Иван Чалаков, профессор университета Пловдива (Болгария): О том, с какими мыслями начинать стартап

Иван Чалаков, профессор факультета науки, образования и инноваций университета Пловдива (Болгария).

— Когда рассуждают о перспективах той или иной технологии, то часто говорят: «Эта разработка может быть успешна, потому что она полезная/достаточно дешевая/лучшая из имеющихся». И наоборот: «У этого продукта нет будущего, потому что он слишком дорог/не вписывается в существующие технические системы/неэффективен». Но проблема в том, что такие оценки даются по факту выпуска нового продукта, а не тогда, когда новшество только-только задумывается.

Заранее оценить перспективы инновации очень трудно, но есть три фактора, которые надо иметь в виду на старте исследований. Первый – это время. Сильные позиции сейчас не означают сильных позиций через год, через десять лет. Как пример – разработка голографической компьютерной памяти, которая началась разными группами ученых, в том числе болгарскими, в 1970-х годах. Тогда объем магнитной памяти был очень маленьким, голографическая же предлагала принципиально иной способ записи информации на основе лазерных технологий и в теории могла хранить десятки или тысячи терабайт информации в устройстве размером с кусочек сахара. Но прорыв случился именно с магнитными носителями – вспомним закон Гордона Мура, который предрек, что количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 24 месяца. А по голопамяти до сих пор нет реального прототипа…

Второй фактор – действия остальных участников: нужно всегда контролировать, в какой точке находишься ты по сравнению с другими исследователями, занимающимися этой же темой. И третий фактор – случайность. Как прогнозировать случайность? Никак. Поэтому продолжать исследования нужно только тогда, когда ты убежден в правильности своей мысли.

Ведь, скажем, когда вы собираетесь создать семью, вы не можете прогнозировать отношения со второй половиной на 30–40 лет вперед. Но при этом не отказываетесь от свадьбы.

Другое дело, что, начиная инновационный проект, надо с самого начала закладывать возможность быстро остановить его, если на каком-то этапе дело будет затягиваться. И переключаться на другой.

В Томске есть замечательный пример – компания «Микран»: на старте у нее был большой заказ от коммуникационной компании, на него работал весь коллектив. А потом им сообщили: «Мы прекращаем сотрудничество». «Микран» решил подстраховаться и начал развивать сразу четыре разных направления и, как показало время, очень от этого выиграл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.