Казачий переполох

Фестиваль «Братина» вновь вернулся на кривош еинскую землю

Раз в год музей под открытым небом казачьей культуры и быта «Братина» в селе Кривошеино превращается в большую праздничную площадку. Все экспонаты сибирской станицы – атаманская изба, часовня с колокольней, праздничная веранда, лихое место, кузня и домик рыбака – становятся подлинными декорациями одноименного фестиваля.

Символ единства

Любое важное дело казаки всегда начинали с молебна. Вот и нынче под колокольный звон разнеслась коллективная молитва по всему Кривошеинскому острогу, известив о начале Х межрегионального фестиваля «Братина». В этом году в казачью станицу съехались тысячи участников и зрителей со всей Сибири.

Приветствуя гостей, заместитель губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр заметил, что инфраструктура праздника с каждым годом становится более развитой, вызывает интерес у гостей, которые сами подчас становятся активными участниками традиционных и современных обрядов, кулинарных и спортивных состязаний. 

А еще вице-губернатор сделал акцент на том, что российское казачество никогда не оставалось в стороне от исторических событий. Оно и сегодня стоит на защите Отечества.

Андрей Кнорр пожелал всем участникам по максимуму прикоснуться к истории казачьей культуры через песни, традиции, угощения. И ему как первому почетному гостю организаторы вручили праздничную братину – сосуд любого казачьего застолья, символ объединения и общности.

Эти же функции выполняет и сам фестиваль. Нынче в Топольки – место проведения массовых гуляний – прибыли казачьи общины из Красноярского и Алтайского краев, Республик Тыва и Алтай, Новосибирской, Омской и Кемеровской областей.

– Мы представляем казачий хор «Вольница» из Анжеро-Судженска, – с удовольствием рассказывает о своем коллективе солистка с 15-летним стажем Ольга Гуторова. – Нам уже больше двадцати лет. В репертуаре только казачьи песни. Ждем своего выхода, чтобы показать зрителям одну из них – «Нам по лесу всё гулять».

Вместе с опытными артистами хора удалые песни охотно исполняет и молодежь. Среди них брат и сестра Несмеяновы, чьи родители когда-то познакомились в народном коллективе.

– Меня маленькую они всегда брали на репетиции и концерты, – вспоминает Дарья Несмеянова. – Можно сказать, что с пеленок знакомили с казачьей культурой и русским фольклором. Сегодня мне это очень помогает, ведь я работаю в городском краеведческом музее.

Детские и взрослые смотрины

Изюминкой кривошеинской «Братины» является реконструкция казачьих обрядов. В свое время мы были свидетелями свадьбы молодоженов, посвящения юных станичников в сибирских казачат, а в прошедшее воскресенье зрители увидели сразу несколько трогательных семейных обрядов.

Один из них касался выбора жизненного пути и назывался «Взять на зубок».

– Люди добрые, станичники, сегодня у нас юбилей знатный, и как не похвастаться на таком празднике нашими казачатами? – вопрошает есаул, руководитель мужского казачьего ансамбля «Разгуляй» Вячеслав Сутко.

На травяной ковер перед сценой родители выводят своих ребятишек и ставят перед ними корзинки с игрушками. Вытянул Алёшенька подкову с колокольцами – быть ему есаулом. Маленькая Ева выбрала клубочек, значит, будет знатной мастерицей и рукодельницей.

Другой обряд назывался «Распеленывание».

– Люди добрые, сегодня Сергуньку будем распеленывать, – продолжает ведущий. – Ты, малыш, не тушуйся, тут люди все свои.

– А вы не шумите, – обратился колоритный есаул к зрителям. – Распеленуем по-тихому, чтобы не сглазить.

Под нежное колыбельное убаюкивание мама и крестная вынесли полугодовалого малыша на свет божий.

– А ну-ка дайте мальца в руки! – командует Вячеслав Сутко. – Вон богатырь-то какой!

Удивительно было то, что ребенок вел себя, как большой артист, – смотрел свысока на взрослых, спокойно позируя для многочисленных камер.

А обрядовая реконструкция продолжалась: под барабанную дробь к присяге привели атамана Томского отдельского казачьего общества Виталия Фомичева. Сначала на Священном Писании он дал клятву – служить казачеству, Отечеству, вере православной.

– Беречь казачью честь, приумножать состояние казачьего войска, – зачитывает перед всем честным народом губернский атаман. – Я – ваш отец, вы – мои дети!

– Любо! – восклицают казаки и, чтобы закрепить слова клятвы, трижды проходят по спине своего начальника нагайкой.

Затем его облачают в мундир и по старинной традиции перекрещивают: через правое плечо вешают казачью шашку, а через левое – вышитое полотенце. Завершается обряд вручением атаманской булавы.

Время отдыха и гуляний

– Ну все, выдыхаем! – командир кривошеинского детско-юношеского казачьего клуба «Добрыня» Павел Власов удовлетворен выступлением своих подчиненных.

Ребята успешно справились с концертными и обрядовыми номерами, где была и фланкировка, и теперь могут просто наслаждаться атмосферой фестиваля.

В организации этого мероприятия принимали участие все поселения района. Иштанцы пекли казачьи блины и драники, володинцы удивляли игрой на ложках, пудовцы угощали малосольными огурчиками.

В каждом подворье гостям предлагали домашние веселящие напитки, да делали это так искусно, что невозможно было пройти мимо веселых призывов. Например, вот таких:

– Чарка на посошок, погуляли хорошо, а за нею новая чарочка медовая…

Казачий Спартак

– Запомните, шашка – оружие наступательное, а сабля – наступательное и оборонительное, – учил зевак уму-разуму сотник Семилуженского казачьего острога, назвавшийся Спартаком. – И еще один момент: шашкой рубят, а саблей – рубятся.

Казаки из Семилужков удивили гостей фестиваля выставкой боевого старинного оружия. Из всей коллекции особо выделялся шерстопёр, внешне напоминавший булаву.

Впервые на этом фестивале прошел чемпионат по рубке шашкой. Как же ловко владели ею не только взрослые казаки, но и их наследники. От показательных выступлений юных станичников глаз было не отвести.

Несколько лет назад томская «Братина» вошла в ТОП-200 лучших событий в России. Сегодня она объединяет не только казаков, но и тех, кто любит свою страну, ценит ее культуру, а значит, и свои исторические корни.

Братины и в пир и в мир

Но нам, как и любому туристу, хотелось осмотреть весь хутор. Пора­зила своим размахом ярмарка: торговые палатки стояли в несколько рядов, а в центре красовалась многоярусная экспозиция с братинами, изготовленными не только из самого ходового материала – дерева различных пород. Изумляли своей фантазией сосуды из джута, войлока, лозы.

Если говорить о размерах, то все посетители не могли не заметить братину Андрея Вяткина из Кожевниковского района. Мастер сделал ее из топляка, поместив внутрь еще три деревянные менажницы.

– Я уже не первый раз покупаю у него эти менажницы – когда приезжают гости на шашлыки, вещь просто необходимая. Все моется хорошо, – говорит одна из участниц фестиваля.

Здесь же состоялось награждение победителей конкурса: первое место в номинации «Традиционная братина» занял Александр Варламов (г. Асино), а в номинации «Праздничная братина» равных не было томичу Владимиру Лебедеву.

ЦИФРА

Более 10 тыс. зрителей собрал фестиваль «Братина» в 2022 году.

Конь летел стрелою

Традиционные казачьи скачки являются украшением «Братины». Еще задолго до старта зрители занимают лучшие места вдоль живописного берега Оби. Родители поднимают своих малышей – кто на руки, а кто-то и на загривок садит, чтобы и юные болельщики смогли хорошенько рассмотреть всех участников зрелищных состязаний – статных рысаков и их наездников.

В ожидании скачек в тени мощных тополей ожидал своего выхода Никита Сорокин. Ему предстояло выступление на молодой кобыле по кличке Пятнышко. Для выхода в свет Сорокины обрядили трехлетку в сбрую с парадно-выходным наборным седлом, украшенным множеством фигурных заклепок.

16-летний паренек из деревни Крыловка Кривошеинского района буквально с рождения сидит на лошади – его отец держит там небольшое хозяйство. Этим и живут.

– Отец занимается и меня подсадил, – рассказывает Никита.

Для него это были дебютные скачки, хотя на самом фестивале паренек работает не первый год, правда, раньше только катал ребятню.

Никита Сорокин выступал под шестым номером в третьем заезде, но спокойную лошадь испугал шум зрителей и до финиша эта пара не дошла. А жаль, мы за нее искренне болели.

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 7 =