Константин Беляков: о поиске «Спутника»

БеляковКонстантин Беляков, вице-президент по стратегическому развитию ГК «Элекард»

На прошлой неделе начал работу новый российский интернет-поисковик «Спутник». Формально он реализован на частные деньги – «Ростелекома», инвестировавшего в проект более 20 млн долларов, но фактически создан по инициативе государства. Идея появилась в 2008 году после того, как власть не устроило освещение грузинского конфликта в новостных лентах Google и Yandex. Западные СМИ отозвались о «Спутнике» как о «тяжело цензурированной» поисковой машине (heavily censored).

Пока работает бета-версия «Спутника» (то есть почти готовая, но не окончательная, тестовая версия), так что его работу сложно оценивать с пристрастием. С одной стороны, поиск вполне адекватен, релевантен, то есть найденный документ соответствует запросу.

(И надо отметить, что акцент делается на государственные ресурсы: впереди ставятся документы и сервисы, опубликованные и эксплуатируемые госучреждениями и компаниями с государственным участием. Это полезно для людей, которым нужно решить конкретный вопрос: где оформить документы, за сколько купить лекарства и т.д.)

С другой – есть явные проблемы, например с новостями. Желающим узнать итоги чемпионата мира по хоккею, который выиграла сборная России, «Спутник» предлагает новости от 24 мая, когда еще не определились финалисты… Впрочем, это нормально для молодого проекта. Поисковые системы устроены так, что они ищут по тегам и накапливают ссылки согласно нашим запросам. Человек спрашивает – поисковая машина выдает результат и запоминает путь к этому ответу. То есть обучается. И чем больше запросов она получит, тем более релевантным будет поиск. Другое дело, где взять этих людей, которые перейдут на «Спутник» с Yandex (которому принадлежит две трети поискового рынка), с Google и Mail.ru? Я, например, не собираюсь расставаться с «Гуг­лом», потому что пользуюсь их браузером Google Chrome.

Но, если бы я был чиновником или человеком, связанным с госконтрактами, возможно, мне пришлось бы это сделать. Например, «Спутник» могут предустанавливать на госпоставках и как-то рекомендовать на госзакупках как условие в ТЗ. А предпосылки для этого есть, ведь не зря 10 лет назад «Ростелеком» бросил все силы на то, чтобы завоевать сферу образования. Как итог – сегодня все российские школы подключены к Интернету «Ростелекома». Точно так же компания пытается подобрать под себя медицину. Для этого они жестко демпингуют, роняя цену своей медицинской системы в три раза (по отношению к нашей, элекардовской).

Если во всех этих образовательных и медицинских, а также всех чиновничьих учреждениях дистанционно установить «Спутник» как поисковую систему по умолчанию (а такая возможность есть), то проект разом получит многомиллионную аудиторию. И ничего кощунственного в этом нет, это логика бизнеса. Было бы странно, если бы компания обладала парком машин и не посадила бы на него своих сотрудников… Для «Ростелекома» это, конечно, большая ступень к тому, чтобы стать не просто провайдером, а сервис-провайдером. Уже сейчас у компании есть множество сервисов – охранные, телевизионные и т.д. Собственная поисковая система позволяет надстроить много чего еще, потому что она дает доступ к профайлу пользователя, к данным о его интересах, предпочтениях, привычках. А это – возможность вести не реактивную маркетинговую стратегию, когда ты пытаешься поспеть за желаниями клиента, а проактивную, когда ты предугадываешь и формируешь эти желания. Грубо говоря, человек еще не знает, что хочет булочку, а ты ему уже предложил. И он, самое интересное, ее купил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × два =