Как обстоят дела на томском вещевом рынке

img_7852

Как известно, встречают по одежке. Хорошую одежду и обувь сейчас найти несложно. Еще совсем недавно прилавки магазинов ломились от привезенного из-за дальних рубежей разносортного барахла. Сейчас погода на вещевом рынке меняется: большим спросом стали пользоваться изделия российской легкой промышленности. Трудно ли, легко ли сегодня производителям одежды и обуви? Как и чем завоевывать российского потребителя? Об этом «ТН» в канун профессионального праздника – Дня работников легкой промышленности России – рассказывает директор томской обувной фабрики «Ронокс», президент Ассоциации предприятий легкой промышленности в Томской области Станислав Олтаржевский.

Спрос на российское

Легкая, или, как ее раньше называли, мелкая, промышленность хоть и занимала в структуре экономики СССР лишь до трети объема, но брала реванш по социальной значимости. Учитывая огромный спрос у населения на одежду, обувь, текстиль, эта отрасль поддерживалась государством. И некогда даже занимала лидирующие позиции в мире. Наша страна обувала и одевала полпланеты. Но в постперестроечные времена ситуация изменилась: конкуренция со стороны иностранных производителей, казалось, сгубит брошенные без господдержки швейные и обув­ные фабрики.

Беды благодаря усилиям производителей-патриотов не случилось. Выплыли, приноровились к реалиям. Наряду с традиционными центрами легкой промышленности в России добавились малые и средние производства нового типа с первоклассным оборудованием, профессиональными кадрами, способные на равных конкурировать с законодателями мод.

Одним из таких стала томская обувная фабрика «Ронокс», чья разнообразная и интересная продукция с успехом расходится по ряду регионов страны. Предприятию скоро исполнится два десятка лет.

– В общем мировом объеме производства и потребления обуви пока безоговорочно лидирует Китай – там производится около 70% туфель и кроссовок, – поясняет Станислав Олтаржевский. – Но с ними можно конкурировать по качеству и цене: как и все глобалисты, они не всегда знают и понимают, что точно нужно российскому потребителю и тем более в Сибири. В нашу пользу идут их издержки на транспорт и логистику, на нашей стороне таможенные тарифы, высокий курс доллара. Поверьте, наши профессионалы-обувщики не хуже, мы отлично знаем, как сделать качественное изделие, как и где продать с выгодой для всех.

По мнению Олтаржевского, большинство российских фабрик хорошо себя позиционируют, находят свои ниши и постоянных покупателей. Перспективы роста вполне оптимистичны: на ближайшие два-три года все просматривается неплохо. Обувщики отходят от обувной идеологии Италии, основанной на доминировании изящности, красоты и напыщенности, к концепции Германии с требованием комфорта и удобства. В пользу избранного курса служат результаты исследований: в Европе из десяти человек девять повсюду ходят в кроссовках. Спортивный стиль стал трендом не только из-за простоты, но и практичности. В нашем климате и нижесреднем уровне чистоты улиц людям требуется не только красивая, но и прочная, добротная и, главное, недорогая обувь.

Каждый россиянин в среднем приобретает 2,6 пары обуви в год (жители США и Европы – 4,5–6,5 пары).

Покупатель голосует ногами

– Сегодня даже брендовая ­обувь – плод международной кооперации, – поясняет Станислав Олтаржевский. – Кожсырье – из Бразилии и Аргентины. Мех – австралийский и новозеландский, клей – итальянский, турецкий. Стелька итальянская. Химия (красители) – немецкая, итальянская. Подошва – итальянская и российская. Подклад из китайской свиной кожи. И даже шнурки могут быть из разных стран. Все комплектующие доступны, поэтому технологи могут подобрать требуемое качество. От замысла дизайнера до создания пары идет предельно творческий процесс! Свою долю привносит мода: например, мужская обувь более консервативна и может не меняться несколько лет. Помните, как долго был востребован «Саламандер»? Женская мода капризна, непредсказуема, и иногда трудно определить, что выстрелит. И совершенно неожиданно может возникнуть спрос на модели прошедших сезонов.

У небольших российских фабрик и партии продукции небольшие. Такие фабрики, как «Ронокс», – гибкие, они способны быстро менять технологии и выпускать практически любые модели. Тем более оборудование на известной томской фабрике – из Германии, Италии, Чехии. Покупатели приучены к хорошему и реагируют мгновенно. Несколько лет назад «Ронокс» представил интересную коллекцию на выставке в Москве. Она оказалась столь свежей и актуальной, что 20 тысяч пар было продано за десять дней. И этого не хватило, чтобы полностью удовлетворить покупателей. На спрос томичи не жалуются: «Ронокс» популярен, его руководители иногда даже отказываются от участия в крупных выставках, чтобы не обеднить розницу в сети магазинов.

Особенность нашего региона: в Томске ходовой размер для мужчин 42–43-й, а на севере области 39–40-й. Почему?

Станислав Олтаржевский

Знак от души

Конечно, в отрасли еще много проблем. «Ронокс» выпускает 35–40 тыс. пар обуви в год, но мог бы легко делать в два раза больше. Проблема в нехватке квалифицированных кадров. Их у нас в регионе попросту не готовят. Очень трудно отрасли конкурировать на рынке с контрабандной и контрафактной продукцией, ее объем может доходить до 50%. По мнению специалистов, протекционистские и охранительные меры государства могли бы помочь.

Но слух о смертельных болезнях нашей легкой промышленности сильно преувеличен. Отрасль стоит на ногах. Кто не смог и должен был уйти, освободил место. Кто прошел горнило перехода к рыночной экономике – жив-здоров, чувствует себя нормально и движется вперед к своим главным мечтам и целям.

В «Роноксе» пятиступенчатый контроль за качеством выпускаемой продукции. Брак – 0,02%. У торговых фирм считается допустимым до 2%.

img_7832
Обувные фабрики России обеспечивают 20% спроса на внутреннем рынке. Чистая рентабельность российского обувного производства составляет 15%. Доля импортных материалов в производстве российской обуви – около 60%. Ежегодный рост рынка обуви отечественного производства составляет до 10%.

– Мечты у нашего преимущественно женского стабильного и дружного коллектива есть, – размышляет Станислав Олтаржевский. – При современных условиях с трудом, но можно наладить сложное производство, купить любое оборудование, найти людей и занять свою нишу на рынке. Но процесс производства должен не просто приносить прибыль, а быть гармоничным, без сверхусилий и периодических героических битв. На то она и легкая промышленность, чтобы легкость и изящество производственного процесса передавались изделиям. Чтобы они несли в себе не только качество и комфорт покупателю, но и частичку креативной и спокойной за ­завтрашний день души обувщика.

Реклама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 11 =