Какая сила в Яновом огне?

Фестиваль эстонской культуры проходит при любой погоде

Среди этнографических визиток Томской области это мероприятие является единственным, имеющим постоянную, а не плавающую дату. Испокон веков в ночь с 23 на 24 июня балтийские народы отмечали день летнего солнцестояния как символ окончания весенней посевной. В это время они чествовали бога плодородия Яниса.

Ориентир на Березовку

Не забывают о традициях предков их потомки, живущие за тысячи километров от родной земли. Например, в Сибири местом проведения яркого, самобытного, колоритного праздника больше трех десятилетий назад стала деревня Березовка Первомайского района, которую основали в 1902 году переселенцы из Эстонии. С тех пор все ее жители – от мала до велика – отмечают Янов день на живописной поляне с небольшим озерком. Березовцы напрочь забывают про сон в летнюю ночь с 23 на 24 июня, потому как помнят, что именно в это время чудодейственный огонь защищает их от злых духов и порчи. Вот почему с каждым годом остов будущего кострища строится все выше, а желающих согреться возле него становится все больше.

Семь лет назад Янов день обрел вторую жизнь, достигнув размера межрегионального фестиваля. Во многом благодаря именно этому статусу и был основан Янов хутор, один из лучших этнопарков России. В самом его центре красуется деревянная мельница, затейливо подсвеченная ночью. На территории хутора построена настоящая эстонская рига (традиционное жилище), имеется колодец-журавль, лавочки и мостки, крытая веранда «Мартынов двор», гостевой домик, мост через овраг и знаменитые эстонские качели.

В этом году организаторы запустили 12-часовой праздничный марафон: ровно в полдень на территорию Янова хутора зашли коробейники – торговцы сувенирами и всевозможными яствами от фермеров. Юных посетителей уже ждали аниматоры на площадке «Игры народов России», а на основной сцене, сменяя друг друга, демонстрировали вокальное искусство и танцевальное мастерство творческие коллективы региона.

Конкурсные изюминки

Основное действо фестиваля началось вечером, когда праздничная колонна эстонцев по традиции прошествовала от Дома культуры до Яновой поляны. Прошедший накануне ливень нисколько не испортил настроение участникам.

– Мы очень долго ждали этот праздник, скучали, а когда узнали, что он состоится, много репетировали, – наперебой сообщают представительницы танцевального ансамбля «Солнышко». Арина Леман, Олеся Керб, Даша Чигишева, Ксения Брок – сами фамилии говорят об эстонских корнях начинающих артистов.

За семь лет Янов день накопил немало изюминок, выбрать из них самую вкусную, наиболее интересную не получится даже после «дегустации». Ну как на самом деле можно не влюбиться в бравых косарей, участвующих в конкурсе «Первая коса»?! А выбрать лучшую цветочную композицию в состязании «Венок Сальми»?

– Подходите, примеряйте нашу красоту! – зазывает посетителей в фотозону у деревенского плетня художественный руководитель туендатского Дома культуры Юлия Шилько. – Несколько десятков венков, олицетворяющих солнце, юность и свежесть, мы с коллегами уже успели раздарить и вот новые наплели.

Основу зеленых украшений составляют березовые веточки (яркое подтверждение родины фестиваля – села Березовка), а в качестве украшений искусные мастерицы используют небольшие пионы, колокольчики, васильки и даже молодой осот.

Буквально через пару часов владелицы веночков отправят их по воде в поисках суженого. Ну а пока гуляния продолжаются. На противоположном берегу озерка те же съестные палатки, сцена и различные арт-объекты. Пройдя по новенькому понтонному мостику, оказываемся в окружении казаков. Как же ловко, одним махом, они срубали боевыми шашками заполненные водой пластиковые бутылки и фляжки.

– Мы развиваем традиции культуры сибирских казаков, – сообщает организатор детского спортивного казачьего клуба из Томска Евгений Диденко. – Занятия проводим в центре дополнительного образования детей на улице Лермонтова, к нам приходят и мальчики, и девочки. И здесь отбоя от желающих нет. За полдня нарубили уже несколько мешков с заготовленными емкостями.

Евгений Диденко также демонстрирует мастерство фланкировки и дает подержать нам холодное оружие. Его стальная спутница весит всего полкило, а в арсенале у казака припасено еще несколько шашек. И каждой он владеет безупречно. Показательные выступления представителей сибирского казачества завораживают не только подростков, но и взрослых.

– Я впервые в жизни держала в руках шашку, – делится эмоциями специалист компании «Россети Томск» Галина Икононова. – Совсем недавно, на «Золотой бересте» у нас в Асине, я видела что-то подобное, но не рискнула, а здесь не удержалась. Очень сильные впечатления!

Вместо блинчиков пожалуйте готовые пироги

Прогуливаясь по хутору, мы не могли не заглянуть в жилую ригу, традиционное жилище эстонских крестьян. В углу – печка, она меньше знаменитой русской печи, в центре – кровать. Роскоши спать на ней удостаивались только хозяева, остальные коротали ночь на нарах. В риге много подлинных вещей: на стене висит уголок из синей шерсти, в котором хранили всякую мелочовку типа ключей, а на столе лежит старинная Библия.

Рядом с ригой расположилась выездная экспозиция Первомайского районного краеведческого музея. Самовар, чугунная «сиротская» сковорода, ручная мельница.

– Дождь помешал нам намолоть достаточное количество муки для блинов, она получается влажная, тяжелая, – сообщает сотрудник музея Игорь Сапожников, предлагая нам попробовать растереть пшеничное зерно. – Непросто? А ведь любая хозяйка этим занималась. Рядом еще ребятишки бегали и тоже помогали.

Для их ровесников из XXI века это, конечно, забава, но с памятью: ломота в локтях будет давать знать о себе еще не один день. Раскрутить старинный каменный жернов взрослому-то человеку непросто, не то что детям. Тем не менее шестилетнюю Полину оттащить от мельницы было невозможно.

– Мы приехали из Асина, – рассказывает ее бабушка Галина Малаховская. – Если честно, не ожидала такого размаха и такой замечательной организации. Ходим по объектам, знакомимся с историей – мне самой все это интересно, а что уж говорить про малышей.

≈ 5 тыс. гостей побывало на VII межрегиональном фестивале эстонской культуры.

Плыви, венок, судьбе навстречу

Постепенно на этническую деревню упала ночная мгла. Но все ее обитатели этого не заметили – включились многочисленные прожекторные лампы.

– Ты, венок любви, плыви, плыви, плыви, – неслась со сцены трогательная песня-призыв и с десяток юных танцовщиц в свободных белоснежных сорочках направились к водоему. За ними устремилось и большинство молодых зрителей. Девушки по очереди опускали свои веночки с дощечками-подставками под свечи на воду. Это завораживающее действо нужно видеть, потому что именно в такие моменты приходит ощущение волшебства Яновой ночи. Загаданные желания, как гласит поверье, обязательно сбываются. Будем надеяться и ждать.

Бегом за солнцем

Едва завершилось гадание на венках, а организаторы уже дают новое представление – катание огненных колес с горы в воду в знак того, что солнце не должно застаиваться на небосклоне, достигнув пика, а устремляться вниз, от лета к осени с ее богатыми урожаями. Под звуки эстонской волынки и шум зевак летят одно за другим огненные солнышки. Самым идеальным по спуску стало четвертое колесо.

А потом на сцене в течение целого часа, вплоть до полуночи, на едином дыхании прошло незабываемое театральное представление «День летнего солнцестояния». Перед зрителями выступали творческие коллективы из разных районов Томской области, где тон задавали артисты дворца культуры «Авангард».

– Что шепчут травы в ночь святого Яна? О чем поют горящие костры? – доносится со сцены, и тут же следует разгадка. – О вольной воле, о любви, о милом доме, о родной земле. И песни эти в полуночной мгле в нас силы и надежды пробуждают.

С этими словами артисты, а потом и все зрители устремились к центру поляны, где был зажжен большой купальский костер.

– Гуляем по кругу – раз, два, три, четыре. Из круга выходим и снова в центр, – командует хороводом в несколько рядов ведущий.

Ну как можно оставаться в стороне от такого действа? Разбиваем цепи скрепленных рук двух девчат и тоже погружаемся в танцевальную феерию. После того как отполыхал костер, люди не спешили расходиться. На сцене их ждала уже новая программа от ВИА «СССР».

На фестиваль в Березовку приезжают не только жители окрестных деревень и соседних районов. С каждым годом растет количество желающих познакомиться с культурой сибирских эстонцев. Нынче к ее истокам прикоснулись жители Томска, Новосибирска, Кемерова. Среди томичей были и представители ПАО «ТРК»: проф­союзные лидеры организовали тур для своих сотрудников. Желающих набралось на большой туристический автобус. Энергетики на празднике зажигали до последнего, встретив вместе с березовцами юный рассвет Янова дня.

Справка «ТН»

«Янов день» – единственный в регионе фестиваль, который проводится строго в рамках национальных традиций – ночью.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 3 =