Как эксперт-криминалист ворвался в мир томского искусства

Фото: Артем Изофатов

_j0a7576

Выставочный зал Дома ученых, несмотря на свои размеры, кажется тесным из-за наплыва посетителей. В этом году стенам здания исполняется 125 лет. Они повидали всякое, но даже для томского старожила эта персональная выставка – не рядовой случай. Все-таки не каждый день автор работ – эксперт-криминалист на службе МВД.

Цинизм побоку

– О творчестве нашего сотрудника я и многие коллеги узнали только после этой выставки, – говорит начальник УМВД России по ЗАТО Северск Дмитрий Амелин. – Он никогда это не афишировал и не хвалился, а его безукоризненная служба не оставляла никаких намеков на то, что после суточного дежурства он проводит бессонные ночи, занимаясь искусством.

Профессия Назария Чесалова – эксперт-криминалист, у него нет постоянного контакта с населением, как у участкового, нет и романтического ореола следователя. Тем не менее во многом именно от его работы зависит успех раскрытия преступления.

– День такого специалиста, как эксперт-криминалист, непредсказуем, – продолжает Дмитрий Амелин. – Он выезжает на все происшествия – от гаражных краж до убийств – для сбора первичных доказательств, оставленных преступниками. Назарий очень опытный реконструктор внешности по черепу – к нему обращаются, когда найденное тело уже невозможно опознать.

Работа, связанная с местами происшествий, черепами, преступниками и прочими не самыми приятными вещами нашей жизни, развивает скорее цинизм, чем тягу к прекрасному. Назарий же смог от нее оттолкнуться, найти свой уникальный стиль и начать творческий путь.

– Моя любимая поговорка – «Проблемы – это нераспознанные возможности», – смеется Назарий Чесалов.

Паши, пока молодой

Издалека ничего особенного в работах художника не разглядишь: портреты знаменитостей, герои фэнтези, копия картины Васнецова «Три богатыря»… Но стоит подойти поближе, и становится понятно, что это не акварель или масло, а объемные аппликации из цветного картона. Каждая даже самая маленькая тень, морщина, штрих, чешуйка на кольчуге и даже блик на ней – отдельная аккуратно вырезанная и приклеенная деталь.

– Художественное образование у меня только начальное, но я считаю, что получить его должен каждый, – рассказывает Назарий. – Говорят, что академизм, прививаемый в художках, убивает самобытность, но я считаю, что он только помогает. К академизму я добавил научную составляющую криминалистики и получил свой стиль.

Наблюдать за процессом создания картин – не меньший кайф, чем смотреть на результат. Коврики-миллиметровки, канцелярский нож, который, не переставая, разрезает цветной картон – и так слой за слоем выстраивается (по-другому и не скажешь) изображение. Понаблюдать за этим можно и в режиме онлайн по ссылке: ­www.twitch.tv/nazary_pervee.

– На создание картин требуется разное количество времени, иногда несколько часов, иногда несколько месяцев, быстрее всего, наверное, сделал портрет деда, – вспоминает Назарий. – Приходишь после дежурства – и процесс пошел. Бывает, что по нескольку суток не сплю. Кофе, холодный душ. Время летит… Отрываешься от работы, а уже солнце встает. Потом досыпаешь, где можешь. Пока молодой, пахать надо.

_j0a7629

_j0a7534

«Немного сказки никому не помешает»

За талантливого художника и классного сотрудника томскому арт-сообществу и северской полиции стоит благодарить томский медицинский университет. Именно СибГМУ привлек сургутского абитуриента Назария Чесалова в наш город. Но в профессии врача за время обучения студент разочаровался и стал двигаться в сторону судебной медицины.

– Мне удалось его убедить не оставаться в медицине, а идти в полицию, в экспертное подразделение, где как раз требовались кадры, – вспоминает профессор кафедры судебной медицины Федор Алябьев.

Назарий признается: сомнения о сделанном выборе посещают, все-таки профессия очень тяжелая. Но менять ничего бы не стал.

– Дисциплинированность и собранность, полученные в полиции, избавили меня от «ожидания музы» и «мук творчества», – рассказывает эксперт-криминалист. – Ко мне аппетит приходит во время еды, я умею настроить себя в любой ситуации.

Работа повлияла и на тематику произведений. Если в жизни Назарий постоянно наблюдает человеческую драму, то на свои картонные полотна ее не пускает, предпочитая изображать сильных персонажей и просто красоту.

– Немного сказки никому не помешает. Я поклонник фантастики и фэнтези и часто изображаю любимых персонажей, – объясняет он. – Люблю бунтарей, таких как Цой и Высоцкий, способных прорваться сквозь серость и предложить что-то новое.

Слово офицера

Первее – псевдоним Назария родом из детства.

– Может, с точки зрения грамматики оно и не идеальное, но именно оно приходило мне на ум, когда я бегал с братом наперегонки. И вот это желание быть не первым, но первее я и вложил в свой псевдоним. Я вообще часто спрашиваю себя: «Если бы я маленький увидел себя взрослого, остался бы доволен?»

Похоже, такой метод проверки себя самого работает. Так к профессиональной и художественной деятельности недавно добавилась преподавательская. В родном СибГМУ Назарий ведет курс судебной медицины. Но, несмотря на загруженность, останавливаться не намерен.

– Цели должны быть амбициозными – хочу выставляться, творить и продавать свои работы. Прошедшая выставка – маленький шаг на большом пути, – убежден он. – Буду и дальше расти. Даю слово офицера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 3 =