К доске пойдёт… директор

В регионе началась образовательная «перестройка»

На днях заместитель губернатора по образованию, молодёжной политике и цифровому развитию Наталия Киселёва провела встречу с томскими СМИ, на которой подняла ряд вопросов, касающихся сферы образования. Также были подведены итоги первого месяца нового учебного года. Но основной разговор касался реализации новой кадровой политики, подготовки педагогических кадров и системы обратной связи с родителями.

Когда рядом наставник

Один из главных вопросов, обсуждавшихся на встрече, – подготовка педагогических кадров для школ, колледжей и техникумов, а также управленческих кадров для системы образования в Томской области.

– Мы понимаем важность подготовки молодых учителей и управленческих кадров, – отметила Наталия Киселёва, – поэтому реализуем программы наставничества, где опытные руководители и учителя оказывают содействие молодым. Все наши программы – это плотная связка вовлечения молодежи и сохранения опытных кадров.

Заместитель губернатора привела положительные примеры такой работы. В этом году впервые учитель из Томской области Александр Смокотин стал призёром Всероссийского конкурса «Учитель года». А в 2023-м Кирилл Базюк вошел в число пятнадцати его лауреатов.

В ходе встречи Наталия Киселёва выделила важное нововведение, касающееся всех профессиональных конкурсов в сфере образования. Теперь в Томской области исключается обязательность проведения муниципального этапа конкурсов. Педагоги, желающие принять участие в конкурсах, вправе подать документы сразу на региональный уровень. А крупные муниципалитеты, Томск и Северск, могут организовать и муниципальный этап конкурса.

С «железом» не поговорить

Педагогическую тему продолжил ректор ТГПУ Андрей Макаренко. Он рассказал о некоторых программах подготовки педагогических кадров в Томской области. В частности. осветил работу «Флагманского слёта» по проекту «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей», стартовавшего в ТГПУ в сентябре. Задача слёта: создание условий формирования кадрового резерва для системы образования Российской Федерации. Участниками томской площадки стали более 180 студентов Большого университета Томска и представители 11 школ, колледжей и техникумов.

Еще один важный момент в подготовке педагогических кадров, на который обратил внимание Макаренко, – возможность получения второго, педагогического диплома для студентов разных специальностей. В том числе и технических. Поддержав коллегу, Наталия Киселёва отметила, что для выпускников вузов вторая специальность может стать хорошей возможностью профессионального развития.

– К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда выпускники вузов, те же программисты, в дальнейшем не очень хотят работать с «холодным железом», – считает она, – а вот педагогическая деятельность, живое общение многих привлекают.

Также Киселёва рассказала о начинающейся перестройке системы работы с руководителями образовательных организаций и органами местного самоуправления, занимающимися образованием.

В ногу со временем

– Мы будем обучать действующих директоров общеобразовательных и спортивных школ, управлений образования основам финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, современному и эффективному управлению ресурсами, – подчеркнула заместитель губернатора. – Это совместный проект департамента образования и департамента финансов региона, реализуемый в рамках повышения финансовой культуры при поддержке Министерства финансов РФ. Обучение будет проводиться специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы РФ.

Наталия Киселёва уточнила, что работа с директорами школ ведётся регулярно и сегодня. Еженедельно обсуждение актуальных вопросов образовательной политики, текущих и стратегических задач, презентация и обмен опытом школ происходят в рамках методического совещания руководителей «Час директора».

Департамент образования области актуализирует типовой должностной регламент директора школы. К примеру, директор школы не будет являться техническим заказчиком капитального ремонта школы, но обязательно должен участвовать в комиссии по определению видов ремонтных работ, которые нужно производить в школе, акцентируя внимание в первую очередь на инженерных системах и коммуникациях, внутренней отделке и оснащении.

Руководители муниципальных органов образования делают упор на информационную открытость образовательных организаций и их руководителей, на своевременное информирование родителей и учеников об изменениях и ходе образовательного процесса.

– Сейчас общение с действующими и будущими руководителями в образовании региона направлено в первую очередь на повышение их правовой и финансовой культуры, построение грамотной кадровой и информационной политики, – отметила Наталия Киселёва.

Обратная связь в действии

Остановилась заместитель губернатора и на новом проекте обратной связи, включающем опросы педагогов, родителей, учащихся, запущенном департаментом образования в сентябре этого года. Его задача – получение оперативной и объективной информации от участников образовательного процесса, формирование информационной повестки и обеспечение открытости образования. Проект обратной связи действует на оте- чественном программном обеспечении. Обратная связь через портал Госуслуг обеспечивает объективность, исключает возможность накрутки, дублирования ответов и искажений. Для родителей проводятся опросы по качеству питания и образовательного процесса, обсуждаются вопросы взаимодействия с педагогами, возможности дополнительного образования.

– Опрос, который мы будем проводить регулярно, помог в очередной раз убедиться, что соцсети и информационные чаты для родителей дошкольников и школьников сегодня являются наиболее предпочтительными каналами получения информации, – отметила Наталия Киселёва. По ее словам, более 94 процентов родителей среди нескольких десятков тысяч участников опроса предпочитают получать информацию об образовании в социальных сетях школ и детских садов. В то же время всегда актуальна потребность в личном общении с руководителем учреждения.

– В нашей системе обратной связи ни один сигнал от родителей и педагогов не остается без внимания: обращение видят все участники процесса, от школы до департамента. Оперативно по каждому сигналу проводится проверка, принимаются управленческие решения, родители информируются о тех шагах, которые предпринимает система образования. Все такие сигналы мы учитываем в работе. Общая задача – родителей и системы образования – развитие, обучение и воспитание каждого ребенка, – подчеркнула заместитель губернатора

160 руководителей образовательной сферы в ближайшее время пройдут переобучение.

Важность семейных ужинов

Особое внимание в ходе встречи Наталия Киселёва уделила обеспечению безопасности детей.

– Безграничное информационное пространство интернета, который сложно запретить, ограничить, подчинить и структурировать, оказывает очень сильное воздействие на людей, – считает она. – Для ребенка важны даже не ограничения, а постоянный контакт с учителями, родственниками, со значимым взрослым, родителями. Иначе нехватка этого общения компенсируется в социальных сетях в общении с малознакомыми или совсем незнакомыми людьми.

Киселёва посоветовала родителям больше внимания уделять своим детям, почаще практиковать совместные ужины всей семьей. Кроме этого, она предложила активнее пользоваться системами родительского контроля в мобильных устройствах.

Не болеть!

В рамках темы безопасности детей коснулись на встрече и вопроса роста заболеваемости пневмонией в регионе.

До начала учебного года болели в основном взрослые, но на данный момент более половины случаев регистрируют у детей. Глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области Ольга Пичугина рассказала, что за прошлую неделю в регионе зарегистрировали более 900 случаев внебольничной пневмонии. Санврачи отмечают, что 10,3% случаев относятся к вирусной пневмонии, а 89,7% случаев имеют бактериальную этиологию. 48% из них вызваны микоплазмой.

– Микоплазменные пневмонии не всегда начинаются с кашля, заподозрить их тяжело. Клиника может быть стёрта. Чаще всего диагноз «пневмония» ставится на основании дополнительных исследований, – отметила Пичугина.

– Виноваты и сами родители, – подчеркнула Ольга Пичугина, – заставляющие своих детей идти в детсад даже с явными признаками заболевания, чего делать нельзя.

Власти региона, понимая важность проблемы, уже отреагировали на ситуацию с пневмонией – в силу вступило Постановление главного санитарного врача Томской области об усилении мероприятий по предупреждению распространения внебольничных пневмоний в детских образовательных коллективах. В свою очередь департамент образования области обеспечит своевременное принятие решений о разобщении детей при регистрации ОРВИ и внебольничных пневмоний.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 3 =