Как с этим жить? Хроника события

вика 01

Пять суток длились поиски Вики Вылегжаниной. Неизвестный мужчина увел ее из садика около 18 часов 14 августа. Час спустя начались поиски.

15 августа около садика на ул. Войкова, 82б, организовали штаб. К вечеру в Томск прибыли представители новосибирского и кемеровского отделений добровольческого поискового отряда «Лиза Алерт», следующим утром прилетели их координаторы из Москвы.

18 августа лучшие криминалисты СК РФ подключились к расследованию. Губернатор Сергей Жвачкин пообещал вознаграждение 1 млн рублей за информацию о местонахождении малышки. Вечером на ул. 5-й Армии найдена ее одежда.

19 августа зона поисков расширена за пределы города. В районе 16.00 недалеко от места, где ранее были обнаружены вещи Вики, найдено ее тело, завернутое в одеяло и оставленное в заброшенном погребе. Поиск преступника, убившего Вику, продолжается.

«Не сводите проблему к видеокамерам»

Как построить идеальную систему безопасности в образовательных учреждениях

К 25 августа комиссия, созданная при администрации города, должна сформулировать предложения по обеспечению безопасности в детских садах. Решить проблему помогут в том числе предприниматели: мэр Иван Кляйн сообщил, что несколько крупных компаний «окажут посильную помощь в защите детей». По информации «ТН», несколько садиков самостоятельно привлекают независимых специалистов для консультации по системам безопасности.

Глаз-алмаз

По данным городской администрации, только 28 из 105 зданий муниципальных детских садов оборудованы системами видеонаблюдения. По предварительной оценке, расходы на каждый садик могут составить от 100 до 300 тыс. рублей. Если речь идет только о видеокамерах, то оценка более-менее справедливая.

– Не обязательно ставить камеры на каждом шагу, достаточно двух-трех, установленных на точках доступа на территорию – на центральном и служебном входе, – говорит Вячеслав Гордиенко, начальник технического отдела ЧОП «Отечество». – Но техника должна быть качественной, с высоким разрешением, чтобы можно было четко разглядеть лицо. Хорошая цифровая видеокамера стоит около 35–40 тыс. рублей.

Другая проблема: подавляющее большинство детских учреждений, оборудованных системами видеонаблюдения, ведут запись «для истории».

– Нет квалифицированного охранника, который в режиме реального времени отслеживал бы картинку, – говорит Вячеслав Гордиенко. – Запись ведется на носители и извлекается в случае ЧП. То есть речь идет не о предупреждении несчастного случая, а о работе уже по факту ЧП.

Мышь не проскочит

Для создания превентивной системы безопасности видеонаблюдение вообще вторично.

– Первое, что нужно обеспечить, – это хорошее ограждение, – убежден Гордиенко. – Я считаю, что идеальный вариант – двухметровый забор из профлиста. Через него невозможно будет перепрыгнуть – высоко, на нем нельзя подтянуться – сразу порежешь руки, он относительно недорог и в то же время защищает территорию от посторонних глаз.

Второй этап – система контроля доступа. Она включает в себя видеонаблюдение и блокирование территории для посторонних, когда на точках доступа – электронный замок, а ключ от него есть только у сотрудников сада или родителей.

– Третий этап – периметрическая сигнализация,– продолжает Вячеслав, – когда по периметру устанавливаются датчики и в случае пересечения ограждения с той или другой стороны подается сигнал тревоги. Но для того, чтобы мера была эффективной, нужен стационарный пост охраны.

Сколько может стоить, например, система контроля доступа, Гордиенко сказать не готов, как раз сейчас их компания обследует несколько детских садов, чтобы выдать заключение. Но в качестве примера можно вспомнить школу в селе Вершинине. Вход в школу оборудован турникетом с системой фиксирования прихода и ухода учеников, причем работает она по отпечаткам пальцев. Как только ребенок переступает порог школы, родителям приходит SMS. В учительской установлен специальный монитор, где отображается информация обо всех присутствующих в школе учениках и учителях. Эта система обошлась в 250 тыс. рублей. Товар ценнее, чем дети?

В среду вечером движение по улице Войкова в Томске пришлось перекрыть: люди пришли на акцию памяти Вики Вылегжаниной к детскому саду № 46. На заборе около главного входа были размещены фотографии Вики, сюда же люди несли цветы, мягкие игрушки, зажженные свечи. Желающих таким образом почтить память погибшей оказалось больше тысячи.

На месте много говорили о трагедии, и помимо эмоций в беседах часто звучал вопрос безопасности в детских садах.

– У меня два года был частный детский сад, – рассказывает Евгения Батурина, – и, пока он работал, мы закрывали все двери, все окна и все возможные подходы к садику. В школах уже давно сидят охранники, теперь пришло такое время, когда и в садиках они должны быть. Повысить ответственность сотрудников детских садов тоже необходимо. Не надо говорить, что зарплата маленькая, насильно их никто не тащит туда работать.

Несколько родителей, пришедших вместе с маленькими детьми, сравнивали охрану предприятий, офисов и детских учреждений:

– У нас в офисе стоит появиться постороннему, охранник по видеокамерам его отслеживает, подходит, выясняет личность, цель визита, – рассказывает Вячеслав Высоцкий, – причем в этом офисе не люди сидят – там товар. В детских садах же контроля за приходящими нет. Получается, что у нас товар ценнее, чем дети.

Но не все томичи поддержали идею проведения этой акции. Люди считают, что, во-первых, необходимо обязательно учитывать мнение родителей погибшей девочки, которым было неприятно такое демонстративное вмешательство в горе их семьи. Во-вторых, никто не учел, что детский сад совсем не место для подобных скорбных мероприятий. Акция стала поводом для раздора между ее организаторами, администрацией детского сада и некоторыми родителями, дети которых его посещают. Организаторы наотрез отказываются убрать игрушки, свечи и цветы до дня похорон Вики.

вика 02

Незнакомцы – табу!

Очевидно, что сейчас родители должны как никогда обращать внимание на безопасность детей.

– Первое, что я бы сделала как мать, – проверила своих детей: идут ли они к незнакомым людям? Нужно смоделировать ситуацию – под вашим контролем с помощью проверенных людей, которых ваш ребенок ни разу не видел, – говорит Наталья Артюшенко, руководитель психолого-медико-педагогической комиссии г.Томска. – Если ребенок не прошел тест на безопасность, срочно обратиться к педагогу-психологу за консультацией. Недавно по центральному ТВ показывали эксперимент, как на детской площадке взрослый мужчина предлагал ребятишкам пойти с ним под разными предлогами: мама позвала, конфет поесть и так далее. Из более чем десятка детей только один сказал четкое «нет»: «Мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми».

– В психологии есть теория под названием «теория привязанности», которая объясняет, почему дети в определенном возрасте признают только маму. Так у ребенка формируются правильные социальные установки, – говорит Наталья. – Молодые родители наверняка помнят, что если в шесть месяцев ребенок с удовольствием шел на руки к незнакомым людям, то уже в семь месяцев он резко менялся – хотел только к маме и даже папу иногда игнорировал, не говоря уже обо всех прочих. Такое поведение характерно до пяти лет, и оно говорит о правильном развитии эмоционально-волевой сферы. Если ребенок чрезвычайно общительный со всеми, это должно насторожить родителей. Лучше всего проконсультироваться у специалиста: только он может определить, есть ли здесь проблема в развитии нервной системы или это просто особенности характера, и никто чужой его не уведет. Также возможной причиной согласия ребенка пойти с незнакомым человеком является низкий авторитет родителя: мама сказала «нельзя», но это для ребенка не повод не пойти туда, где будет интересно, потому что мама часто говорит «нет» (не зря считается, что на восемь «да» можно говорить лишь одно «нет»).

Наталья Артюшенко не рекомендует оставлять ребенка без присмотра хотя бы до девяти лет.

вика 04

вика 03

Угол зрения

Елена Тайлашева, журналист

Весной в рамках пресс-тура в Польшу мне довелось побывать в Центре безопасности в Варшаве. Эта структура объединяет все оперативные службы – полицию, скорую, спасателей, пожарных. Ее «сердце» – огромный, в два-три этажа, зал, где одну стену полностью занимают мониторы, на которые передается информация с камер наблюдения. В зале за персональными компьютерами сидит несколько десятков дежурных, которые в режиме реального времени отслеживают ситуацию на улицах города. Камерами – без преувеличения! – унизана вся Варшава. Они имеют такое разрешение, что без проблем можно опознать человека. Такая система безопасности была построена в преддверии Евро-2012 и обошлась городу примерно в 13 млн долларов. Я не знаю, сколько это может стоить в Томске. Но то, что ограничиваться одними детскими садами нельзя, – однозначно. В следующий раз ЧП может случиться в детской больнице, в школе, в музее, в сквере, на стадионе. И у нас нет уверенности, что все под контролем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + восемь =