Как вывести Михайловскую рощу из числа депрессивных территорий?

Проект возрождения Михайловской рощи на этой неделе представители мэрии показали очередному потенциальному инвестору. Чем закончатся эти смотрины – неизвестно.

Известно, однако, другое – два года назад, в сентябре 2010-го, мэрия Томска публично презентовала проект строительства зоны отдыха «Михайловская роща» стоимостью  в 1,9 млрд рублей. По информации от городской администрации, СМИ тогда писали о планах строительства зоопарка, аквапарка, железной детской дороги и т.д., и т.п. Согласно озвученным тогда планам, на сегодня инвесторы уже должны были полным ходом вести процесс реабилитации Михайловской рощи.

Официальный инвестиционный проект появился на сайте мэрии в апреле 2011 года – финансовая составляющая «многофункционального парка с коммерческим окружением» была скорректирована до шести с небольшим миллиардов, из которых бюджетные инвестиции были предложены в размере около 400 млн.

О качестве проекта реабилитации Михайловской рощи чиновники и общественники спорят до сих пор. В мэрии с оптимизмом оценивают проект создания в роще внесезонного парка и убеждены, что инвесторы придут. Но в реальности инвесторы пока не находятся. А тем временем уникальный природный парк (редкие растения, удивительный ландшафт), подаренный жителям Томска сто с лишним лет назад купцом-меценатом Петром Михайловым, все больше и больше приходит в запустение, становится депрессивной территорией.

Прошлое и настоящее

Казалось бы, Михайловская роща – тот же стадион «Буревестник» с прилегающими к нему окрестностями, только в другой, центральной (!) части города. Так же можно укрыться от городской пыли и автомобильного шума, отдохнуть на полянах под журчание родника (а их, говорят, в роще три) или расслабиться недалеко от шумной р. Ушайки. Но если в зеленой зоне за пл. Южной полно отдыхающих (велосипедисты, футболисты, роллеры и т. д.), то в Михайловской – подозрительная тишина: за два часа прогулки журналист и фотограф «ТН» на пространстве в53 гавстретили семь человек. И при этом мы настороженно поглядывали друг на друга: мало ли что? Следы специфической человеческой жизнедеятельности здесь повсюду. На зеленых пятачках с достойными пейзажами окурками понатыканы кострища и, как следствие пиршеств, бытовой мусор. Роща исполосована дорогами, накатанными любителями бездорожья: по имеющейся информации, они здесь частые гости, ведь в роще матушкой-природой и отсутствием контроля со стороны власти созданы все условия – темно, дорожки извилисты, впереди неизвестность, безлюдно; говорят, моторы в основном ревут по ночам…

…А ведь это отличная роща, на территорию которой 20–30 лет назад никто и не подумал бы заезжать на машине. Здесь были только пешие тропинки, футбольное поле (вытоптанное пространство осталось и сегодня), площадка с турниками. Зимой роща для многих томичей, особенно жителей Октябрьского и Советского районов, была излюбленным местом забав: освещенная лыжная трасса и невероятное количество горок – Михайловская, как никакой другой лесной массив в Томске и его окрестностях, щедра ландшафтом…

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 «Не хотим дробить рощу»

Денис Молотков, заместитель мэра, руководитель представительства администрации Томска при Правительстве РФ:

– Работа по Михайловской роще ведется активно. Сейчас о реализации инвестпроекта на этой территории размышляют несколько компаний. Главное, есть проект: город в него вложился, «упаковал» и в готовом виде предлагает инвесторам. Одной из компаний (Молотков отказался ее назвать. – Прим. ред.) Михайловскую показывали на этой неделе. Понятно, что реализовать подобный проект (примерно на 6 млрд рублей) могут только очень крупные компании. Ведь мы хотим, чтобы один инвестор осваивал одну небольшую площадь, другие инвесторы (опять же по частям) – другие пространства. Управляющая компания должна быть одна, и это уже ее дело, как работать с инвесторами, – их, уже по ее воле, может быть несколько.

Добавлю, что, как показывает практика, подобные проекты по рекреационным зонам разрабатываются 3–5 лет, реализуются 5–10 лет. И не сомневаюсь, что войдем в эти временные рамки, потому что Михайловская роща на самом деле очень привлекательное пространство – потребность людей в зеленых зонах растет, и, значит, за спросом придут предложения. К тому же коммуникации и потребители у Михайловской рощи, окруженной жилыми массивами, рядом.

НАША СПРАВКА

Михайловская роща – живое напоминание о почетном гражданине Томска Петре Васильевиче Михайлове. Годы жизни – 1832–1906-й. Купец, меценат, градоначальник, избирался дважды с перерывом в четыре года: с 1883 по 1887 и с 1891 по 1894 год. Председатель комитета по постройке Троицкого кафедрального собора. Построил Архиерейскую Крестовую церковь (ныне органный зал Томской филармонии). Был попечителем ряда училищ и приютов.

Петр Васильевич всегда старался удивить томичей редкими и диковинными растениями в своем усадебном парке – клен, вяз, дуб, липа, яблоня, маньчжурский (грецкий) орех. Этим и примечательна Михайловская роща.

 

А еще Петр Михайлов сделал в роще сеть фонтанов. Самый необычный, который называли единственным в мире живым фонтаном – вокруг красавца кед-ра в центре чаши (на фото). С крон живого дерева в чашу падали струи воды. Рядом был устроен каменный грот – бельведер.

Остатки фонтана сохранились до сих пор. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть места под скамейки, а неподалеку – остатки фундамента барской усадьбы.

Кстати, Петр Михайлов – прапрадед российского гроссмейсте-ра-шахматиста Александра Морозевича (команда «Томск-400»).

ОФИЦИАЛЬНО

Цитата из инвестиционного проекта «Парк отдыха Михайловская роща»: «Проект предполагает создание в центре Томска, на территории80 га, многофункциональной общегородской зоны отдыха. Проект планируется реализовать поэтапно, в 2010–2015 годах, на условиях государственно-частного партнерства. Общая стоимость проекта (многофункционального парка с коммерческим окружением) предположительно составит более 6 млрд рублей, в том числе 396,5 млн рублей – бюджетные инвестиции. Новый парк отдыха спроектирован на территории одного из самых крупных природных памятников Томска – Михайловской рощи, поэтому при подготовке проекта планировки территории был максимально сохранен существующий ландшафт. Парк условно разделен на четыре зоны: городской парк-сад (5 га), зоологический парк (10 га), природный парк (30 га), природный аквапарк. Каждая из зон может быть представлена как отдельное инвестпредложение».

Несколько лет назад Михайловская имела статус особо охраняемой зоны регионального значения. Затем под возможность завести в рощу инвесторов мэрия предложила передать ответственность за природный парк городу, и роща стала особо охраняемым объектом местного значения. Официально это по-прежнему рекреационная зона – возможны только санитарные рубки леса. Предназначение – только парковая зона с разнообразным наполнением (аквапарки, зоопарки, горнолыжные спуски и т.д). Площадь Михайловской рощи –53,7 га

 

СЛОВО АВТОРА

Неля Костяева, корреспондент «ТН»

– Роща – единственный оставшийся в центре Томска массив реликтового леса, не затронутого человеческой деятельностью. Многие знатоки называют рощу томским Булонским лесом. Только в Париже тот сад – любимое место для прогулок, а Михайловская роща сегодня деградирует. Во-первых, горожан туда не тянет, потому что они не знают ее исторического прошлого. Во-вторых, люди не в курсе о ее богатой флоре. В-третьих, увы, каждый год становятся известными криминальные истории, так или иначе связанные с Михайловской. К примеру, около полугода назад у рощи нашли труп мужчины, а в 2000-м обнаружили трупы трех девушек.

Словом, думаю, историки наверняка увидят во всем этом параллели с парижским Булонским лесом. Ведь он, правда в XVI веке, был пристанищем для разбойников и грабителей. Но уже тогда в Париже нашли возможность сохранить зеленую зону, до сих пор являющуюся достопримечательностью столицы Франции, – по распоряжению монарха лес окружили крепостью и поставили ворота.

 «Может, не стоит напоминать власти?»

– Рыбачить прихожу, – показывает улов наш первый встречный и продолжает: – Для меня роща – воздуха глоток. Я вырос в этом районе и в Михайловской провел детство: мяч гоняли и вообще каждый день спортом занимались. Жалко, что нынешняя детвора этой возможности лишена – территория заброшена, хотя все же зимой лыжники здесь частые гости.

– Может, лучше вообще не поднимать тему в газете? – переживает незнакомец. – Вроде власть забыла про свои сумасшедшие идеи: кому-то рощу отдать, застроить ее… Да не дай бог, «выкосят» – каждый раз вздрагиваю, когда чиновники замахиваются на эту зеленую зону и опять начинают ее кому-то сватать.

Одна мысль про “Как вывести Михайловскую рощу из числа депрессивных территорий?”

  1. В Михайловской роще можно услышать соловьиное пение ) Люди Добрые сохранив реликты данной экосистемы Вы сохраните своё Здоровье и здоровье своих детей. Это зёленые легкие города, живой мир цветов, полезных трав, грибов, ягод, бабочек, птиц, рыбок в заводях родника. И всё это хотят убить. не позволяйте этого, защите живой мир, он именно сейчас так беззащитен перед деятельностью современного человека. А что касаемо депрессивного состояния: так это по большей части мусор, оставляемый отдыхающими и массово жильцами, проживающими в частном секторе близ рощи. В Германии реликтовые леса особо охраняемы, и находятся в девственном состоянии, люди не вмешиваются в экосистему. А чем мы хуже? Что мешает нам оставить рощу в реликтовом состоянии? Попробуйте юного горожанина привести в этот сказочный лес и вы увидите настоящий восторг смешанное с огромным искренним любопытством )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + пять =