Как человек захотел стать хозяином и что из этого получается

IMG_0709

На стене небольшого цеха по переработке молока – два ряда грамот и дипломов: «Александру Васильевичу Ендышеву, победителю конкурса «Первый шаг», «Победителю второго этапа областного конкурса в агропромышленном комплексе в 2011 году». «Победитель… 2013 года среди КФХ» – это уже от губернатора Сергея Жвачкина. Награды от департамента села, администрации Шегарского района. Россельхозбанк вручал ему, как добросовестному кредитору, именные часы. Диплом «Лидер сельского бизнеса» получен в 2012 году.

Сегодня настроение владельца наград Александра Ендышева больше напоминает настроение загнанной в угол рабочей лошади.

Аллюр № 1 – рысь

Подсобное хозяйство у Ендышевых было всегда. Держали коров, свиней, большой огород содержали в образцовом порядке. Жена Татьяна работала воспитателем в детсаду, а он сам – на КамАЗе. Когда возраст подошел к полтиннику, Александр понял, что не хочет крутить баранку до старости. Решил сам стать хозяином своего дела.

В Баткате, родном селе супруги, у них был участок. Туда в 2009-м они решили перевести из Мельникова свою живность и полностью сосредоточиться на подсобном хозяйстве.

Тут как раз началась пропаганда программы «Первый шаг» (помощь безработным в открытии своего дела). Знающие люди посоветовали Ендышеву принять в ней участие. Он подал документы на конкурс и выиграл грант 300 тыс. рублей. Добавил свои сбережения и начал строить в Баткате небольшую свиноферму. Через несколько месяцев в хозяйстве уже хрюкали шесть свиноматок и около 90 поросят. Семья по-прежнему держала пару коров и всякую мелкую живность.

— Уже осенью мы стали выезжать на рынок в Томск в Академгородок, – вспоминает Александр. – Торговали молоком, сметаной, мясом. Копчености попробовали делать. Поначалу работали своей семьей: мы сами, сын, зять с дочерью. Как мы выполняем то, что обещали в бизнес-плане, постоянно проверяли контролеры из департамента по развитию предпринимательства области. Мы демонстрировали то, что построили, что не сидим сложа руки, а работаем, есть желание увеличивать поголовье.

То, как сельчанин настроен и как он ведет дела, чиновникам понравилось.

Весной 2010-го на подворье Ендышевых стало уже тесновато: 12 коров – семь дойных и подростки, больше 100 свиней, овцы. Купили двух лошадей, чтобы не гонять технику за каждой мелочью. Стали нанимать рабочих. Взяли в аренду магазин.

Аллюр № 2 – галоп

— Администрация района нас приветствовала и поддерживала, — продолжает рассказ Александр Васильевич. – Чтобы были возможности развиваться дальше, нам предложили оформить кредит. После того как я прокредитовался, мы купили еще коров и построили ферму на 15 голов дойного стада. Нас в области заметили, стали чаще навещать, телевизионщики нашим хозяйством заинтересовались.

Понравилось хозяйство шегарцев и тогдашнему губернатору. Летом 2010 года во время поездки по району Виктор Кресс спросил, хочет ли Ендышев развивать производство дальше.

– Я ответил: все дело в деньгах. Будут деньги – и развиваться буду! – продолжает свою историю фермер. — Мне нужно было увеличить дойное стадо до 100 голов. Нелюбинский маслозавод мне поставил условие: «Из-за 300–400 литров молока к вам ездить не станем. Будет у тебя тонна в день – с удовольствием будем работать с тобой».

Заманчивые перспективы сулила новая государственная программа «Семейная ферма». О ней зашла речь после того, как в день департамента сельского хозяйства к Ендышевым областные власти привезли 40 гостей, чтобы познакомить с опытом становления хозяйства.

— Приезжал тогдашний начальник департамента села Владислав Брок. Мне сказали так: по новой программе денег пока еще нет. Если можешь, прокредитуйся: увеличишь поголовье, построишь ферму. А начнет работать программа «Семейная ферма» — получишь безвозмездную помощь. Обещаем!

Аллюр № 3 – карьер

Александр Ендышев поверил. Тем более что услышанное от областных чиновников совпало с его намерениями. В деревне Малое Бабарыкино он заприметил пять брошенных сельхозкорпусов. Их вполне можно было восстановить и перевести туда основное стадо.

К 2012 году у шегарского фермера дойное стадо насчитывало уже 70 голов. «Лидер сельского бизнеса» пахал, что называется, как проклятый. Кроме рук семейства у него в хозяйстве были заняты руки еще и 20 наемных крестьян.

Разрабатывали под сенокосы неудобные, оставшиеся после лесозаготовок площади. Строили зерносклад и молочный цех. Чтобы был свой пиломатериал, поставил пилораму.

На какие средства? Ожидая грант по программе «Семейная ферма», брали кредиты. В основном в Россельхозбанке. Но в 2011 году грант «пролетел» мимо. В 2012-м его получило другое хозяйство… И в 2013-м – тоже не Ендышев. По мнению Александра, гранты достаются тем, кто лишь на бумаге показывает свое намерение развивать хозяйство.

Чтобы не быть голословными и расставить все точки над i, «Томские новости» официально предлагают департаменту по социально-экономическому развитию села публично пояснить ситуацию и подробно рассказать о реализации программы «Семейная ферма» на территории Томской области. Уж больно много у колхозников вопросов по поводу этой программы…

Александр Ендышев сократил стадо, продав часть коров. Как только пошли задержки с выплатой зарплаты, люди, работавшие у Ендышева, разбежались. Остались две доярки и два тракториста, которые работают, по сути, за продукты. Конечно же, семья по-прежнему в строю хозяйства.

— Сегодня меня объявляют банкротом, хотя я еще не банкрот, — устало обрисовывает ситуацию фермер. — Россельхозбанк пошел мне навстречу. По одному из кредитов я получил рассрочку на год. Банк согласен, лишь бы я выкарабкался. Да неужели я бы до такого дошел?! Если бы я получил тот грант, который мне три года назад обещали областные власти, мы бы увеличили поголовье. Хотел прикупить племенных нетелей и этим поднять надои. Сдавал бы по 19–20 рублей за литр молоко на переработку, плюс получал бы субсидию три рубля на литр. Этих денег мне хватало бы даже с банком рассчитаться. А там бы потихоньку и с зарплатой для коллектива разобрался.

Россия, отвечая на санкции Европы, отказалась от импортных продуктов: «Будем развивать свое!» Что думает об этом фермер Ендышев?

– Я смотрю телевизор, читаю газеты. Мое мнение такое: если деньги, которые наш президент выделяет на развитие сельхозпроизводства, на самом деле дойдут до нас, то мы, местные фермеры, не то что Томскую область прокормим – всю Сибирь.

Аллюр № 4 – иноходь

Ситуацию комментирует Олег Майков, стоявший во главе Шегарского района с 2005 по 2010 год:

— Александр Ендышев — человек, который сделал сам себя. Начинал с нуля, над созданием фермы работала вся семья. Его черты – крестьянская смекалка, трудолюбие. Когда я пришел к руководству районом, у нас в селах было 600 торговых точек по продаже спиртного! Некому ни землю вспахать, ни сено вывезти, ни дрова подвезти… Деревня спивалась. Я пришел к губернатору и сказал: хочу, чтобы в каждой деревне был хотя бы один кулак. Начали поддерживать каждого, кто старался создать производство, карабкался изо всех сил. Ендышева мы заметили сразу, я несколько раз привозил к нему губернатора. Кресс сделал вывод: с этого мужика толк будет. Мы стали готовить документы, чтобы Ендышев вошел в программу «Семейная ферма». Но все получилось как получилось…

Он не авантюрист, и это самое главное. Настоящий трудяга. Но у него нет экономического образования. В рыночных условиях он никогда не работал. Поэтому считает, что ему должно помогать государство в лице местной власти. Мы и помогали, поддерживали. У него глаза горели, дело спорилось, он в будущее смотрел!

После того как в 2010 году я ушел с поста главы района, он несколько раз ко мне приходил, советовался. Оказалось, что его видение семейной фермы разошлось с тем, что требует программа. В какой-то момент его не поддержали (хотя горячо принародно эту поддержку обещали), а он уже набрал кредитов. Побежал, что называется, впереди паровоза.

Рыночная экономика – дело тонкое: ты со своей продукцией остаешься один на один с конкурентами. Нужны специалисты, которые проконсультируют, подскажут. А в районе не нашлось людей, которые взяли бы его в свою команду. Узел проблем хозяйства стал затягиваться. Дальше — больше. Думаю, что у Александра начали копиться обиды на всех и вся…

Он сейчас бьется из последних сил. Если не помочь, Ендышев как хозяин загнется, разорится. Мы получим еще одного злого на весь мир человека. А другого кого-то начнем в этот же момент с нуля поднимать? Мы в районе уже открывали завод по переработке молока, при нем была ферма. Потом завод закрыли, скот закололи. Теперь новые программы начнем развивать? Снова по кругу ходить?

***

…Александр Ендышев сдаваться не собирается. Да и некуда ему отступать. В августе он написал письмо в Москву. Оно из администрации президента вернулось в область с указанием разобраться. Загнанных лошадей пристреливают? Неправда…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 20 =