Командный почерк. Как стрежевским следователям удается раскрывать опасные преступления

15 января работники Следственного комитета РФ празднуют своеобразный день независимости. Именно в эту дату в 2011 году вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», подписанный 28 декабря 2010 года. Это стало поводом внести в российский календарь еще одну праздничную дату – День образования Следственного комитета РФ. До 2007 года СК был в составе прокуратуры, и даже получив относительную самостоятельность, все еще оставался в ее структуре. Но для более эффективной работы требовалось больше полномочий. И СК России получил ее. Сегодня это самостоятельное ведомство, которое не входит ни в одну структуру государственной власти. Оно само является государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Любопытно, что День сотрудника органов следствия Российской Федерации отмечается 25 июля. Так что сотрудники СК могут отмечать свой профессиональный праздник дважды. А если случится юбилей или еще какая-либо памятная дата, то и трижды. Десятилетний юбилей в минувшем году отметило следственное управление Следственного комитета России по Томской области. И среди тех, кто многие годы остается верным своему делу, – коллектив следственного отдела по городу Стрежевой СУ СК РФ по Томской области, руководит которым Герман Шумков.

Рассказывают, что в 2018-м стрежевской отдел следственного управления Следственного комитета России по Томской области в рейтинге по области был на 13-м, последнем, месте. Но это лишь раззадорило его нового начальника Германа Шумкова. Ему потребовалось всего три года, чтобы в 2020 году вывести cтрежевской отдел в тройку лидеров. Одна из главных задач, которую пришлось решать Шумкову, – жесткий кадровый некомплект. Начальнику удалось собрать команду и сохранить основной костяк коллектива.

Учителя невероятно человечные

Герман Шумков окончил юридический факультет ТГУ в ­1995-м. Кстати, позднее здесь получили юридическое образование его младший брат и племянник. Теперь там учится дочь. В институт Герман пришел не со школьной скамьи, за плечами была служба в армии. Учебу вспоминает как самую памятную страницу знакомства с профессией. Лекции читали известные на всю Россию ученые, профессора, деятели науки, заслуженные юристы. Самого Шумкова как прилежного студента до сих пор помнят на кафедре.

Профессиональную карьеру нынешний полковник юстиции Герман Шумков начал в прокуратуре Советского района Томска. В 1996 году, когда стал старшим следователем, работать довелось с корифеями уголовного розыска, которые стали для него примером. С ними он участвовал в раскрытии многих громких дел, среди которых было и заказное убийство.

– Я на практике видел, как организована оперативно-разыскная работа. Один из грамотных сотрудников – Александр Аксёнов, орденоносец – был тогда старшим оперуполномоченным Советского РОВД. Это человек с уникальной энергетикой. Я ни разу не слышал, чтобы он на кого-нибудь повысил голос. Во всех ситуациях Александр Александрович оставался Человеком с большой буквы. Наши учителя-следователи были невероятно человечные, очень грамотные и порядочные, – вспоминает Шумков, – и я у них многому научился. Я понял, что главное в работе: ответственность и порядочность. На мой взгляд, работа заключается не только в том, чтобы проводить проверки и возбуждать уголовные дела. Нужно иметь подход к людям. Не формально относиться к делу, а выполнять свой долг.

Красноречивые цифры

Результаты работы отдела за 2021 год говорят сами за себя. Расследовано 57 уголовных дел. Из них 45 направлено в суд с обвинительным заключением. Еще предварительно расследовано 16 ранее не стоявших на учете преступлений, совершенных в прошлые годы. Из них 13 тяжких и особо тяжких, а три совершены организованной группой. Также возбуждено 16 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Семь из них направлено в суд с обвинительным заключением. Большая работа проведена по установлению и возмещению причиненного ущерба. Он в результате преступной деятельности составил 4 млн 318 тыс. рублей, возмещен в размере 3 млн 724 тыс. рублей. Кроме того, в ходе расследования уголовных дел на имущество обвиняемых был наложен арест на сумму 3 млн 315 тыс. рублей.

Может быть, на обывателя эти цифры и не произведут какого-то особого впечатления. Но специалисты знают, что за ними скрывается огромная, серьезная, кропотливая работа. Ведь каждое дело – это масса экспертиз, уточнений, привлечение специалистов из разных сфер. Время, нервы, наконец. Вот лишь не­сколько примеров.

Недавно завершилось расследование уголовного дела, связанного с убийством мужчины в поселке Пионерном Каргасокского района в конце августа 2021 года. Как установила специально созданная следственно-оперативная группа, работавшая в Пионерном (а это почти 250 км от Стрежевого), труп жертвы был утоплен в реке. Для поисков тела пришлось привлекать водолазов. В короткие сроки был установлен и обвиняемый, использовавший для своих черных дел огнестрельное нарезное оружие. По ходу следствия удалось установить его причастность и к другому убийству, совершенному в 2015 году на территории того же Каргасокского района. Был найден автомобиль убитого мужчины, на котором он приезжал к обвиняемому. Авто злоумышленник впоследствии разрезал и утопил в реке.

Сейчас в суде находится расследованное стрежевчанами уголовное дело о хищении организованной группой товаров и материальных ценностей, принадлежащих АО «Томскнефть», в особо крупных размерах. Речь идет о трубах, предназначавшихся для добычи нефти. В ходе следствия было установлено, что хищением занималась преступная группа, состоявшая из трех человек. Для воровства они привлекли еще троих подельников. В итоге ущерб, составивший около 4 млн рублей, в полном объеме был возмещен.

Дела минувших лет

Что особенно важно, в 2021 году отделом закончено два уголовных дела прошлых лет. Они касаются убийств, совершенных в 2003 и 2016 годах. Уголовное дело 2016 года было возбуждено по ч. 2 ст. 105 (убийство). Как установило следствие, жертву лишили жизни из корыстных побуждений выстрелом из охотничьего ружья. Сейчас дело направлено в Томский областной суд. К ответственности привлечены два лица.

Дело 2003 года касалось Александровского района. По версии следствия, убийство здесь про­изошло на почве личных неприязненных отношений. Жертву убили из огнестрельного оружия, а затем труп утопили в реке. В ходе расследования были установлены свидетель случившегося и обвиняемый. Пришлось проводить множество экспертиз. Даже выпиливали фрагменты доски в помещении, в котором было совершено убийство, – на ней остались следы крови. Все это отправляли томским коллегам на генотипическую экспертизу. Сейчас дело направлено в Александровский районный суд.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть дело «стрежевского маньяка», прогремевшее на всю страну, успешно расследованное стрежевчанами в 2020 году. Напомним, что тогда в ходе следствия был изобличен 61-летний местный житель, с 2004 по 2016 год совершивший шесть нападений на женщин. Искали его долго. Провели генотипирование более 7 тыс. человек. Все безрезультатно. Психологический портрет преступника, обстоятельства и характер совершения преступлений – все указывало на то, что насильник о работе правоохранительных органов знает не понаслышке. Тестирование продолжили, но уже ограниченного круга лиц. И наконец взятый материал совпал с ДНК преступника. В изнасилованиях обвинили бывшего сотрудника милиции, который в 1990-х годах возглавлял местный уголовный розыск, а после выхода на пенсию работал в управлении экономической безопасности нефтяной компании.

Что говорить, оборотень в погонах, дискредитировавший работу людей, призванных защищать. Но на авторитете тех, кто ответственно и честно несет свою непростую службу, это никак не отразилось.

Лесная «прогулка»

Иван Ерохин, стаж работы которого около двух лет, уверен, что, когда согласился работать в стрежевском отделе, не прогадал. Ему, только приехавшему после окончания Юридического института ТГУ, на первых порах помогали все, хотя он и работал во время учебы общественным помощником в следственном отделе СУ СК РФ по Ленинскому району Томска. Но одно дело – выполнять поручения наставника, другое – вести следствие самому. А поручили молодому сотруднику ни много ни мало весь Александровский район, что в полусотне километров от Стрежевого.

– Поначалу на осмотр места происшествия я выезжал только с коллегами, – рассказывает Иван Ерохин. – Первое дело, которое я расследовал, было связано с причинением тяжких телес­ных повреждений, повлекшим по неосторожности смерть человека, и одновременно с применением насилия в отношении представителя власти. Работали всем отделом.

Расстояния в районе немалые – есть отдаленные сельские поселения, до которых пара сотен километров. Но это не самое страшное – добраться до некоторых можно только по зимнику или на вертолете. Чтобы попасть в Лукашкин Яр, где человек якобы застрелился в охотничьей избушке, Ивану Ерохину пришлось из Александровского плыть на лодке, а потом три часа шагать по лесу до места происшествия. Все бы ничего, но обратный путь нужно было проделать с трупом и вещественными доказательствами.

– Со мной был сотрудник полиции из райцентра и деревенские ребята. Пока я осматривал место происшествия, они соорудили носилки, на которые мы положили тело мужчины (оказалось, у него была травма груди, от которой он умер, потому что вовремя не обратился к медикам) и упакованные ружья. Сначала мы его несли на плечах, потом на руках, потом вообще не знали, как тащить. Обратно шли часов семь. Когда стемнело, стало совсем жутко от того, что из леса могут выйти дикие звери, тот же медведь. Вся ставка была на маленькую собачку, которая за компанию бежала с нами, надеялись, что она залает и отпугнет зверя. И на очередном привале один из местных парней посетовал: «Говорила мне мама, что надо учиться». Я ответил: «Шесть лет я учился и вот вместе с тобой его несу».

Пару месяцев назад Иван Ерохин был призван на службу в ряды Российской армии. Ушел с твердым намерением после службы вернуться на прежнее место работы.

Кому – праздник, кому – служба

О трудностях в работе говорит и старейший работник стрежевского отдела помощник следователя Виктория Коблянская.

– Я до пенсии не доживу, я на вредной работе, – шутит она. – Рабочий день начинается в девять утра, заканчивается теоретически в шесть вечера, а практически – как повезет.

Стоит отметить, что Виктория Викторовна – педагог по первому образованию, в Следственный комитет пришла из мирового суда, где трудилась секретарем. Получила второе высшее, юридическое, без которого на нынешней работе никак. Сейчас на ней архив и весь документооборот. Именно к ней первой приходят с заявлениями о совершении преступления, жалобами, обращениями. Работа иногда выматывает настолько, что кажется, будто в мире нет нормальных людей, кругом одни преступники.

Для старшего следователя Романа Бевза вопрос выбора профессии не стоял. Его отец – офицер, проработавший в органах три десятилетия. В Стрежевой Бевз попал после окончания вуза. Говорит, желающих ехать в северную столицу региона было немного – город считался криминальной дырой, где процветала преступность, стреляли бандиты и на каждом углу продавались наркотики.

– Запомнилось дело в самом начале карьеры. Один из криминальных авторитетов избил человека, который потом скончался. Задерживали его с сотрудниками уголовного розыска. Он оказал сопротивление, пришлось стрелять. История была долгой, с многочасовыми допросами, угрозами в мой адрес и коллег из полиции. Но дело довели до конца, направили в суд. Кстати, после того как преступник отсидел свой срок, его убили. Это дело тоже расследовал я. Убийцу нашли, отправили на скамью подсудимых.

Каждое дело Роман помнит до деталей, а их набралось уже сотни полторы. В работе помогают характер, выдержка, коллектив. А отпраздновать с ним Новый год иной раз бывает некогда.

– В ночь с 31 декабря на 1 января 2016 года я выехал на два трупа одновременно, – рассказывает Бевз. – В одном из микрорайонов произошло убийство, я стал собираться, а через 15 минут позвонили – второе убийство в другом микрорайоне. На улице был мороз, все отмечали Новый год, запускали фейерверки, а я с коллегами из полиции описывал сначала один труп, потом другой. И работали мы по этим двум убийствам числа до шестого, пока обоим подозреваемым не избрали меру пресечения.

Найти подход к преступнику

Николай Котенко карьеру начал в Омском следственном отделе УВД, работал следователем на разных направлениях. Когда вернулся в родной город, попал в Следственный комитет. Долгое время работал следователем-криминалистом. Сейчас – следователем по особо важным делам. С матерыми преступниками по долгу службы сталкиваться приходится постоянно. Но больше всего у него вызывает недоумение то, как некоторые родители относятся к своим детям.

– Есть у нас девочка, которая постоянно уходит из дома. Когда я посмотрел, в каких условиях она обитает, ужаснулся, я бы тоже ушел: маленькая комната, где она живет с отцом и мачехой. Они спят на большой двуспальной кровати, а ребенок ютится на небольшом кресле-раскладушке. Все, места в квартире больше нет. Девочка не нужна никому. Такие случаи сплошь и рядом. В сентябре 2019 года мальчик ушел из дома в магазин и не вернулся. Позже его нашли мертвым, подросток покончил с собой...

Забыть о негативных рабочих моментах помогает семья. Совместный отдых на даче, банька на самом берегу озера, рыбалка, спортивные игры. Последнее время Николай Викторович плотно занялся музыкой, которой увлекался со школьной скамьи, – отец обучил его игре на гитаре.

– Помню, после трудоустройства был назначен следователем Молчановского межрайонного следственного отдела с дислокацией в селе Подгорном Чаинского района, – рассказывает майор юстиции Артем Наумов. – Мой коллега ушел в отпуск, и я, молодой сотрудник, остался один на весь район. Населения там около 12 тысяч, но территория большая, ездить на происшествия приходилось на дальние расстояния. Утром уехал, вернулся поздно вечером.

Так получилось и в Стрежевом, куда Наумов перевелся спустя восемь лет. Не отработав на новом месте и месяца, стал исполнять обязанности руководителя. Дела расследовал разные, как обычно и бывает в сельских поселениях: от бытовых убийств, когда один из собутыльников отрубает голову другому, или же таксист лишает жизни почтальона, чтобы украсть у него деньги, до дел, связанных с загрязнением окружающей среды, где подозреваемым является глава поселения. Ему, выпускнику Омской академии МВД, которому в полиции наскучили мелкие кражи, пришлась по душе более интересная работа в Следственном комитете.

– Следователь в первую очередь психолог. Подозреваемого нельзя сразу в лоб спрашивать, как убил. Он может замкнуться и ничего не сказать. Сначала нужно залезть в душу, наладить контакт, поговорить с ним на отвлеченные темы. Узнать, что беспокоит, как он настроен, – рассуждает Артем Германович.

В общем, Герману Шумкову есть на кого положиться в нелегкой службе. Коллектив следственного отдела по городу Стрежевой СУ СК РФ по Томской области сильный и профессиональный. А это значит, что будет раскрыто любое преступление.

Андрей Суров

Фото: из архива «ТН»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =