Когда музы не молчат

В томских театрах распроданы даже самые дорогие билеты

Пресс-конференция, в которой приняли участие начальник областного департамента по культуре Павел Волк, директор театра драмы Виталий Волочинков, директор ТЮЗа Андрей Сидоров и директор театра «Скоморох» Лидия Ильина, прошла в Томске в День города. С чем входят в сезон томские театры и как на этот процесс повлияла «Пушкинская карта» – так сформулировал основной посыл разговора журналистов с руководителями ведущих театральных коллективов Томска главный культуртрегер региона. По его словам, в театрах еще осмысляют феномен нынешнего сезона, с начала которого миновал месяц. С одной стороны, антиковидные ограничения остаются и театры их строго соблюдают. Речь идет в первую очередь о 50-процентной загрузке зала. С другой – театры учатся работать в обстановке повышенной востребованности.

Есть билет на балет?

– На сайте любого из главных театров Томской области вы обнаружите, что с билетами проблема. То ли люди соскучились, то ли что-то меняется в театральном сообществе, то ли появление такого драйвера, как «Пушкинская карта», виновато… Но феномен начавшегося театрального сезона – отсутствие билетов. Есть примеры, когда половина зала заполняется при помощи «Пушкинской карты», то есть приходит молодежь 14–22 лет, ради которой, собственно, все и затевалось. Возраст формирования мировоззрения, жизненных ориентиров человека. Мы увидели, что это работает. Причем мы видим не организованные группы, а молодых людей, пришедших в театр самостоятельно. И это приятно, – констатирует Павел Волк.
Как уточняет директор драмтеатра Виталий Волочинков, на данный момент по «Пушкинским картам» продано более 2 тыс. билетов: около 50% зрителей покупают билеты по этой карте. В ТЮЗе чуть поменьше – порядка 30%, это более тысячи билетов, сообщает его руководитель Андрей Сидоров. Особенность «Скомороха» – по картам приходят молодые родители с маленькими детьми, рассказала директор театра кукол Лидия Ильина.

Аншлаг, аншлаг…

Что касается репертуара, то Волочинков отметил премьеру в ТДТ спектакля в жанре театра абсурда «Сережа очень тупой» Дмитрия Данилова, четыре комедии в рамках «Лаборатории молодой режиссуры Comedy Ulёt» и премьеру «Катя» по пьесе Леонида Андреева в постановке Олега Мотовилова. С успехом выступил в Томске по обмену театр из Каменска-Уральского «Драма Номер Три», а в конце октября к нам приезжает театр национальной драмы из Горно-Алтайска. Знаменательное событие для области – предстоящие гастроли Томского драматического театра в Стрежевом и Александровском по гранту Российского фонда культуры.
Несомненным успехом ТЮЗа уже стал «Остров «Титаник». На ближайшие три месяца все билеты проданы. Нет билетов на «Тараканище», «Как я стал…», «Дальше». Уникальная постановка – документальный спектакль о Петре Макушине.
В «Скоморохе» до конца года ожидается пять премьер и еще четыре до конца сезона. Благодаря выигранному гранту у нас пройдет фестиваль «Томский балаганчик», с участием Беларуси и, если откроют границы, Казахстана.

Культур-мультур

Предоставив руководителям театров возможность самим рассказать о своих планах, Павел Волк ответил на другие вопросы, касающиеся сферы культуры. Например: появится ли в Томске качественный концертный зал, о котором уже не раз говорил Валерий Гергиев? Или: чем томские культуртрегеры планируют заменить фестиваль Street Vision?
– Сцена филармонии уже 40 лет удовлетворяет запросы исполнителей, иначе бы они не приезжали. Гергиев, он и свой Мариинский театр критикует. А новый большой зал предполагается в кампусе Большого университета, – парировал начальник управления культуры.
Что касается Street Vision, то альтернативы молодежному фестивалю без сомнения появятся.
– Возникают очень интересные молодежные формы, а одно из условий их развития – не мешать молодым работать. Street Vision отработал 10 лет, значит, будет придумано что-то новое. Когда к нам обращаются молодые люди, мы готовы помочь, но вмешательство не всегда ими позитивно оценивается.

О ремонтах и пожарах

По-прежнему горячая тема – капитальный ремонт пострадавших от пожара кровли и большого зала Томского театра юного зрителя.
– Успеют ли закончить ремонт в ТЮЗе к началу следующего театрального сезона – это вопрос… При благополучном стечении обстоятельств и добросовестном подрядчике в 2022 году эта история может завершиться, – заявил Павел Волк. – По оценке проектировщиков, стоимость ремонта оценивается в 40 миллионов рублей. Эти деньги мы внесем в проект областного бюджета на следующий год.
Однако речь идет именно о кровле и большом зале. Полный ремонт в театре предварительно оценивался в 134 млн рублей.
Что касается других театров, то ремонт в них будет проводиться поэтапно. Это, конечно, создает дополнительные трудности для труппы, но и заставляет творческие коллективы креативить – по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Так, у ТЮЗа настоящей находкой в спектакле «Остров «Титаник» стал задник в виде мертвого зрительного зала за спинами у сидящих на сцене зрителей.
Тем не менее поискам главного режиссера ситуация не способствует.
– Не каждый режиссер поедет творить лишь на малой сцене, – посетовал Андрей Сидоров. – Ситуация такая, что всем проще приехать, поставить спектакль и уехать, чем переезжать в Томск. Создание и воспитание труппы – это очень сложный процесс, тем более что с молодым специалистом нужно много работать, а привозить опытного режиссера тоже проблематично, потому что сами методы режиссуры за последние 5–10 лет сильно поменялись.
Проблем у томских театров много. Но это текущие проблемы, вполне решаемые, пусть даже и не сегодня-завтра. Очевидно одно:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит…
Пушкин, как всегда, актуален.

Марина Крайнова
Фото: РИА Томск и из архивов театров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *