Какую роль сыграли Юрий Никулин и пруд возле общежития в судьбе томского артиста Сергея Хрупина

Витязь 2005_6_зн

В 15 лет он получил письмо от Юрия Никулина. Любимый миллионами артист цирка и кино приглашал томского паренька в студию клоунады при цирке на Цветном бульваре. О круглой арене и слепящем свете софитов Сережа Хрупин мечтал с четырех лет, когда впервые побывал на гастролях цирка «Шапито».

-У меня до сих пор стоит перед глазами картинка: рыжий клоун крутит диск телефона, и в этот момент из трубки полилось пиво. Я так хохотал, что не мог остановиться, – вспоминает заслуженный артист России Сергей Хрупин. – Тогда и заболел сценой. В десятом классе написал в письме Никулину, что мечтаю быть клоуном. Он, как ни странно, ответил: приезжай поступать в студию, будешь хорошо учиться – возьму тебя в цирк. Но мы жили небогато, лишних 22 рублей на билет до Москвы у семьи не было. Потому я поехал в соседний Новосибирск в театральное училище. Актерская профессия тоже давала возможность выходить на сцену и проживать разные судьбы.

Кушать подано?

Смена жанра не повлияла на характер и отношение к жизни Сергея Хрупина. Умение не унывать, относиться ко всему с юмором и готовность разрядить шуткой напряженную обстановку – качества, за которые его любят окружающие. Вот и на свой бенефис Сергей Яковлевич собрал друзей, коллег и учеников не когда-нибудь, а 1 апреля.

– День дурака как никак. Ну и я тоже не очень умный. Чем не повод повеселиться? – смеется ведущий актер ТЮЗа.

В свой главный актерский праздник юбиляр признался: у него болезненная зависимость от любимого театра. Однажды знакомый артист пригласил его в спектакль на университетскую сцену. Ничего хорошего, по словам Хрупина, из этой затеи не получилось. После того случая Сергей Яковлевич понял: он может хорошо и продуктивно работать только на родных подмостках. И на приглашение перейти в труппу одного из томских театров в свое время ответил отказом.

– Вы еще не знаете, к каким ухищрениям я прибегал, чтобы попасть на работу в ТЮЗ, – со смехом вспоминает актер.

Курс Сергея Яковлевича в Новосибирском театральном институте был экспериментальным. Он учился по программе ГИТИСа. Правда, формулировка в дипломе была довольно странная: «Актер музыкальной комедии. Специализация – разговорный жанр». Таких документов в теат-ральном мире всего 13. Получив заветные корочки, будущий заслуженный артист России и его одногруппники недоумевали: «И что мы должны делать? Говорить на сцене «Кушать подано»?».

По распределению вчерашнего выпускника занесло в Свердловскую филармонию на роль артиста-чтеца. От такого «творчества» хотелось бежать куда глаза глядят.

– Долго я обрабатывал своего куратора в филармонии, – улыбается Сергей Яковлевич. – Я ведь как молодой специалист должен был отработать там несколько лет. Что только не придумывал, чтобы слинять побыстрее. Последним аргументом стало мое заявление: «Я родился у речки, без воды жить не могу!» Куратор была неумолима: «Да у тебя пруд недалеко от общежития!» «Так то пруд, а мне река нужна!» После этих слов куратор послала меня к чертовой матери и отпустила в Томск без отработки.

Томский ТЮЗ стал первым и единственным театром в судьбе актера Хрупина. Смотря из зрительного зала спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе», он понимал: работать хочет только здесь. В молодом и амбициозном театре творила не менее амбициозная команда, в том числе одногрупп-ники Хрупина – Жанна Апарина, Геннадий Поляков, Владимир Тарасов. Это были азартные, неугомонные, жадные до работы ребята: они репетировали ночами, много спорили и выпускали спектакли один лучше другого. К такому творчеству наш герой и стремился.

Дикарь для невесты

– Сергея Яковлевича я впервые увидела на худсовете, когда устраивалась в театр, – вспоминает актриса ТЮЗа Светлана Гарбар. – Читала какой-то душещипательный монолог, волновалась ужасно! Я тогда запомнила двух человек: Александра Виниченко (он внимательно за мной наблюдал) и Хрупина – в его взгляде я читала поддержку и одобрение. И в этом он весь: всегда берет под крыло молодых артистов. Для вчерашнего выпускника театрального института это очень важно.

– Я постоянно учусь у Сергея Яковлевича, – говорит молодой актер Владимир Бутаков. – Как работать над образом, как выстраивать отношения с коллегами и парт-нерами. Для меня он не просто педагог и отличный актер, но и отец в профессии. Его, кстати, почти все ребята так и называют: отец, дед или батя.

Хрупин из артистов старой школы. Они в театре не работают – служат. Он всегда переписывает роль от руки. Приходит в театр за несколько часов до спектакля. Особенного отношения к себе только потому, что он артист, не ждет. В списке увлечений Сергея Яковлевича – большой пробел.

– Если серьезно занимаешься театром, ни на что другое времени не остается. Смешно сказать, но о том, что Каштак начинается не за ЦУМом, а гораздо дальше, я узнал недавно, – улыбается Хрупин. – Потому что долгие годы моим жизненным пространством были три адреса: дом, театр и колледж, где я преподавал. Все, что находилось дальше колледжа, мне казалось окраиной города. Я там и не бывал почти никогда. Не интересно было.

Молодежь ТЮЗа никогда не слышала от «бати» брюзжания на тему «театр нынче не тот и артист уже не такой».

– Меня, конечно, не все устраивает в современном театре, – размышляет артист. – Но жаловаться и стенать по этому поводу я не вижу смысла. Все развивается по своим законам, и всему свое время. В годы моей молодости мы прибивали монетку на удачу, когда открывали новую сцену, не разговаривали громко в театре и передвигались по коридору на цыпочках, если на сцене шла репетиция. Сегодня к театру как к храму уже никто не относится. Раньше тратилось намного меньше денег на декорации и костюмы, а по художественному уровню спектакли были лучше. Когда я играл кота Леопольда, в антракте ко мне подходили дети со словами: «Ты меня извини, я в прошлые выходные прийти не смог – на улице дождь был». А однажды спектакль «Дикарь» в первом ряду смотрели жених и невеста, только-только пришли из ЗАГСа. Сегодня о такой любви зрителей к театру остается только мечтать.

Впрочем, оптимист Хрупин убежден, что это временное явление.

– Люди наедятся дешевых комедий, Интернета, – уверен Сергей Яковлевич. – Им надоест сегодняшний театр информации, когда со сцены звучит голый текст, а между героями ничего не происходит. Процесс возвращения к истинным ценностям уже начался! Разве могли мы еще несколько лет назад представить, что концерты симфонической музыки будут проходить с аншлагами, а желающие посмотреть выставку Серова в Третьяковке вынесут дверь?

«Богато живете!»

Спокойствие и умение создавать вокруг себя уют – еще одно качество, за которое друзья и знакомые ценят Хрупина.

– В молодости мы с супругой (актриса ТЮЗа Ольга Рябова. – Прим. ред.) и Сергей с женой Леной были соседями, – рассказывает артист Вячеслав Оствальд. – Вечерами частенько собирались у Хрупиных. С мебелью было небогато, поэтому снимали дверь с петель, ставили ее на картонные коробки и сидели за таким импровизированным столом. Говорили о жизни и театре, обсуждали книги. У Сергея, кстати, большая домашняя библиотека – 2 500 книг. А еще обращались к нему, если нужно было посадить какой-нибудь цветок – у Сергея рука легкая.

Любовь к комнатным растениям у актера Хрупина осталась со времен молодости, когда в их квартире были голые стены и минимум мебели. Чтобы как-то украсить быт, Сергей Яковлевич стал разводить цветы.

– Когда в доме появились камелии, фиалки, герани, гости говорили нам: «Надо же, как вы богато живете!», – смеется актер. – Кстати, зимний сад, который долгое время был в фойе второго этажа ТЮЗа, тоже моих рук дело.

С такой же теплотой Сергей Яковлевич обустроил свое пространство в гримерке. В театре его настроение создают цветы, памятные сувениры и фотографии любимых людей.

– Я ведь правда всем доволен в жизни, – признается Сергей Хрупин. – Не случилось сыграть Сирано де Бержерака и поработать с драматургией Лопе де Вега. Но зато у меня были прекрасные работы в спектаклях «Коварство и любовь», «Укрощение строптивой», «Язычники», «Дальше… Дальше… Дальше!», «Руководство для желающих жениться». Моя актерская судьба сложилась вполне счастливо. Даже не знаю, на что и пожаловаться… Ну только если на то, что старый стал и уже не все могу на сцене.

4396

Справка «ТН»

Сергей Хрупин окончил Новосибирское театральное училище. В Томском ТЮЗе работает с 1982 года. В его репертуарном листе Яичница в «Женитьбе» Гоголя, Тисаферн в «Забыть Герострата!» Горина, Джонни Патинмайк в спектакле «Калека с острова Инишмаан» Макдонаха, купец Ахов в «Не все коту масленица» Островского и другие роли. Неоднократно становился лауреатом различных театральных фестивалей. Преподает актерское мастерство и режиссуру в Губернаторском колледже социально-культурных технологий и инноваций. Женат на актрисе ТЮЗа Елене Ильиной. Двое детей, внук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − шестнадцать =