Как трое томских преподавателей конвертировали интеллект в прибыль

Учитель истории и английского Роман Нечаев за несколько лет до открытия собственной языковой школы знал, как она будет называться, – «Школа святого Георгия» (небесного покровителя англичан), в крайнем случае – «Англия». Елена Недоговорова и Ольга Гиль – коллеги и единомышленницы, которых он позвал в совместный бизнес, первый вариант забраковали. Осталась «Англия», посчитали важным, что имя собственное начинается на первую букву алфавита и в списке 2gis будет стоять выше основных конкурентов. Этот нехитрый маркетинговый прием дал новой школе первых учеников. Главное – удержать их, и тут у начинающих бизнесменов-преподавателей были кое-какие нетривиальные идеи.

«Англия» за Америку

Любой бизнес, связанный с обучением, – это прежде всего интеллектуальные, а не финансовые вложения. Так было и с «Англией»: на открытие не потребовалось миллионов.

– Я несколько лет копил деньги на поездку в Америку, тысяч 70 (в рублях) накопил. И вот мы сели и решили, что надо открываться… Так Америка заменилась «Англией», – с улыбкой вспоминает Роман Нечаев. – Общие затраты в итоге получились около 200 тыс.: на разработку фирменного стиля, на мебель, технику, учебные пособия, лицензионные программы (был прямо пунктик, чтобы все покупать лицензионное).

– Самой большой проблемой стало помещение, – добавляет Елена Недоговорова. – Оказалось, сложно найти такое, чтобы один вход, несколько комнат с дверями, общий холл. Либо это стоило очень-очень дорого, либо это был просто открытый офис без перегородок, но на начальном этапе у нас в принципе не было денег на какой-нибудь ремонт.

Неожиданно повезло: по объявлению в Интернете нашли подходящий вариант в офисном здании на углу Фрунзе – Шевченко. Причем повезло вдвойне. Во-первых, с местом: район спальный, и других языковых школ в округе не было, а людям предпочтительнее учиться рядом с домом. Во-вторых, с хозяином: он тоже только-только начинал бизнес рантье, обрел в лице «Англии» первых клиентов и в честь этого самолично покрасил стены. Цену за «квадрат» определил в 550 рублей, в месяц выходило около 30 тыс.

– На стадии поисков офиса один момент сильно запомнился… – Роман делится наболевшим. – Одно помещение было до потолка заставлено какими-то банками с краской, и собственник не постеснялся в таком виде показать его потенциальным арендаторам. У нас полнейший бардак, хаос, катастрофа на рынке коммерческой недвижимости! Ни нормальных риелторов, ни нормальных помещений.

Кстати, год спустя школе пришлось искать другой офис, из-за того что собственник здания надумал ввести пропускной режим, и студенты порой не могли попасть на занятия.

Язык доведет

Итак, в сентябре 2011 года «Англия» открылась. Сразу сформировалось пять групп английского: по две у Романа и Ольги, одна – у Елены (она помимо преподавания взяла на себя директорские функции). Секрет успеха прост: две трети групп состояли из старых учеников.

– То есть ученик прикипает не к школе, а к преподавателю, как это часто происходит в сервисе, – резюмирует Ольга Гиль. – Хорошо помним, как к нам пришел первый новый клиент, его зовут Вячеслав, он до сих пор занимается у нас. Увидел объявление в автобусе… Кстати, большинство тех, кто остался надолго, узнали о нас именно из рекламы в маршрутках – ее используем очень активно.

Спустя полгода после старта ребята поняли, что уже не справляются сами: надо нанимать офис-менеджера и расширять преподавательский состав. Тут-то и пришло осознание: бизнес пошел! По наитию рождались новые направления для развития.

– Например, мне приспичило выучить французский язык, – вспоминает Роман Нечаев. – Нашел единственную школу, где были курсы, пришел, а с меня требуют 4 500 рублей в месяц за восемь 1,5-часовых занятий. То есть примерно вдвое дороже, чем у нас тогда стоили 12 занятий в месяц. Откровенно космическая цена учеников не смущала, при этом педагог отнюдь не блистал. В общем, я решил заводить французский у себя. К счастью, у Оли Гиль просто гигантские связи в преподавательских кругах, и она нашла нам Оксану Шарафиеву.

Испанский (между прочим, второй по распространенности язык в мире после китайского) тоже «пришел» в «Англию» случайно: посоветовали преподавателя по английскому Эльмиру Гибадулину, а на собеседовании выяснилось, что она говорит по-испански. «Попробуешь?» – «Почему нет».

– Эльмира использует на занятиях такие интересные формы! – говорит Ольга Гиль. – Например, как-то группа смотрела подборку испанских рекламных роликов, потому что в этот период они изучали повелительное наклонение.

Ду ю спик?..

Форма изучения языка – вот главный козырь, который Роман, Елена и Ольга собирались использовать в собственной языковой школе. Они много лет преподавали на обычных курсах английского и видели, что людям всегда хочется чего-то большего, каких-то праздников, мероприятий, где они могли бы использовать свои знания языка. Потому что за границу среднестатистический человек выезжает раз-два в год, а заговорить на иностранном без постоянной практики невозможно.

– Я – яркий тому пример, – улыбается Ольга. – В середине

2000-х, после 4-го курса (училась на инязе в ТГПУ), я поехала в Америку по программе Work&Travel работать в детский лагерь. Лучшая студентка факультета, три года подряд выигрывала внутрифакультетские олимпиады, думала, сейчас приеду – и как своя! А приезжаю – меня не понимают! Я, конечно, тогда была довольно стеснительная девочка, в этом тоже была проблема, но главное – нас не учили разговаривать и понимать. Нас учили одним правилам.

– Массовое празднование хеллоуина, Дня святого Патрика, Рождества – эти мероприятия, ставшие у нас традиционными, помогают студентам раскрепоститься и начать говорить, – рассказывает Елена. – Из той же серии – встречи five o’clock tea или Speed-friending. На последнем, например, собираются студенты из разных групп, за три минуты рассказывают друг другу о себе и решают, хотят ли дальше общаться. Иногда становятся настоящими друзьями, тогда как на стандартных курсах ты можешь даже не знать имя своего соседа по парте.

– Любые мероприятия, даже если говорят по-русски, полезны, – подчеркивает Роман. – Мне кажется, такого понятия, как языковой барьер, не существует. Проблема не в языке, а в том, что человек боится встречаться с новыми людьми. В общем, барьер не языковой, а психологический. Поэтому наша первая задача – научить людей общаться.

 

Роман Нечаев, дипломированный учитель истории и английского языка, с середины 1990-х работал в сельских школах. В 2004 году пришел в первую и на тот момент единственную частную языковую школу «Эксодус».

– Раньше в Томске работало гениальнейшее заведение «Британский совет», у них был проект TomINSET – обучение самым передовым, самым крутым методам преподавания всех учителей Томской области, – рассказывает Роман. – Учился там два года, и это было бесценно в плане профессионализма. Понимаешь в итоге: то, что делают твои коллеги, не совпадает с современными методиками, и хочется отделиться и работать так, как надо. Это и стало стимулом начать свой бизнес.

Елена Недоговорова, выпускница ТПУ по специальности «переводчик»:

– С изучением языков – как со спортом: кто-то сам делает зарядку (учит язык самостоятельно), кто-то идет к инструктору (в языковую школу), потому что не может себя заставить. В любом случае, пока ты занимаешься, у тебя тело и мышцы в порядке. Как только остановился – обрастаешь жирком… Ключевое слово в освоении иностранного языка – «регулярность»: постоянно что-то читать, качать песни, фильмы, переписываться с иностранцами. Что угодно, лишь бы было интересно и давало стимул совершенствоваться.

Ольга Гиль говорит, что их языковая школа никогда не работала в минус, даже на старте.

– Но это не значит, что бизнес легче легкого: мы много усилий прикладываем к тому, чтобы нашим студентам нравилось заниматься, а также ищем различные возможности, чтобы заявить о себе на разных выставках, фестивалях, спонсируем школьные конкурсы и т.п.

Факты

Сейчас в «Англии» 15 преподавателей, регулярно обучается примерно 200 студентов. В планах – открыть еще пару филиалов в разных районах города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 12 =