Космическое путешествие Онегина

Солист Томской филармонии стал финалистом образовательного проекта и выступил в концертном зале «Зарядье»

Если бы не видневшиеся на горизонте резные купола собора Василия Блаженного с одной стороны и Москва-река – с другой, то скамейка в аллее парка «Зарядья» под молоденькими березками с нежной зеленью вполне подходила бы для усадебной декорации эпизода оперы «Евгений Онегин», где Евгений отчитывает Татьяну, или, как тонко и деликатно заметил Пушкин, «дает уроки в тишине». Но Евгений Штейнмиллер репетировал эту сцену не в парке, а под ним – в концертном зале «Зарядье». 24 мая здесь прошел гала-концерт выпускников и преподавателей образовательного проекта «Институт оперы». Среди 21 финалиста был и солист Томской филармонии.

Как я «усыновила» героя

Солнце еще стояло над куполами Ивана Великого, часы показывали без четверти четыре, когда я предприняла первую попытку вежливо преодолеть заслоны секьюрити на служебном входе «Зарядья». «Вас в списках не значится», – строго сказали два охранника в дорогих костюмах.

Мои блеклые попытки объяснить, что я не совсем чужой человек для Евгения Штейнмиллера и прилетела «из самого Томска», чтобы поддержать нашего солиста, увяли под индифферентным взглядом службы охраны: чужие здесь не ходят. Вот и весь сказ. Не объяснять же им, что первое выступление солиста Томской филармонии на сцене одного из самых престижных концертных залов столицы – событие для всего культурного Томска!

В эту минуту мимо меня пропорхнули две птахи, начертав что-то в журнале пропусков. И тут меня осенило. Быстро отправив СМС, стала ждать благословения небес. Оказаться свидетелем репетиции и увидеть закулисье «Зарядья» мне помогла смекалка помощника режиссера концерта. «Сейчас за вами придут. С этой минуты вы – моя мама», – получила я сообщение от Евгения.

Что ж, типичный театральный сюжет: явиться на бал под маской другого персонажа. Пока следовала длинными коридорами за помощником режиссера, вспоминала факты биографии Евгения Штейнмиллера: в октябре 2015 года он был принят солистом в Томскую филармонию, в следующем году победил в сибирском туре конкурса «Романсиада» в номинации «Романсиада без границ» и поехал в Москву – пел на сцене Колонного зала Дома союзов, получив звание лауреата XI Московского открытого конкурса исполнителей русского романса. Еще через год поехал во Владикавказ, пел на конкурсе вокалистов имени Павла Лисициана, став дипломантом. Тогда его голос отметила Лариса Гергиева.

Я еще многое могла бы вспомнить: и то, как Евгений Штейнмиллер выходил в образе Мистера Икс, подражая своему кумиру – Георгию Отсу, и как разучивал репертуар Муслима Магомаева, стараясь сохранить свое артистическое я, и как волновался, когда надо было играть в детских мюзиклах, но длинный извилистый коридор минус первого этажа наконец привел к двери с надписью: «Вход на сцену».

И тут подвернулся случай

В роли «мамы» я не чувствовала себя посторонней и, дождавшись «сына», смело шагнула за дверь на сцену «Зарядья». А на сцене сидели музыканты Московского камерного оркестра Musica Viva (совсем недавно они выступали в Томской филармонии).

Репетиция первого отделения гала-концерта подходила к концу.

– Я выступаю во втором, – сообщил на ходу Евгений. – А сейчас поет мой педагог – вон тот, в синем костюме.

«Тот, в синем» оказался солистом московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова, приглашенным солистом Большого театра России, обладателем приятного тенора Алексеем Татаринцевым.

– Я очень обрадовался, когда узнал, что моим педагогом по вокалу будет Алексей Александрович, – прошептал мне на ухо Евгений. – Я восхищаюсь им с тех пор, как впервые услышал его в Новосибирске, это было лет десять назад.

Про образовательный проект «Институт оперы», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, он узнал случайно. К счастью, это был тот самый случай, который, по версии Анатоля Франса, «псевдоним Бога», а по версии Александра Пушкина – «Бог изобретатель».

– Нас держит в форме классика. А классика для вокалиста – это романсы и опера. Но в основном крупная форма. Возможности у солиста филармонии в этом смысле меньше, чем у артиста музыкального театра. Остается путь самосовершенствования, поиск учителей, наставников, – так объясняет свое желание принять участие в образовательном проекте Евгений Штейнмиллер.

К тому же «Институт оперы» давал возможность системного подхода к совершенствованию. Кроме вокала, все 50 участников изучали фонетику русского, итальянского, немецкого и французского языков – тех языков, на которых поются оперы. Оперные стили преподавал Сергей Лейферкус, знаменитый баритон Мариинского театра. Актерское мастерство предусматривало занятия по сценическому движению, психологии взаимоотношений.

Учеба шла без отрыва от производства, а ведь Евгений пел и выступал не только на сцене Томской филармонии, но и на других концертных площадках города и области. После пяти месяцев дистанционного обучения он успешно прошел отбор и оказался в числе 20 финалистов, которых отобрали педагоги (21-го выбрали зрители по итогам интернет-голосования). Словом, то, что должно было случиться, случилось.

За пять дней до гала-концерта в «Зарядье» вокалисты из 19 регионов России наконец встретились в Москве. Из их «выпускных» арий и дуэтов организаторы сформировали программу финального выступления.

Подлец, но благородный

Нашему Евгению выпало петь арию Евгения Онегина из одноименной оперы Чайковского. Он мог бы спеть не только арию «Вы мне писали…», но и всю партию Онегина. Благодаря филармоническому проекту «Евгений Онегин». Роман с оркестром» партия «впета». Наш Евгений с полным правом мог сказать словами Пушкина: «Онегин, добрый мой приятель».

– Он сопровождает меня с музыкального училища. Когда я еще учился в Барнауле, знакомая с хорового отделения готовила ГОСы, и ей нужна была сцена ссоры Ленского и Онегина. Она попросила меня подготовить арию Онегина. Потом мы с моим парт-нером выучили и сцену дуэли. Сам я на выпускном экзамене пел Онегина. Ту самую, что пел на гала-концерте, – «Вы мне писали, не отпирайтесь».

Эту замечательную историю «вокалист Штейнмиллер» (как он представляется пользователям социальных сетей) расскажет уже в Томске, спустя несколько дней после концерта, а тогда, за три часа до выступления, он жил в ритме репетиции, которая не оставляла шансов на неспешное общение.

– Евгений, ты ждешь, когда Софья дойдет до микрофона, и выходи, – дает указания Георгий Шилов, педагог по актерскому мастерству. – Письмо у тебя? Начали!

Роль Татьяны сыграла и спела Софья Цимбал из Самары. Для гала-концерта она готовила арию Марии из оперы Доницетти «Дочь полка». Когда ехала в Москву, даже предположить не могла, что выйдет на сцену еще и в образе пушкинской героини, ведь у нее лирико-колоратурное сопрано, а эту партию поют обычно певицы с более низким голосом. Но во время первой репетиции Евгений Штейнмиллер высказал пожелание, мол, хорошо бы мне отвечала Татьяна, у нее три маленькие фразы… Режиссер концерта и педагог по актерскому мастерству Георгий Шилов обещал подумать. А на следующей репетиции сообщил Софье: «У тебя будет Татьяна!»

Пока Евгений Штейнмиллер пел, его педагог сменил несколько точек прослушивания в зале. Чтобы быть уверенным, что везде певца слышно хорошо.

– Добавь немного благородных интонаций. Онегин, конечно, подлец, но благородный, – посоветовал после репетиции Алексей Татаринцев, – и спокойно, благородно отчитывай Татьяну. Ты прекрасно звучишь. Я проверял в разных местах. Динамику голоса не надо усиливать. Акустика зала такая, что, если добавишь, то только испортишь. У тебя хороший голос. Посылай его в зал свободно.

Нет предела совершенству

За время дистанционного обучения Евгений, кроме арии Онегина, работал над ариями Валентина из «Фауста» Гуно (на французском), Доктора Малатеста из «Дона Паскуале» Доницетти (на итальянском), романсом Вольфрама из «Тангейзера» Вагнера (на немецком). Они были в его репертуаре, но после занятий с педагогами по французской, немецкой и итальянской фонетике зазвучали в соответствии с партитурой, как задумано было композиторами. Он занимался не только вокальной техникой, но и актерским мастерством и даже менеджментом.

Открытий для себя во время обучения в рамках «Института оперы» Евгений Штейнмиллер сделал немало. Например, услышал мысль, которая поразила и заставила его переосмыслить задачи концертного исполнения.

Само обучение и выступление на сцене в «Зарядье» солист Томской филармонии воспринимает как ступеньку наверх в карьере вокалиста.

– Это больше для себя. Мои задачи – расширять горизонты репертуарные, выступать на разных площадках. Желательно с оперным и камерным материалом, – признается Евгений.

…Зал «Зарядье» в ландшафтном парке рядом с Кремлем выглядит как тарелка инопланетян. И выступление солиста Томской филармонии мною воспринималось как космическое путешествие Онегина. Евгений Штейнмиллер в образе Евгения Онегина вышел на сцену, когда на парк «Зарядье» уже спустились сумерки, и «тарелка» концертного зала выглядела космически красиво.

Автор: Татьяна Веснина
Фото: из архива певца

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + двадцать =