Кабель раздора. Электромобили все увереннее вторгаются в нашу жизнь, но не всем это нравится

Хочешь не хочешь, а электромобилизация наступает. И пускай в России ее темпы далеки от зарубежных, но и у нас Теслой сегодня уже никого не удивишь. Добрались электромобили и до Сибири, в том числе и до Томска. Только здесь они в основном представлены демократичным подержанным праворульным «Ниссаном-Лиф». Казалось бы, можно порадоваться, что и мы приобщаемся к цивилизации. Вносим свой вклад в модную ныне тему экологии. Только у нас все как всегда, то есть через одно известное место. Ведь электромобиль требует специального места для зарядки, а с этим у томичей большие проблемы. И этими проблемами нам скоро придется заниматься всерьез.

Хочу у окна!

Конечно, если заряжать электромобиль в капитальном гараже, где есть розетка, или, например, на приусадебном участке с соблюдением мер безопасности, тогда все нормально. Но много ли таких автомобилистов? Кстати, специалисты знают, что для быстрой полной зарядки модного четырехколесного «гаджета» обычная розетка подходит мало. С ее помощью ночи (а обычно все происходит в это время суток) может и не хватить. Для быстрого заряда нужны куда более мощные специальные зарядные станции.
Проблема в инертности подхода. Сегодня томичи, развращенные техническим совершенством автомобилей, покупать капитальные гаражи или машиноместа в подземных гаражных комплексах не хотят. Слишком дорого. Зачем тратить деньги на гараж, если твое авто с двигателем внутреннего сгорания заведется и так практически в любой мороз? Когда речь идет об обычных авто, никто покупать гараж и не требует. Паркуйтесь возле дома на здоровье.
Вот только укоренившуюся привычку ставить машину под окном томичи, похоже, начинают переносить и на покупаемые ими электромобили. Но здесь такой подход из-за необходимости каждодневной зарядки приносит множество неудобств жителям. Они запинаются о спускающиеся с балконов электрические кабели для зарядки, обходят электромобили, владельцы которых пытаются припарковать их как можно ближе к своему окну. На газонах, тротуарах. Ведь тянуть кабель за тридевять земель никто не будет.
На этой почве уже начали возникать конфликты. Один из них недавно разгорелся во дворе многоэтажного дома на Московском тракте. Предприимчивый председатель местного ЖК, передвигающийся на том самом «Лифе», облюбовал для своего электромобиля парковочное место во дворе недалеко от квартиры. Каждый вечер он теснит других автомобилистов, чтобы зарядить своего стального коня. Такие действия томич мотивирует в том числе и тем, что авто используется «в целях рабочей деятельности, а также в интересах благоустройства дома». Вот только связывать машину электрической «пуповиной» с окном или балконом он не стал, а просто выбил в стене цокольного этажа дома кирпич и завел в образовавшееся отверстие кабель. Кабель этот, как отмечают местные жители, уходит в находящееся за стеной помещение теплового узла. А оттуда, по словам председателя ЖК, подсоединяется к его электросчетчику, что установлен на лестничной площадке. Этому поверили не все. Да и вообще вся «электрическая» затея попахивает авантюризмом.

А это безопасно?

– У меня, как жительницы этого дома, к владельцу электромобиля, да и не только к нему, возникает множество вопросов, – негодует томичка Зинаида Павловна. – Во-первых, должен ли председатель ЖК получать разрешение на подключение кабеля к квартирному счетчику, установленному, кстати, на втором этаже сотрудниками «Томскэнергосбыта»? Во-вторых, как происходит оплата за израсходованную электроэнергию и по какому тарифу? Могут ли вообще квартирные счетчики, установленные на этажных площадках, выдерживать нагрузку зарядки электромобиля?
Проблеме безопасности Зинаида Павловна уделяет особое внимание.
– Кто даст мне и другим жителям гарантию, что ночью, когда электромобиль заряжается, не произойдет какое-нибудь замыкание? Я, например, знаю из СМИ о нескольких случаях взрывов в домах во время зарядки в них электросамокатов. Кто вообще монтировал все это «электричество»? Ну и, конечно же, кто разрешал делать отверстие в стене?
Мириться с поведением своего соседа томичка не стала и обратилась в полицию. Там провели проверку и… не нашли в действиях председателя ЖК никакого криминала. Полицейские посоветовали обратиться в суд. Представители правопорядка сослались на решение правления ЖК, в котором говорится о том, что оно разрешает такое подключение. Вот только, по словам Зинаиды Павловны, правление состоит из четырех человек, два из которых: председатель ЖК и его сын. Нетрудно догадаться, что это значит.
В этом конфликте вопросов больше, чем ответов. Проводилось ли как таковое общее собрание собственников дома, на которое ссылается председатель ЖК? Достаточно ли только решения правления? Кто давал разрешение на подключение? Ведь напряжение у зарядного устройства – 220 вольт, а то и больше. Почему полицейские не обратили внимание на выбитый кирпич? Неужели можно вот так проделать отверстие в стене цокольного этажа и никому до этого нет дела? Мало ли кому в следующий раз захочется пробить стену, чтобы кинуть поближе кабель?

 

Справка «ТН»

Сегодня в Томске существует несколько официальных зарядных станций для электромобилей. Первую установили специалисты ТУСУРа еще в 2017 году на здании бизнес-инкубатора, что на улице Красноармейской. Также есть станции на улице Пушкина в районе «МебельПарка» и на улице Говорова.

 

Цветочки впереди

Мы связались с оппонентом томички – хозяином электрического «ниссана» и попросили высказать свое мнение на этот счет. Но разговор был коротким. Мужчина отказался общаться, обвинив во всех грехах свою соседку. Впрочем, он все-таки отметил, что зарядное устройство, которым он заряжает электромобиль, сертифицировано по всем нормам. Следовательно, бояться не стоит. Вот только про безопасность «розетки» не сказал ни слова.
Зинаида Павловна намерена обратиться в суд, чтобы получить ответы на возникшие вопросы. И это, скорее всего, единственное верное решение, чтобы установить истину. А пока очевидно одно. Вопросы автоэлектрификации, ее последствий и всего, что с этим связано, у нас еще толком не освоены. Вспомним недавнюю историю с эвакуацией томскими полицейскими многочисленных электросамокатов с улиц города. Скандал был нешуточный. Причина таких действий правоохранителей была в том, что летом прошлого года от томичей поступали многочисленные жалобы на то, что эти самокаты, выдаваемые напрокат, беспечные ездоки после прогулок с ветерком просто бросали где придется. Органам правопорядка пришлось реагировать. Все закончилось вмешательством прокуратуры и возвратом владельцам двухколесного имущества.
Но электросамокаты еще цветочки по сравнению с электромобилями. Такие высокотехнологичные аппараты гораздо сложнее и представляют для людей большее неудобство. Речь, конечно, о зарядке. Ведь сегодняшние «батарейки на колесах» пока несовершенны и в отличие от обычных авто требуют ее почти каждый день. Хотя и вопрос об использованных батареях тоже скоро станет актуальным.

Недешевое удовольствие

На Западе, где уже не один год идет тотальная электрификация всего движимого и недвижимого, семимильными шагами создается соответствующая инфраструктура, включающая в себя многочисленные зарядные станции. Для электромобилей эти станции устанавливаются в специальных местах. На заправках, автопарковках, у торговых центров. Не говоря уже о частных гаражах. О том, чтобы где-нибудь в Берлине особо предприимчивый хозяин электромобиля кидал кабель для его зарядки с балкона своего дома в общий двор или сверлил стену, не может быть и речи. А у нас это в порядке вещей. Стремясь сэкономить на бензине, некоторые томичи, без учета интереса остальных, устраивают, себе «электрическую зону комфорта». Мол, заряжаюсь там, где мне удобно, и трава не расти.
В какой-то степени это напоминает захват придомовых территорий ушлыми автомобилистами, начавшийся еще с начала 2000-х. Томичам знакомы все эти столбики с номерами авто, цепочки, замочки, предупредительные записки со словами: «Не вставайте на мое место». Принцип тот же: главное, чтобы мне было хорошо, и пусть весь мир подождет… Сейчас с этим самоуправством городские власти активно борются. Но нет-нет да и можно еще встретить такую самодеятельность во дворах. Может, и с электрической самодеятельностью тоже пора заканчивать, пока где-нибудь что-нибудь не коротнуло и не случился пожар? Хочешь заряжаться? Похвально. Только заряжайся где положено. Это должно стать нормой.
Кстати, с экономией денег при эксплуатации современного электромобиля все не так просто, как кажется. Да, действительно, его владелец избавлен от заправки дорожающим бензином. А «закачиваемая» электроэнергия пока стоит копейки. Но несовершенство сегодняшних «электричек»: маленький запас хода, буквально тающий при наступлении морозов, морока с постоянной зарядкой, отсутствие сервиса – сводит все эти преимущества на нет. В России такие авто пока, скорее, модная игрушка. Это на Западе государство, радея за экологию, при покупке и эксплуатации электромобиля предоставляет своим гражданам массу преференций, освобождая их от налогов, выделяя субсидии и бесплатные парковки. У нас же все пока в зачаточном состоянии. Но прогресс не остановить. И если электромобили к нам пришли, значит, нужна соответствующая инфраструктура. А учитывают ли это наши городские власти при развитии Томска?

Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.