В открытии нового концертного сезона Курской филармонии принимал участие томич Владимир Дорохов
Премьера в непокоренном Курске
В конце ноября зрители приграничного с Украиной города услышали обновленную версию проекта Томской филармонии «Мемы». Впервые концерт под таким названием прошел в Томске два года назад и был «на ура» принят молодыми сибиряками. Авторы проекта не скрывали, что специально создавали его для держателей «Пушкинских карт». В «Мемах» они представили популярные у молодежи музыкальные произведения, которые были написаны выдающимися композиторами, ставшие впоследствии рингтонами для мобильных телефонов, треками для кино, мультфильмов и анимэ.
…Сотрудничество томичей и курян началось на важном для всех оркестров страны мероприятии – церемонии вручения оркестровой премии «440 Гц» в Санкт-Петербурге. Именно там директор Томской филармонии Наталия Чабовская познакомилась с музыковедом Курской филармонии Екатериной Демидовой, которую заинтересовал опыт сибиряков по привлечению молодежной аудитории на концерты классической музыки.
Она дважды вела «Мемы» в Томске и потом предложила перенести этот проект на сцену Курской государственной филармонии. Правда, реализовать в срок ранние договоренности помешали военные действия: с 7 августа этого года все массовые мероприятия в Курской области были запрещены. Но как только наступил период стабилизации, власти приняли решение о возобновлении концертной деятельности.
Дирижёр Владимир Дорохов вошел в число немногих музыкантов России, кто открывал концертный сезон в южном регионе. О своих впечатлениях он поделился с читателями «ТН».
Наживка для молодежи. И не только
– Владимир Владимирович, вы изначально участвовали в музыкальном проекте «Мемы». А как куряне отреагировали на томскую изюминку?
– Я слышал такой шквал аплодисментов. Причем, это было не в финальной части концерта, а после исполнения каждого номера программы. Я почти через произведение поднимал оркестр. Да, это были овации с криками «браво». Объясняю это тем, что куряне, во-первых, в целом соскучились по концертам, а во-вторых, такого плана выступлений у них еще не было. На открытие пришло столько народу, что просто яблоку негде было упасть, хотя изначально предполагалась 50-процентная наполняемость зала из-за военной обстановки.
Наша программа была ориентирована в первую очередь на привлечение молодежной аудитории в стены филармонии. Хитринка проекта заключалась в том, чтобы привлечь школьников и студентов, назвав программу молодежным словом, включив 50 процентов популярной, знакомой им музыки, а остальные 50 процентов посвятить классике.
Такой вот наживкой затягиваем на симфонические концерты молодых зрителей. Правда, еще никто из них не сказал, что это плохо. Наоборот, все довольны, все понимают, что это, действительно, интересная программа с оригинальными подводками. Например, играем мы «Тройку» Свиридова из музыкальных иллюстраций повести Пушкина «Метель» и созвучную ей мелодию из игры Metal Gear. В чём совпадение? Оно в том, что композитор, который написал музыку к игре Metal Gear, полностью скопировал музыку у Свиридова, немножко ее видоизменив.
Или история происхождения рингтона Nokia Tune. Это Гран Вальс (Большой Вальс) композитора Франциска Тарреги. Он небольшой, звучит около трех минут. Разработчики телефона взяли буквально четыре такта из этого вальса и сделали рингтон.
– Как вас встретил оркестр?
– Шикарно встретил. Я вообще даже не заметил, что нахожусь где-то в другой местности, работаю с другим оркестром. Все было очень тепло, по-домашнему. Никакого дискомфорта я не заметил. А общение с любым другим оркестром – всегда хороший опыт для музыканта.
– Все ли инструменты были в наличии для реализации вашей программы?
– Более чем. Там довольно большой состав оркестра – шесть пультов первых скрипок, а также ритм-секция, гитара, бас-гитара, ударные. Единственное исключение – у них нет арфистки. Но выход нашли, заменив арфу синтезатором. И вокалисты, конечно, прекрасно исполнили свои партии, подошли очень ответственно к концерту.
– Вам удалось провести все четыре репетиции, как и планировалось?
– Да, было три репетиции, плюс четвертая в день концерта. Для меня репетиций было достаточно, а для оркестра новая программа, конечно, была непростой. Но музыкантам она очень понравилась. Я слышал отзывы как от самих артистов оркестра, так и от администрации.
По следам деда-фронтовика
– А раньше вам приходилось бывать в Курске?
– Нет. Я первый раз там был. А вот мой дедушка, Яков Савельевич Бутько, воевал на Курской дуге. Он белорус, родился под Минском. Он выжил в том сражении, домой вернулся инвалидом. Его не стало в 2004 году. У меня дома хранится его красноармейская книжка.
Я признателен администрации Курской филармонии за гостеприимный приём и за возможность посетить мемориальный комплекс «Курская битва» в поселке Поныри, который был открыт в прошлом году при участии президента Владимира Путина. Научный сотрудник музея часа четыре рассказывал мне одному про 50 дней ада под названием Курская битва, о героическом подвиге нашей армии под командованием маршала Рокоссовского, о неподдающихся простому человеческому разуму цифрах применяемой там техники.
А в самом Курске мне провели экскурсию по историческому зданию филармонии, памятнику архитектуры конца девятнадцатого века. Это просто царские хоромы! Сначала там располагалось дворянское собрание, потом Дом офицеров. С декабря 2017 года в этом здание находится вторая концертная площадка филармонии – «Свиридовский центр искусств». Так потомки увековечили память величайшего композитора современности, уроженца Курской области – Георгия Свиридова. Главным экспонатом центра является рояль Георгия Васильевича, привезенный в Курск из его московской квартиры. Мне разрешили посидеть за инструментом.
– Какой вам показалась атмосфера в городе?
– Я жил в Курске неделю и, конечно, реагировал на каждую сирену, особенно по ночам…
Во-первых, долго и громко воет сама сирена, затем диктор также громко объявляет о ракетной опасности и просит пройти в убежище. Потом информирует об отбое ракетной тревоги. В мою первую ночь её трижды объявляли. Я три раза просыпался, три раза засыпал, так приходилось привыкать к новым реалиям.
В здании филармонии на улице Перекальского, где проходил концерт, есть убежище. Там все первые этажи укрыты мешками с песком. А окна остальных этажей заклеены не крест на крест, как в годы войны, а бронепленкой, чтобы стекла не рассыпались.
Сами куряне говорят, что уже привыкли к таким сиренам. Но на улицах и в магазинах народу мало, люди стараются лишний раз не рисковать. И, конечно, все надеются на скорейшее завершение военных действий
– Владимир Владимирович, как вы рассматриваете подобное приглашение с точки зрения музыканта и человека: это был вызов самому себе, творческая авантюра или патриотический порыв?
– А здесь соединилось все вместе. Я никогда не скажу, что лично придумал этот проект – это наша командная работа. И нам, конечно, было очень приятно, что «Мемы» сначала получили положительный отклик в студенческом Томске, а у нас очень избирательная публика, её еще называют поколением Zoom. Потом проект выстрелил в Центральной России. Причем в Курске это получилось, пожалуй, даже громче, чем в Томске.
Конечно, был и патриотический порыв – поддержка коллег и жителей, живущих в приграничье СВО.
И, естественно, знакомство с другим оркестром, а это другая, московская, школа, всегда интересно с точки зрения опыта. Здесь было все в совокупности, и это дает уверенность в том, что мы движемся в правильном направлении.
Если же говорить в целом, мне, естественно, хочется продвинуть этот проект дальше, сделать по подобию передовой московской филармонии молодежный абонемент из серии концертов для привлечения молодого и нового слушателя. Причем, это разные вещи – молодой и новый. Новый может быть и возрастным слушателем, это побаивающийся или не интересующийся классикой человек, но благодаря творческим «заманухам» приходит на концерт и понимает, что все-таки симфоническая музыка – это та самая классика, на которой базируется все остальное.
Я думаю, у нашего проекта вполне удачное название. Оно короткое, ёмкое и содержательное. В Томске были исполнены «Мемы», в Курске – «Мемы-2». Думаю, этот цифровой ряд нужно продолжить.
Автор: Татьяна Александрова
Фото: Антон Богданов