Как жил потребительский рынок Томской области в 2011 году и чего ждать в 2012-м
Экономическая статистика – вещь для восприятия сложная и малоувлекательная. В первую очередь потому, что воспринимается, как правило, отстраненно. Ну какая, спрашивается, разница конкретному гражданину, появились ли новые технологии, выросло или упало производство в отдельной отрасли? Однако есть сфера, напрямую и лично касающаяся каждого, – это сфера потребительского рынка. Перевести скучную экономическую статистику прошлого года на язык жизненных реалий «ТН» попросили начальника Департамента потребительского рынка Томской области Александра Таловского.
Спрос еще не восстановился
– Начнем с самого простого вопроса: что собой представляет сегодня сфера потребительского рынка в регионе?
– В области более 5 тыс. стационарных объектов торговли, около 2 тыс. предприятий общепита, свыше 1 тыс. объектов мелкорозничной сети, 16 рынков, около 3 тыс. объектов бытового обслуживания, более 500 предприятий пищевой промышленности. Здесь трудятся свыше 50 тыс. человек – 15% занятого в экономике области населения. Численность занятых в сфере потребительского рынка в последнее время стабильна. Есть тенденция роста зарплаты, но, к сожалению, уровень ее пока ниже среднеобластного показателя.
– Как прошел 2011-й? Его называют посткризисным – это так?
– Нет. Потребительский рынок в прошлом году развивался в условиях продолжающегося кризиса в экономике. Ведь это самая рыночная, самая подвижная, реактивная отрасль, в режиме реального времени реагирующая на состояние кошельков и настроения граждан. Должен констатировать: потребительский спрос в регионе еще не восстановился после кризиса. Впрочем, этот рынок не монолитный, по разным направлениям – разные экономические результаты…
– А как с хлебом насущным?
– Объем производства пищевых продуктов в 2011-м составил 18,9 млрд рублей (это почти на уровне 2010 года). Повлияло то, что у нас останавливались крупные производители – «Томский кондитер», «Томь-экстра», ЗПП «Томский» и другие – их доля в общем объеме пищевого производства составляет около 9%. Но на сегодня все эти предприятия (кроме «Томь-экстры») возобновили работу. Надо учитывать, что у нас всегда были высокие исходные цифры по пищевке. Так, за последние 10 лет пищевая промышленность выросла в Томской области в 3,2 раза, а в России – в 1,6 раза. Поэтому здесь мы не можем расти колоссальными цифрами.
По итогам 2011 года вышла на положительную динамику легкая промышленность: индекс текстильного и швейного производства составил 107,9%. Правда, производство кожи, изделий из нее и обуви (96,8%) также потянул вниз крупный игрок – завод резиновой обуви, но зато на малых предприятиях производство обуви из кожи увеличилось на 8,4%, из текстильных материалов – на 112,2%. На «ТОКО» проведена модернизация с выведением на рынок новой линейки домашней обуви. «Ронокс» обеспечивает стабильную реализацию собственной продукции – в его торговой сети уже 12 магазинов. «Том-Текс» наряду с выпуском трикотажных изделий успешно развивает новое направление – чулочно-носочное.
– А с чем дела обстоят лучше всего?
– С дикоросами. Объемы заготовок по сравнению с прошлым годом возросли более чем на 25%. Сбор дикоросов становится все более весомой, значимой отраслью: на закуп натуральной дикорастущей продукции в 2011 году был направлен 1 млрд рублей, рыбы – более 80 млн, овощей – около 100 млн. В основном дары природы закупались у населения и лишь 15% заготавливались специализированными бригадами.
Особенно томичей в прошлый сезон порадовал орех: заготовлено его 3,3 тыс. тонн – в 3,5 раза больше прошлогоднего результата. На экспорт уйдет около 2 тыс. тонн. В расширение заготовительной сети в 2011-м предприятия инвестировали более 65 млн рублей.
Рынки проигрывают сетям
– У торговли растут обороты?
– Понемногу. Оборот оптовой торговли в 2011 году составил 109,4 млрд рублей – это на 10% больше, чем за предыдущий год (тут основная заслуга Metro). Розничная торговля (93,1 млрд рублей) выросла на 4,5%. Причем оборот непродовольственных товаров растет быстрее (+6,2%), чем пищевых (+2%). И долю они занимают большую, чем продовольственные (57,7%), а ведь это один из показателей качества жизни населения.
При этом розничные рынки продолжают сдавать позиции, проигрывая крупным сетям, – их оборот составил всего 85,3% от прошлогоднего, а доля (в фактических ценах) снизилась до 9% против 11% в 2010 году. Оно и понятно: в супермаркетах и цены на продукты ниже, и ассортимент шире. Показательный факт: за последние два года в крупноформатные магазины превращены розничные рынки «Северный», «Новый».
– Наверное, по традиционному базару ударили и ярмарки выходного дня?
– Несомненно. Дополнительно организовано девять торговых площадок, в летний период их действовало 24 (в 2010-м – всего 15). Зимой ярмарки выходного дня действуют на семи площадках в теплых помещениях. За 2011 год в них приняли участие более 25 тыс. продавцов, реализовано продукции более чем на 100 млн рублей. Средняя выручка на одного продавца составила более 4,7 тыс. рублей за день. Появилась еще одна тенденция: муниципальные образования открывают в областном центре свои фирменные магазины. Важно понимать: все это оказывает позитивное влияние на сдерживание роста цен.
Сельский быт
– Томск становится городом-форумом. Проведение масштабных мероприятий федерального значения уже отразилось на рынке гостиничных услуг?
– Их объем вырос на 1%, а средний коэффициент загрузки гостиниц – на 6% (он составил 58% – очень хороший показатель). И это несмотря на то, что прошлом году было введено в действие пять новых гостиниц! А вот сфере туризма в прошлом году пришлось туго: обострение политической ситуации и стихийные бедствия в жарких странах, куда привыкли выезжать сибиряки, привели к снижению оборотов компаний – до 81% к уровню предыдущего года.
– Интересная картина в сфере бытовых услуг и общепита. С одной стороны, снижение, с другой – не такие уж плохие показатели в сравнении с другими регионами…
– Действительно, у нас все еще не восстановился докризисный уровень спроса на бытовые услуги, сокращение – 10,6%. Но при этом бытовых услуг в пересчете на одного человека оказываем более чем на 4 тыс. рублей – выше среднероссийского показателя на 29%! Благодаря программам поддержки малого бизнеса заметно выросло число объектов бытового обслуживания в сельской местности. Общепит: впервые за последние 10 лет в прошлом году наблюдалось снижение объемов на 0,7%, но по обороту на душу населения среди регионов СФО Томская область занимает 3-е место, превышая средний по округу показатель на 15,4%.
Дальше будет лучше
– Итак, отрасль, несмотря на трудности, развивается. Есть приток инвестиций, открытия?
– Конечно. В 2011 году открыты пивные бары «Дублин», «Дрезден» и Тор Gear, кафе «Пельмени Project», рестораны Pomidor, «Купеческий дом», ресторан паназиатской кухни (японской, китайской, тайской и корейской) Macao club. Появилось интересное заведение под франшизой сети ресторанов быстрого питания Subway (насчитывает 34 тыс. ресторанов в 98 странах мира) – конкурента McDonalds, специализирующегося на более здоровой пище.
За 2011 год крупными и средними организациями всех сфер потребительского рынка освоено 1 088 млн рублей инвестиций, а с учетом малого бизнеса, который формирует почти половину оборота этого рынка, сумма составит 2 млрд рублей. На Каштаке открыт крупный торговый центр (15 тыс. кв. м), второй такой же будет открыт в Северске – объем инвестиций составит около 3 млрд рублей. В розничной торговле хорошими темпами развивается фирменная сеть «Мясной ряд». Реализуются другие крупные проекты: «Томское пиво» (2 млрд рублей), «Красная звезда» (1,1 млрд) и другие. Всего в пищевой промышленности со следующего года начнется реализация 37 долгосрочных инвестиционных проектов общей стоимостью около 11,5 млрд рублей.
Так что мы ожидаем дальнейшего поступательного развития томского потребительского сектора, улучшения качества и увеличения ассортимента товаров и услуг, а также расширения экспансии товаров под маркой «сделано в Томске» в другие регионы России и за ее пределы.
В сезон 2011 года заготовлено:
- грибов 1 800 т;
- ягод лесных 2 727 т;
- ягоды садовой 1 327 т,
- ореха 3 300 т;
- овощей 5 728 т;
- рыбы 2 600 т.
По итогам 2011 года Томская область находится в пятерке лидеров среди регионов СФО по минимальному уровню цен на продовольственные товары. Из перечня социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в Томской области нет ни одного самого дорогого продукта.