Кого, где, когда подстерегают несчастные случаи на производстве

А как хорошо день начинался! Строительная площадка залита солнцем. Часть работ на ней успешно завершена. Прораб дает команду разнорабочим разобраться со строительным мусором. Ребята лихо берутся за дело: двое сбрасывают с верхних этажей мешки с битыми кирпичами, кусками штукатурки… Третий, как и положено по инструкции, остается внизу, следит, чтобы в опасной зоне не появился кто посторонний. Когда в работе товарищей наступает пауза, он спокойно, даже по-хозяйски начинает расхаживать по опасному еще пять минут назад участку. По всей вероятности, из любопытства: чего там эти наверху замешкались? Именно в этот момент с высоты седьмого этажа на него летит деревянный поддон. Печальное завершение обычной строительной уборки – тяжелые травмы и перспектива остаться инвалидом на всю жизнь.

 Бесценные ценности

Расследованием несчастного случая занимается Государственная инспекция труда по Томской области. После детального выяснения причин и последствий трагедии пострадавший мужчина получит материальную компенсацию в виде оплаты листка нетрудоспособности. Вот только компенсировать утраченное здоровье и жизненные возможности ему уже никогда не удастся.

Реже происходят ситуации, когда несчастные случаи на производстве заканчиваются летальным исходом. В 2013 году на территории Томской области таких случаев произошло девять. Из последних – гибель заместителя директора по производству компании строительного профиля. Упал с большой высоты, когда принимал работу подчиненных по монтажу модульной конструкции. Беды могло и не случиться, если бы мужчина не пренебрег мерами безопасности и всего лишь надел монтажный пояс.

Сегодня в России максимальный размер единовременной выплаты родственникам погибших в результате несчастного случая на производстве не превышает 76,7 тыс. рублей. На днях Фонд социального страхования РФ заявил о намерении увеличить ее до 1 млн рублей. Сумма обозначилась вполне определенная: именно такая компенсация от Правительства РФ полагается семьям, потерявшим близких в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и террористических актов. Но даже и эта сумма несопоставима с ценой человеческой жизни и не утешит людей, в одночасье потерявших любимого человека.

Деньги или разбитое корыто?

Проблема производственного травматизма никогда не перестанет быть актуальной для Томска. Основные для нашего региона отрасли строительства и транспорта, по данным общероссийской статистики, относятся к числу самых травмоопасных. Не меньшему риску подвержены работники нефтегазовой сферы, лесной и сельскохозяйственной отраслей. Только в первой половине этого года при выполнении рабочих обязанностей в регионе пострадали 225 человек. От общего количества несчастных случаев на их долю приходится более 50%.

Данные, которыми владеет Государственная инспекция труда в Томской области, если и не точные, то максимально приближенные к правде. Сегодня скрыть несчастные случаи на производстве, как это случалось раньше повсеместно, крайне сложно: больница, в которую пострадавший обратился за медицинской помощью, в течение суток обязана сообщить о ЧП в прокуратуру, инспекцию труда и Фонд социального страхования.

– Есть и другой вариант развития событий, когда работодатель обещает сотруднику оплатить лечение и реабилитацию за молчание, а тот, в свою очередь, выдает производственную травму за бытовую. Но здесь уже пострадавший, что называется, сам себя подставляет, – рассказывает Виктор Носик, временно исполняющий обязанности руководителя Государственной инспекции труда в Томской области. – Если Фонд социального страхования РФ – структура надежная и стабильно оплачивает работнику материальные компенсации в связи с получением производственной травмы, то, заключая устную договоренность с работодателем, вы рискуете остаться у разбитого корыта. Работодатель, конечно, может быть человеком порядочным и обязательным, но от банкротства и ликвидации предприятия никто не застрахован.

При легких несчастных случаях Фонд социального страхования оплачивает пособие по больничному листу. Если полученная травма лишила человека возможности работать, он будет ежемесячно получать пенсию по инвалидности в размере процента утраты от среднемесячной зарплаты. Пенсия в связи с потерей кормильца также рассчитывается от его среднемесячной зарплаты. Что касается компенсации морального вреда, то здесь все вопросы решает суд.

– Все зависит от степени вины работодателя и от сферы деятельности, – поясняет Виктор Носик. – Суммы компенсаций морального вреда в сельскохозяйственной отрасли в среднем составляют 200–300 тыс. рублей. Работники нефтяной и газовой отрасли, пострадавшие на производстве, добивались выплат в связи с утратой трудоспособности или с потерей кормильца в размере 5, 8 и даже 10 млн рублей.

Работодатели бывают разные

Хорошо, когда заповедью руководителя становится фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили». Но порой собственная незапятнанная репутация для начальника дороже здоровья и благополучия подчиненного. Зато на стороне работника государство и профсоюзные организации, в случае несогласия с действиями работодателя всегда можно обратиться в инспекцию труда. В прошлом году, например, спрятать концы в воду попытались на одном из предприятий Стрежевого. Разгружая «газель», сотрудник получил тяжелые травмы. Администрация учреждения провела расследование и оформила производственную травму как бытовую. Сотрудник пожаловался на незаконные действия работодателя, государственные инспекторы труда провели дополнительное расследование и доказали, что случай был производственным. В итоге пострадавший мужчина получил денежную компенсацию от Фонда социального страхования, работодатель – солидный штраф за допущенные нарушения законодательства.

Обеспечение безопасности рабочего процесса по большому счету не требует значительных затрат финансов и времени. Опыт успешных предприятий доказывает: лучше предупредить несчастный случай, чем расхлебывать потом его последствия. В числе таких предприятий ООО «Горсети», деятельность работников которого связана с электричеством, а значит, с постоянным серьезным риском для жизни и здоровья. Тем не менее за последний год здесь не зафиксировано ни одного случая производственного травматизма. А недавно на базе учреждения прошел областной семинар по охране труда.

Помимо обязательной ежегодной диспансеризации в «Горсетях» есть свой здравпункт. Проводится ежедневный предрейсовый осмотр водителей. Организован учебный класс, который полностью имитирует производственный процесс и где регулярно проходят практику и обучение сотрудники.

В каждом подразделении «Горсетей» есть уполномоченные по охране труда.

– Обязательное мероприятие – ежемесячный день охраны труда: подробная проверка обеспечения безопасности всех служб и подразделений, в том числе с выездом на объекты, – рассказывает Елена Сливка, инженер по охране труда и технике безопасности ООО «Горсети». – Назначаются ответственные лица, во второй половине дня проходит собрание по итогам проверки, обсуждаются даже малейшие замечания по организации труда, назначаются жесткие сроки их устранения.

Хорошей практикой на предприятии считают премирование по итогам месяца лучших работников по охране труда. Это их стимулирует, а значит, можно рассчитывать на добросовестное отношение к делу.

По самому по краю

Всегда мирные будни одного из томских учреждений, занимающегося отнюдь не травмоопасной деятельностью, в одно прекрасное (как тоже казалось сначала) утро перестали быть таковыми. Руководитель производства попросил работника о маленькой услуге – снять вывеску. Благо находилась она – рукой подать. На четырехметровую высоту легко забраться по приставной лестнице. Поскольку это дело пяти минут, услужливый сотрудник не надел монтажный пояс и защитную каску, предусмотренные нормативами. Тот день стал для него последним: при порыве сильного ветра мужчина не удержался и вместе с вывеской упал на асфальт.

Нарушение элементарных норм безопасности и слабый контроль со стороны руководства, по словам Виктора Носика, в числе первых причин производственных несчастных случаев. С одной стороны, свойственная всем русским людям удаль и безалаберность. С другой – срабатывают законы психологии: когда человек все время находится в ситуации потенциальной опасности, чувство страха притупляется. Поэтому жертвами несчастных случаев зачастую становятся тертые калачи. Яркий пример такой ситуации – деревообрабатывающая промышленность. Новички, которые только-только осваивают дело, поначалу боятся устрашающего вида станков, где все крутится и вращается со скоростью света. Другое дело – бывалые станочники, для которых работа, граничащая с опасностью для здоровья и жизни, стала обыденностью. Они и выводят изуродованными пальцами и искалеченными руками деревообрабатывающую промышленность в лидеры по количеству травм.

По оценкам экспертов, наименьшее количество несчастных случаев происходит на предприятиях, возглавляемых женщинами. Да и на 1 тыс. несчастных случаев приходится лишь 10, в которых страдают представительницы прекрасного пола. Видимо, играют свою роль природное чувство ответственности, страх за детей, которые могут остаться сиротами, аккуратность в выполнении служебных обязанностей, дисциплинированность и малая надежда на русский авось.

 

 В первой половине 2013 года выявлено шесть сокрытых несчастных случаев: три легких, два тяжелых, один со смертельным исходом.

Государственная дума РФ одобрила в третьем чтении законопроект, который предусматривает единовременную выплату родственникам погибших на производстве в размере 1 млн рублей. Закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

С 2011 года в Томской области наметилась тенденция к снижению уровня общего травматизма. Отличились Верхнекетский, Зырянский, Кривошеинский, Молчановский, Первомайский, Тегульдетский, Чаинский и Шегарский районы, а также город Кедровый: на протяжении трех последних лет на их предприятиях не зафиксировано ни одного случая производственных травм со смертельным исходом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + 7 =