического краеведения ТГУ Ольга Богданова, архитектор, бывший главный специалист МП «Томск исторический» Наталья Лисовская и первый заместитель мэра Томска Евгений Паршуто.

Свободная планировка

Схема расположения Томского острога, построенного в 1604 году, была характерна для сибирских городов того времени. Место строительства выбиралось у впадения маленькой речки в большую реку (Ушайки в Томь) и на мысу горы (Воскресенская гора). Когда население Томска стало увеличиваться, томичи начали застраивать оба берега Ушайки. Мост через Ушайку тогда был примерно в том же месте, где сейчас стоит Каменный мост. Город разрастался на юг (в сторону нынешнего Лагерного сада) и на запад (в сторону Томи). Таким образом, уже в XVII веке начал формироваться исторический центр города.

– Планировка улиц шла в соответствии с рельефом местности, параллельно рекам и оврагам, – рассказала Ольга Богданова. – Это был очень живой и органичный принцип застройки, когда люди строили не так, как запланировали специалисты, а так, как было удобно самим жителям. Эту планировку, по которой Томск застраивался до конца XVIII столетия, сейчас называют свободной, или дорегулярной.

В результате в районе впадения Ушайки в Томь сформировался центральный квартал, ограниченный площадью Ленина, набережной Ушайки, зданием магазина «1000 мелочей» (Второвский пассаж) и набережной Томи. Даже тогда, когда город стал застраиваться по планам, никто не стал ломать историческую планировку центра. И на сегодняшний день среди приоритетов городских властей – сохранение исторического центра города. Возможно, именно поэтому в центре Томска так и не появилось такого атрибута больших городов, как главная городская площадь.

Первый более-менее подробный план Томска появился в 1748 году, но это был не план развития, а план, который зафиксировал уже существующую застройку.

По указу Екатерины II

Первый план застройки города в Томске появился благодаря указу Екатерины II от 1763 года «О сделании всем городам, их строению и улицам планов по каждой губернии». Предполагалось составить регулярные планы сотен российских городов, в том числе Томска. Эти планы, как правило, ломали уже существующую застройку.

Однако в Томске историческая застройка уцелела благодаря неспешности томских и петербургских чиновников. Местные чиновники план составляли, посылали в столицу на утверждение, столичные чиновники не утверждали, возвращали обратно на доработку, и так несколько раз. В результате первый генеральный план Томск получил только в 1830 году. Его автором был знаменитый столичный архитектор Вильям Гесте.

По этому плану центральная часть города оставалась в уже существовавшем на тот момент виде. А дальнейшую застройку планировалось осуществлять по веерной, или радиально-кольцевой, системе. Суть этой системы заключалась в том, что от исторического центра веером расходятся радиальные лучи прямых улиц и их через определенные промежутки пересекают кольцевые улицы, расположенные в определенном радиусе от центра.

Город должны были окаймлять два зеленых бульварных кольца. Одно из них шло по нынешнему проспекту Кирова (в прошлом Бульварная улица), а другое по современной улице Нахимова. По этому же плану в Томске появилась Новособорная площадь.

Однако уже в 1842 году западно-сибирский генерал-губернатор князь Петр Горчаков писал о том, что план застройки губернского города Томска неудовлетворителен по причине «несообразности его с натурою», то есть из-за несоответствия реальности. Главный минус плана 1830 года состоял в том, что он был плохо привязан к местности, так как его создавали архитекторы, которые ни разу не были в самом Томске, в том числе и руководитель этого авторского коллектива Вильям Гесте.

Помешал прогресс

Новый план застройки Томска был подготовлен в 1864 году, он был утвержден в Петербурге технико-строительным комитетом Министерства внутренних дел. Этот план уже больше соответствовал рельефу местности. Правда, в 1866 году его возвратили в Томск на корректировку, и впоследствии он часто подвергался поправкам. Окончательно он был утвержден в 1883 году.

Этот план дал городу выход к Лагерному саду, который по плану Гесте был закрыт зелеными кольцами. Авторы плана несколько уменьшили размеры кварталов, отвели место под строительство университета. Появилось разделение городских районов на каменную и деревянную застройку, фабрики, заводы, скотобойни и прочие предприятия выносились за пределы города.

Однако как раз в это время начинается очень активное развитие сибирских городов, в том числе Томска. Появились электричество, канализация и прочие атрибуты прогресса. В разы увеличились темпы прироста населения. Например, в 1883 году в Томске проживало 26 тыс. жителей, в 1897 году уже 52 тыс., а в 1911 году население города насчитывало более 110 тыс. человек. Поэтому генплан 1883 года почти сразу же устарел, так как не учитывал такие глобальные изменения.

В 1914 году городская комиссия по благоустройству отметила, что действующий генплан совершенно не удовлетворяет потребностям города и надо создавать новый план застройки. Но этому помешали Первая мировая война, две революции и Гражданская война.

Военно-промышленная застройка

В советское время первый генплан Томска начал разрабатываться в 1932 году и был утвержден в 1940 году. Его спроектировал новосибирский «ЗапСибПроект». По этому плану промышленные предприятия предполагалось строить в районе железнодорожных станций Томск-1 и Томск-2, а также в микрорайоне Черемошники. А вокруг них должны были располагаться жилые дома для работников предприятий.

Не менее 40% городской территории генплан отводил под озеленение. Районы Заозерье (за Центральным рынком) и Заисточье (Московский тракт и улица Татарская) предполагалось законсервировать из-за неблагоприятных для строительства условий – заболоченной местности.

Но в 1941 году началась Великая Отечественная война, и план 1940 года тут же стал неактуален. В Томск эвакуировались заводы из европейской части страны, в том числе из Москвы и Ленинграда. Многие из них в нарушение всех планов и принципов застройки расположились в центральной части города. Места для них отводились по принципу транспортной доступности и наличия инженерных коммуникаций, так как главная задача всех эвакуированных предприятий состояла в том, чтобы в максимально сжатые сроки наладить производство и дать продукцию для фронта.

Например, ветераны Томского электротехнического завода вспоминают, что на станцию Томск-1 эшелон филиала московского завода им. Лепсе прибыл в начале января. Автомобильного и даже гужевого транспорта в Томске тогда не хватало, поэтому заводское оборудование люди тащили по снежной целине на санях и на стальных листах. Докуда смогли дотащить, там и встали – на нынешней площади Кирова.

Таким образом, возникла большая градостроительная проблема, которая решается до сих пор, – огромные участки в центральной части города оказались заняты корпусами промышленных предприятий, зачастую весьма неэкологичных (например, в военное время была построена  ГРЭС-2). Сейчас эту проблему власти постепенно решают, планомерно выводят промзоны из центра на окраины или за пределы городской черты. На сегодняшний день готовятся изменения в городские правила землепользования и застройки по поводу перевода зоны промышленного назначения участка между улицами  Лебедева, Красноармейской, Никитина и Гоголя в зону общественно-жилого назначения. Таким образом, создаются более комфортные условия для развития жилых микрорайонов.

Большая стройка

Следующий генплан Томска был утвержден в 1947 году, его разработал Ленинградский гипрогор (государственный институт проектирования городов).

– Но и его не удалось реализовать, потому что к тому времени появилось очень много стихийной застройки в районах Каштака, Свечного и вокзала Томск-1, – говорит Ольга Богданова. – И это были не отдельные дома, а целые кварталы, поэтому сносить их не стали.

Новый генплан Томска был утвержден в 1968 году, его разработал в 1964 году Московский гипрогор. Этот план был реализован намного полнее, чем все предыдущие. Он предусматривал развитие Томска на север и восток, в 1970-х годах по нему застраивались микрорайоны Каштака, Иркутского тракта и проспекта Фрунзе. В рамках агломерационных процессов сегодняшнего дня перспективным для развития Томска по-прежнему считается северное направление. Здесь запроектируют новый современный район на 250 тыс. жителей, который будет возводиться силами ведущих строительных компаний города.

– А первым районом массовой комплексной застройки стало так называемое опытное поле, расположенное в районе пересечения проспекта Фрунзе с улицей Кулагина, – уточнил Евгений Паршуто. – Этот район застраивали пятиэтажными хрущевками, построили там школу, детский садик и другие объекты соцкультбыта.

Согласно нормативам, план был рассчитан на 25 лет. Специалисты Мосгипрогора сделали акцент на развитие промышленности. В то время Томской областью руководил Егор Лигачев, он делал ставку на мощное развитие производственной базы. Например, возле Томска был построен нефтехимический комбинат.

– В этом генплане впервые появилась экологическая составляющая, такого раньше не было, – отмечает Наталья Лисовская. – Например, план предусматривал, что промышленные площадки из центра города постепенно будут вытесняться на окраины. Левый берег Томи решено было не трогать, в том числе из-за водозабора.

Эта политика продолжает реа-лизовываться и по сей день. В прошлом году в городской администрации впервые за 40 лет был разработан и утвержден проект зон санитарной охраны водозабора. Они призваны защитить питьевую воду от микробного и химического заражения. В санитарном поясе действуют ограничения на хозяйственную деятельность объектов, которые могут стать источником загрязнения.

Авторы генплана 1968 года планировали построить два капитальных моста, так как до этого в Томске был только понтонный мост, паром и ледовая переправа. Первый мост, коммунальный, был построен на месте понтонного в 1973 году. А второй мост должен был соединить Томск с левобережьем Томи в районе улицы Дальнеключевской. Но так и не соединил, проект его строительства был создан только в последние годы.

– У плана 1968 года был один серьезный недостаток: он предполагал снести значительный пласт исторической застройки Томска и заменить ее на типовую, – рассказала Наталья Лисовская. – Причем на месте архитектурно-исторических памятников в центре города планировалось строить высотные дома в 20 и даже 30 этажей. На площади Ленина хотели снести остатки торговых рядов и вместо них построить гостиницу. А саму площадь превратить в общественный культурный центр. Но против этих планов в Томске поднялась буря возмущений. Томская общественность, особенно преподаватели вузов, профессура, встали на защиту исторической застройки.

Егор Лигачев пошел навстречу общественности. В 1979 году на берега Томи высадился большой десант Министерства культуры, и в Томске прошла Всесоюзная конференция по проблеме застройки современного исторического центра. В результате в 1981 году был образован томский филиал московского института реставрации – Сибспецпроектреставрация. А в 1982 году был принят проект охранных зон, то есть составлен перечень объектов культурного наследия Томска, которые подлежат сохранению. Туда вошло около трех сотен зданий.

Культурно-исторический план

Но главным итогом конференции стали корректировки генплана. В результате в 1987 году был принят новый план застройки Томска, также разработанный Мосгипрогором. Этот план в противоположность генплану 1968 года главным направлением сделал не промышленное развитие, а реконструкцию исторической застройки города. Сотрудники Сибспецпроектреставрации создали проект реконструкции и регенерации исторически сложившейся части города. В этом проекте подробно было описано, что и в какие сроки нужно делать с каждым объектом культурного наследия.

Большое внимание уделялось озеленению и местам отдыха горожан. Например, весь бассейн Ушайки должен был стать одной большой рекреационной зоной с объектами соцкультбыта. А на улице Красноармейской в районе моста через Ушайку планировали построить здание стационарного цирка. Рекреационные зоны продолжают оставаться в зоне особого внимания городской администрации. Так, к инвестиционным проектам по развитию Михайловской рощи предъявляются особенные требования: зеленая зона должна быть сохранена и при этом стать привлекательной для томичей.

Генплан 1987 года определил и новое направление развития – восточное. Новое жилищное строительство выносилось на периферию, планировалось построить два новых микрорайона, Восточный и Супервосточный. Один из них – это нынешний район-миллионник Солнечная Долина, состоящий из девяти микрорайонов.

По плану 1987 года численность жителей Томска к 2015 году должна была увеличиться до 650 тыс. человек. Однако из-за перестройки и развала СССР все эти планы рухнули.

Краснокирпичное уплотнение

В 1990-е годы центр Томска захлестнула волна хаотичной застройки частными зданиями из красного кирпича.

– Эти дома были похожи на своих владельцев, новых русских, – вспоминает Евгений Паршуто. – Только у них были не малиновые пиджаки, а краснокирпичные. А вместо золотых цепей и колец – всевозможные вычурности типа эркеров и башенок. И по внешнему виду и по внутреннему устройству это совершенный китч. Строились эти дома в самых престижных районах города, но так как центр к тому времени и без того был застроен, то краснокирпичники втыкались всюду, где было хоть немного места, зачастую во дворах других домов. Такой тип застройки томичи называют точечной, хотя есть более правильный термин – уплотняющая застройка. Это была большая ошибка тогдашнего руководства города, но мне кажется, что ее невозможно было предотвратить, потери были неминуемы.

Исторический центр города составляет всего 8% городской территории, и именно на этом застроенном клочке бизнесмены стремятся втиснуть магазины, рестораны, гостиницы и жилые дома. Комплексной застройки в 1990-е – начале 2000-х годов в Томске никто не вел, детские сады и школы не строились.

Эра частного землепользования

Когда в середине 2000-х в городе начался строительный бум, то возникла другая проблема – частное землепользование.

– Десять лет назад вступили в силу новый Градостроительный кодекс, новый Земельный кодекс и началась эра частного землепользования, – пояснил Евгений Паршуто. – Эти документы полностью перевернули городскую жизнь. Отныне муниципалитет не может полноправно распоряжаться всей городской территорией и вынужден считаться с владельцами частных земельных участков. Создаются препятствия для постройки дорог, прокладки инженерных коммуникаций, создаются экономически невыносимые условия для выкупа земли для реализации крупных жилищных и общественных проектов.

Земельные участки стали предметом спекуляции, их скупали, а потом требовали от застройщиков – строителей или муниципалитета – большие суммы за выкуп этих частных наделов.

– Только сейчас у нас возникло какое-то понимание того, как работать с землей в этих условиях, – признался Евгений Паршуто. – Два-три года назад я спросил первого заместителя мэра тайваньского города Тайбэй: «Как вы освобождаете землю под дороги – судитесь со своими гражданами?» Он сильно удивился и объяснил, что территорию под крупные объекты они готовят постепенно, в течение 15–20 лет. И показал дорогу, участки под которую они скупали в течение 15 лет. А города они планируют на 50–70 лет. Мы на такой большой срок планировать не можем, так как напрямую зависим от региональных и федеральных планов стратегического развития. А там, к сожалению, таких далеко идущих планов нет.

Промежуточная корректировка

Нынешний генплан Томска был принят в 2007 году. Правда, официально это была всего лишь очередная корректировка генплана 1987 года. Она началась еще в 2003 году, но три раза пришлось менять техзадание. Сначала в связи с изменением границ города после присоединения к нему Лоскутова, Тимирязева, Нижнего Склада, Эушты и нефтехима с промзоной. Затем техзадание поменялось из-за создания в Томске свободной экономической зоны. А в третий раз из-за того, что нужно было определить красные линии основных магистральных и улично-дорожных сетей.

Но Евгений Паршуто признался, что этот план изначально был ущербным. Например, он был рассчитан на 500 тыс. жителей, и к этой численности были привязаны все остальные параметры. Но в реальности в Томске сейчас живут 570–600 тыс. человек. Кроме того, этот план не дал понимания того, как город будет развиваться дальше.

– Тем не менее этот план надо было принять, чтобы остановить бесконечное проектирование, которое и без того длилось пять лет, – пояснил вице-мэр. – Чтобы появился хоть какой-то градостроительный документ, который корректировал бы застройку. Но я уверен, что мы абсолютно правильно сделали в тот момент, потому что этот план вместе с правилами землепользования и застройки стал основополагающим документом для градостроительной деятельности, в том числе для развития комплексного жилищного строительства.

За последние пять лет практически была остановлена точечная застройка в историческом центре. Действующий генплан позволил начать комплексное проектирование и возводить красивые и комфортные жилые дома. В новых микрорайонах строятся детские сады и другие социальные объекты. Так, в декабре прошлого года губернатор Томской области Сергей Жвачкин и мэр Томска Иван Кляйн открыли в микрорайоне Зеленые Горки новый детский сад, который был построен менее чем за один год.

В 2014 году городская администрация проведет конкурс на разработку нового генплана, который должен быть готов не позднее 2016 года. На его создание город выделил 20 млн рублей в бюджете 2014–2016 годов. В градостроительный документ по поручению мэра города Ивана Кляйна будут внесены корректировки, которые учтут перспективные направления комплексного жилищного строительства. Мэр также поставил задачу серьезно проработать транспортный каркас города и утвердить проект планировки улично-дорожной сети.

solnechnyi-vostochniy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =