Моя родственница взяла кредит в микрофинансовой организации и указала меня как контактное лицо. Когда у нее начались просрочки платежей, меня стали одолевать звонками. Причем звонят со скрытого номера (у меня даже нет возможности им перезвонить) и электронным голосом напоминают о долге. Звонки очень частые, каждые 5–10 минут, включая ночное время. Имеют ли они на это право, если я не ставила подписи ни в одном документе? И если нет, как с ними бороться?
Юлия
Отвечает Михаил Сергейчик, руководитель проекта повышения финансовой грамотности «Ваши личные финансы»
– Особенность функции «скрытый номер» состоит в том, что она работает только на уровне мобильных телефонов. Оборудование оператора сотовой связи независимо от того, включена ли функция анонимности на мобильном телефоне звонящего или отключена, распознает каждый телефонный звонок и каждый номер, с которого он осуществляется.
Поэтому первым делом вам необходимо обратиться в офис вашего оператора связи для получения детализации входящих и исходящих вызовов по вашему номеру. Сопоставив данные истории ваших вызовов с временем входящих звонков от автоинформатора, вы сможете вычислить тот самый номер или номера. Узнав скрытый номер, вы можете обратиться к оператору сотовой связи с заявлением на блокировку входящих вызовов с него.
Далее вам следует обратиться с письменным заявлением и приложением детализации звонков в микрофинансовую организацию, где был получен кредит вашим родственником. В заявлении необходимо отметить, что на ваш номер телефона, указанный в кредитном договоре родственника лишь в качестве контактного, постоянно поступают звонки от автоинформатора (в том числе и в ночное время) с напоминанием о необходимости погасить определенную сумму долга.
Вы не являетесь клиентом данной организации и, следовательно, не давали согласия на сбор, хранение и использование ваших персональных данных. Поэтому вам необходимо сослаться на нарушение микрофинансовой организацией Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Кроме того, следует акцентировать внимание на том, что если звонки автоинформатора на ваш номер не прекратятся, то вы обратитесь с заявлением в прокуратуру, Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Центральный банк РФ.
Если вы решили составить и направить жалобы в Центральный банк, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, прокуратуру, укажите, что в отношении вас используются незаконные методы взаимодействия: телефонные звонки людям, не имеющим отношения к задолженности; раскрытие информации о банковской тайне; незаконная обработка и использование персональных данных.