Как томский Chop-Chop делает бизнес на главном мужском тренде

общий план2

Голые кирпичные стены и дорогой паркет. Мотоцикл как элемент интерьера и дизайнерские двери в туалет. Черные кожаные кресла, откидывающиеся специально, чтобы стричь бороду, и софиты, освещающие работу звезд – мужских мастеров, лучших в городе, как утверждает владелец томского Chop-Chop Леонид Дворников. Здесь принципиально не принимают на работу женщин и принципиально их не стригут. «Это запятнает честь всего бренда!» – считают основатели франшизы из Москвы. Прошлой осенью Томск присоединился к крупнейшей в мире сети мужских парикмахерских, а Леонид Дворников проверил собственные предпринимательские фобии: а не глупо ли открывать узконишевой проект, теряя огромный женский рынок?..

Баба с возу

До открытия Chop-Chop у Леонида Дворникова не было бороды. Он понятия не имел, что парикмахеры разного пола стригут как-то по-разному и что в провинции вообще перспективны популярные в столице барбершопы.

– Но однажды я сходил в пафосную парикмахерскую… – Леонид рассказывает о капле, переполнившей чашу его терпения.

«Бабская» атмосфера – раз (несмотря на миллионы, вложенные в отделку). Совсем не тот результат, которого хотелось (подробные разъяснения перед стрижкой не помогли). Выйдя разочарованным, Леонид впервые серьезно подумал над предложением брата Андрея открыть в Томске Chop-Chop – чисто мужское место, где постригут быстро, круто и без лишних церемоний. Андрей Дворников, живший в Екатеринбурге, на тот момент готовил открытие уже второго салона и давно подбивал брата купить франшизу для Томска. Но Леонид сомневался: где Екатеринбург с его полуторамиллионным населением и где наш далекий от движухи маленький город…

– До Екатеринбурга, кстати, я так и не доехал. Но в мае прошлого года, вскоре после визита в ту пафосную парикмахерскую, я оказался в Красноярске и зашел в местный Chop-Chop. И мне очень понравилось – вот атмосфера, которая нужна мужику! – восхищается Леонид. – Изначально думал: может, открыть салон под собственным брендом? Но фирменная зацепка, раскрученное имя позволили бы быстрее стартовать. Плюс франчайзинговой системы в том, что всегда можно обратиться за советом в другие филиалы – мы как одна большая семья. Ну, и очень важным моментом для меня было наличие академии Chop-Chop в Москве, где франчайзи могли обучать своих мастеров с хорошими скидками. При этом покупка франшизы вовсе не означает серьезного бизнес-сопровождения, как многие думают. По сути, ты просто получаешь возможность пользоваться брендом. Да, есть бренд-бук с фирменным стилем и советы, как применить логотип. Но четко проговаривается только одно: как нельзя его позорить (скажем, нельзя стричь женщин). Над дизайном салона ты все равно думаешь сам. Так, мы в качестве примера брали сверхактуальный на тихоокеанском побережье барбершоп Baxter Finley, работающий в Лос-Анджелесе.

В первых числах июня 2014 года Леонид купил франшизу (цена для городов с населением меньше миллиона – 350 тыс. рублей, затем ежегодное роялти 250 тыс). И – ключевой момент! – сразу же заказал за границей классические барбер-кресла ценой 50 тыс. рублей каждое. В России таких не производят.

Отношения по любви

Бесплатное пиво в свеженьком томском Chop-Chop 6 сентября лилось рекой. Музыка гремела на весь проспект Фрунзе. Милиционеры как бы невзначай прогуливались туда-сюда, но тусоваться хипстерам не мешали. Лишь под вечер заглянули на всякий случай: «У вас все нормально?» – «Да, все нормально, празднуем открытие!»

– Информация о халяве всегда быстро разносится по соцсетям, поэтому народу в первый день работы было очень много, – улыбается Леонид. – Хотя, конечно, многие ждали нашего открытия: формат оказался очень востребованным. Мы сразу позиционировали себя не как салон красоты, где тебе пять раз помоют голову и будут скакать вокруг полтора часа, а как своеобразный мужской клуб, где в расслабленной атмосфере можно быстро и аккуратно постричься, листая «Коммерсант», комиксы из «Нью-Йоркера» или американский GQ. В первый же месяц салон вышел на операционную окупаемость, два кресла из четырех были практически постоянно загружены.

Основной клиентурой, как показала практика, оказались модные молодые люди – креативный средний класс, а вовсе не богатые дяденьки на лексусах (учитывая стоимость стрижки 1 тыс. рублей). Даже отсутствие нормальной парковки не стало проблемой: многие приезжали на маршрутке. Зато для таких людей были важны мелочи типа бесплатного кофе.

– Своей ценой мы сразу заявили уровень мастеров. Кроме того, чтобы человек любил свою работу и хотел развиваться, он должен за нее хорошо получать. А то я представляю градус любви к профессии у парикмахеров, берущих за стрижку 350 рублей (средняя цена по городу), – рассказывает Леонид. – Нам говорили: студенческий город такой прайс не потянет! Но на самом деле человек, который хочет выглядеть стильно, лучше раз не сходит в кафе, но наведет порядок у себя на голове.

Поначалу возврат клиентов был невысоким («Наши барберы еще учились и на тот момент не были совершенны в работе», – деликатно поясняет Дворников). Но с нового года, когда каждый мастер томского Chop-Chop прошел корпоративное обучение и серию мастер-классов, лояльность резко выросла – остаются сами и приводят друзей, 80% новых клиентов приходят благодаря сарафанному радио.

Есть, конечно, и противники  ЧОПорного стиля: многие считают, что стрижки в этом салоне хоть и оригинальны, но в массе своей однообразны – американская классика 1950–1960-х годов.

– Зато то, что мы делаем, мы делаем идеально, – парирует Леонид. – Если мужчина работает в обычном салоне красоты, то 70–80% его контингента – женщины, и он подстраивается под их головы и прически. Здесь же наши мастера постоянно совершенствуются именно в мужских стрижках. Ну и как бонус для руководителя: мужчина всегда будет чуть более надежным работником, потому что, во-первых, не уйдет в декрет, во-вторых, если уж он выбрал эту традиционно женскую профессию, то, значит, по большой любви.

Иногда в томский Chop-Chop заходят постричся американцы и англичане, приехавшие в Томск по делам или в гости. Они опознают классический барбаершоп по крутящемуся барбаерполу - символу цирюлен на западе
Иногда в томский Chop-Chop заходят подтричься американцы и англичане, приехавшие в Томск по делам или в гости. Они опознают классический барбаершоп по крутящемуся барбаерполу — символу цирюлен на западе

Затраты на открытие Chop-Chop в Томске составили 2,5 млн рублей.

– Вообще-то рассчитывал на 1,5 млн, именно в такую сумму обычно укладываются франчайзи, – рассказывает Леонид Дворников. – Но аппетиты росли на глазах! Особенно когда мы начали делать ремонт… Мой перфекционизм требовал, чтобы все было идеально. Например, увидел в каталоге дизайнерские двери и загорелся: они должны быть у меня! Ждал их долго и заплатил дорого. Больших трудов стоило найти стильные светильники в виде софитов. Как-то зашел в коктейль-бар «Студио 46» и прям расстроился: там такие же…

всякие мелочи6

Словарь

Барбершоп – от англ. barbershop – «цирюльня».

Франчайзинг – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.

Томск стал одним из 35 городов России, где открыты Chop-Chop. Также сеть присутствует в Прибалтике, на Украине, в Казахстане, Беларуси. Ее основали в 2011 году три бывших сотрудника мужского журнала GQ.

 

Лучшим каналом маркетинга Дворников считает соцсети. Причем в Томске плохо работает модный в столице «Фейсбук» – основной приток клиентов дают «ВКонтакте» и «Инстаграм».

– Не понимаю тех, кто называет соцсети бесплатным каналом рекламы, – говорит Леонид. – Да, сама площадка бесплатная. Но лично я трачу очень много усилий и времени на то, чтобы сделать нашу группу живой и интересной, то есть работающей. Видите художников на улице? (На углу в момент нашего разговора несколько учеников художественной школы рисуют здание мэрии. – Прим. авт.). Мы их сфотографировали, сделаем пост, но еще пару часов я буду сидеть, обмозговывать каждую запятую, ретушировать фотографии. Подпись к фото художников на фоне Chop-Chop Леонид сформулировал так: «Искусство снаружи и внутри».

ЦИФРА

В среднем в томском Chop-Chop стрижется 20 человек в день.

дворников2

«Хочешь сделать хорошо – делай сам, – считает Леонид Дворников. – Отсутствие компетенций можно компенсировать трудолюбием и перфекционизмом».

Парикмахерский бизнес Леонид совмещает с руководящей должностью в нефтяной отрасли (работает вахтами в Красноярском крае) и пока не собирается ее покидать: это и вопрос дополнительного заработка, и вопрос профессиональной реализации. Свое отсутствие в течение месяца не считает критичным: он всегда с Интернетом под рукой, а оперативные вопросы может решить жена, помогающая в бизнесе. С «нефтянкой» Леонид готов завязать лишь в том случае, если соберется открыть второй Chop-Chop, что не исключено, потому что ниша далеко не заполнена, или же экспериментальный женский салон красоты, как уже сделал его брат Андрей в Екатеринбурге

мужик с бородой4

Борода популярна у хипстеров уже несколько сезонов, и владельцы Chop-Chop много сделали, чтобы их салон прочно ассоциировался с услугой по стрижке усов и бороды. Возможный уход тренда их не страшит: волосы на голове все равно расти не перестанут. 70% клиентов приходят именно подстричься

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 2 =