Как разработчик систем связи вернулся в спорт спустя 30 лет

Алина Колпакова

Фото автора

Шаповальянц

«Это борьба с самим собой. Это любовь», – так Виктор Шаповальянц начинает рассказ о том, почему он пришел в плавание, почему ушел и почему уже в пенсионном возрасте решил вернуться. В июне Деда, как называют пловца партнеры по клубу ветеранов плавания «Северск-Мастерс», стал чемпионом России среди ветеранов по плаванию на открытой воде, а в августе он успешно выступил на чемпионате мира по водным видам спорта в Казани. Шаповальянцу совсем чуть-чуть не хватило до попадания на пьедестал почета: он стал четвертым в своей возрастной группе на дистанции 100 метров баттерфляем и 200 метров брассом.

Расставить приоритеты

В спорт чаще всего попадают либо благодаря родителям, либо благодаря тренерам и преподавателям физкультуры. Первые видят в нем хобби или развивайку для организма, вторые ищут будущих чемпионов. 14-летнего Виктора в бассейн привели родители, но потом его заметили и тренеры.

– Мама отдала в бассейн, потому что у меня был порок сердца. Около двух лет просто плюхался, занимался лечебной физкультурой, мне ставили правильную технику. Потом я попал на соревнования среди школьников и случайно победил, – смущаясь, вспоминает Виктор Георгиевич. – Именно за счет техники и выиграл. Тогда и начал серьезно тренироваться. С девятого класса в течение десяти лет никому в области не уступал первое место в баттерфляе, хотя по ходу осваивал и другие стили. Самыми любимыми дистанциями были 50 и 100 метров.

Казалось бы, победы на региональном уровне – прямой путь как минимум в сборную области. Но Шаповальянц выбрал другую дорогу. Он посчитал, что спорт – это любовь, а не средство для зарабатывания денег, вошел в первый набор ТИРиЭТа (ныне – ТУСУР) и на всю жизнь стал разработчиком систем связи.

30 лет спустя

Параллельно с работой Шаповальянц занимался спортом в свое удовольствие. Но в какой-то момент вернулся в соревновательный режим. Спасибо Борису Филиппусу – первому в Томской области мастеру спорта по плаванию. Он долго уговаривал Шаповальянца выступать в категории «мастерс», и тот не сразу, но все-таки согласился. 30 лет спустя Деда вернулся в спорт и вот уже в течение восьми лет регулярно тренируется, явно не жалея о своем решении.

– Я встречаюсь с теми пловцами, с которыми когда-то соревновался на чемпионате СССР среди школьников, и это здорово, – улыбается Виктор Георгиевич. – Встречаемся, общаемся: «Ты помнишь, как я тебя тогда сделал?» Все результаты помнятся. Только эти ребята не покидали спорт. Например, с Борисом Ружицким, который почти всегда выигрывает у меня на стометровке баттерфляем, мы впервые встретились на чемпионате страны среди школьников в Прокопьевске в 1960 году.

«Северск-Мастерс» – клуб подобных Виктору Шаповальянцу энтузиастов. Жилье, питание, тренировки, поездки – практически все за свой счет. Каждый сам себе тренер: главное – поддержание формы, техника уже устоявшаяся, но совместные заплывы помогают указать на какие-либо погрешности. Благодаря таким людям, которые любят спорт и не могут жить без эмоций, получаемых во время соревнований, северский клуб (в Томске подобного нет) и существует. Существует по олимпийскому принципу: результат – не главное.

– В нашем возрасте не нужно перебарывать себя и плыть на износ, – говорит Виктор Георгиевич. – Нужно найти золотую середину, не переусердствовать лишний раз. Есть очень сильные пловцы, есть те, кто плывет медленно. Но не бывает такого, чтобы кто-то не финишировал. И последнему всегда аплодируют даже больше, чем победителю. Такая поддержка, такие эмоции – счастье.

Виктор Шаповальянц не знает, до скольких лет он бы хотел заниматься плаванием.

– Это не профессиональный спорт, все только для себя, стопроцентный эгоизм, – усмехается Деда. – Пенсия небольшая, выдергиваю деньги из семейного бюджета. Но это неважно, когда в 71 год чувствуешь себя на полвека моложе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − два =