«Анна Каренина» глазами театрального художника
В Томском театре драмы начались репетиции спектакля «Анна Каренина». Первая читка прошла в минувшую субботу, но сама работа над постановкой началась больше года назад. Придумывалась концепция спектакля, создавалась инсценировка, обсуждалась сценография.
В июне стало известно, что проект получил поддержку гранта Президентского фонда культурных инициатив.
Заглянуть на театральную кухню, посмотреть, как рождается замысел, всегда очень интересно. Мы поговорили с художником спектакля Дарьей Здитовецкой о том, какой будет томская «Анна Каренина».
– Дарья, это уже пятый спектакль, который вы создаёте на сцене Томского театра драмы. За это время сформировалась творческая команда: режиссёр Олег Молитвин, художник по свету Стас Свистунович, балетмейстер Наталья Шурганова, композитор Степан Пономарёв.
– Создание спектакля можно сравнить с рождением нового мира. Каждый раз это своя новая история со своей метафизикой, новый текст, к которому нужно искать особый подход. И в команде мы каждый раз как будто даже заново знакомимся друг с другом. Сейчас мы стали ощущать себя свободнее, исчезла скованность, которая бывала поначалу.
И мне всегда очень приятно приезжать в Томск. Нравится город, театр. Удобно работать со всеми театральными службами, мы уже понимаем друг друга с полуслова.
– Какой будет атмосфера спектакля?
– Атмосфера будет томной, слегка нуарной. Она будет прекрасная в своей мрачности. Ведь есть мрак, который отталкивает, а есть мрак, который притягивает. И вот эту какую-то нуарную тему, меланхоличную, но не нежно-меланхоличную, а всё-таки довольно роковую хотелось бы воплотить.
В мировой литературе есть несколько произведений, которые сразу вызывают мысли о некоей вибрации роковой силы, роковой энергии. Это, например, «Маскарад» Лермонтова. И «Анна Каренина», конечно, тоже.
– «Анна Каренина» – из тех романов, которые по-разному воспринимаешь в разные отрезки жизни. Повзрослев и получив новый жизненный опыт, начинаешь по-другому его оценивать.
– Впервые я прочитала этот роман ровно десять лет назад. Само собой тогда была другая я. И моё внимание в первую очередь было сосредоточено на любовных линиях Анна-Вронский, Левин-Кити.
А когда я, приступив к работе над спектаклем, перечитывала этот роман год назад, для меня открылись неведомые раньше глубины. Удивительно, например, как Толстой строит диалоги. Бытовые, казалось бы, разговоры персонажей раскрывают множество тончайших нюансов: характеры персонажей, их мировоззрение, представления о любви и браке, статус в обществе, ощущение себя в социуме.
Думаешь, как я раньше этого не замечала и насколько это точно! И всё на своём месте! Ничего лишнего.
«Анна Каренина» – роман очень объёмный. Почему над ним нелегко работать? И почему, на мой взгляд, достойных экранизаций было не очень много? Потому что это роман не просто про женщину по имени Анна Каренина. Её личная линия в масштабе всего произведения не так уж велика. Но Анна в этом романе – катализатор каких-то глубинных тектонических процессов.
Режиссёр Олег Молитвин как-то сказал, что в романе есть ощущение гибели империи. Я за эту фразу зацепилась и теперь постоянно возвращаюсь к этой мысли.
Ведь время, когда писалась «Анна Каренина», было переломным – близился излёт века, менялся политический строй, привычный уклад жизни, картина мира. Менялись взгляды на место женщины в обществе, на семью и пр. И интересно вскрыть эти темы! Каким был взгляд на жизнь, взгляд на мир, взгляд на себя в пространстве? Как были устроены разные семьи? И как менялся взгляд на семью, когда начала кардинально меняться жизнь в империи.
– И из этого исходит цветовое решение спектакля?
– Конечно! Главный цвет постановки будет «имперский», томно-тёмно-красный. А среди персонажей в красном будет только Анна, ведь она катализатор процесса и часть этого пространства. Остальные персонажи будут в черном. Это цвет роскоши и в то же время строгой торжественности. А сочетание чёрного с красным создает ощущение роковых событий.
В романе есть контраст – высший свет (этакий грешный Вавилон) и коренная сила народа, люди, которые живут ближе к земле.
Хочется, чтобы это метафорически отразилось на сцене: роскошная хрустальная люстра контрастирует с землей, и красная дорога империи всё объединяет.
Справка «ТН»
Дарья Здитовецкая
Окончила Российский государственный институт сценических искусств по специальности «Художник-постановщик» (мастерская заслуженного художника РФ В. И. Фирера). Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. Преподаватель на кафедре сценографии и сценического костюма Российского государственного института сценических искусств.
Создала сценографию и костюмы к более чем 40 спектаклям в разных городах России.
В Томском театре драмы в качестве художника-постановщика участвовала в создании спектаклей «Визит старой дамы», «Катя», «Из племени Кедра», «Гроза».
Лауреат премии фестиваля «Театры Петербурга – детям» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика» за спектакль «Русалочка» (театр «Зазеркалье», Санкт-Петербург). Постановка «Катя» (Томский драматический театр) была отмечена в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации» премии «Золотой Трезини». Лауреат премии фестиваля «Маска» Томской области в номинации «Лучшая работа художника-постановщика», премии «Золотой Трезини» Санкт-Петербурга и обладатель золотого диплома за сценографию (спектакль «Из племени Кедра», Томский драматический театр). С этим же спектаклем попала в Лонг-лист «Золотой маски» с ремаркой «Особо отметить работу художника». Также в Лонг-лист фестиваля был включен спектакль «Свой путь» (Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан).
Автор: Наталья Бабенко
Фото: архив Театра драмы