Крутая, красивая, любимая

Так отзываются воспитанники детского сада № 83 о воспитателе Наталье Сосновской

«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но зажечь его может лишь тот, кто горит сам!» Эти слова Плутарха побудили томского воспитателя детского сада № 83 Наталью Сосновскую разработать собственную методику воспитания подрастающего поколения.

Призвана судьбой

Она пришла в педагогику десять лет назад.

– Еще когда училась в школе, посещала курсы помощника учителя – были такие профориентационные уроки в старших классах, – вспоминает Наталья Евгеньевна, – поэтому с выбором профессии не было никаких проблем. Сразу же после школы поступила в педагогический университет на учителя русского языка и литературы.

Правда, так сложились жизненные обстоятельства, что диплом педагога ей пришлось отложить в сторону. Через девять лет Наталья решила вернуться в профессию.

– И так как сразу идти в школу было страшновато, мне казалось, что там все сильно поменялось, поэтому попробовала начать с детского сада. Ну и все: как пришла в одно учреждение так здесь и работаю. Душа моя осталась здесь.

Детский сад № 83 располагается рядом с ее домом, поэтому Наталья с интересом наблюдала из окна за тем, что происходило на его территории.

Сначала новенького воспитателя поставили на вторую младшую группу, а потом перевели на ясли. Как вспоминает сама Наталья, она постепенно включалась в педагогический процесс. После того, как прошла все возрастные этапы и поняла особенности поведения детей на каждом году жизни, стала вести старшие и подготовительные группы. Вплоть до их выпуска.

– Расстаюсь с ними очень тяжело, каждый раз плачу, – признается воспитатель. – Прощаясь с детками, всегда надеюсь на то, что буду хоть иногда видеться с ними, ведь все мы живем в микрорайоне «Зелёные горки». Но дети продолжают приходить ко мне в детский сад, поздравляют с праздниками, звонят. Бывают даже случаи, когда ребятишки начальных классов просят помочь им с выполнением домашнего задания. Для меня это очень ценно, я понимаю, что нужна им до сих пор.

Идем от инициативы детей

Филологическое образование Натальи Сосновской и ее глубокая привязанность к литературе с детских лет помогли ей выработать собственную методику в образовательном процессе.

– Книга – мой неотъемлемый инструмент, – подчеркивает воспитатель. – Когда я заметила, что любую тему, даже самую сложную информацию ребята легко воспринимают через книгу, решила сопровождать ею абсолютно весь образовательный процесс. Я долго искала метод, чтобы использовать сказки, энциклопедии, справочники в проектной, исследовательской, познавательной деятельности.

И однажды она его нашла. А помог ей в этом проект английского филолога Нейла Гриффитса «Мешок историй». Подробно изучив зарубежный опыт, Наталья Сосновская поняла, что способна его модифицировать и применить в своей работе. Визуально это выглядит так: в самом начале занятия кто-то из детей достает из «мешка историй» нужную по теме книгу. Получается ненавязчиво, через игру, включать дошкольников в образовательный процесс. Таким образом, педагогу удается привлечь внимание детей к книге, а заодно прожить изложенную в ней историю. Это очень благодатный материал, считает Наталья Евгеньевна. Он помогает ей не только в развитии литературного направления, но и в создании предметной среды – познании большого мира маленьким человеком, проведения им различных исследований, музейной педагогике.

– Современные дети, – продолжает педагог, – более раскованные, они свободно высказываются и ведут себя. Например, во время занятия могут встать, подойти ко мне и отстоять свою точку зрения. Я только приветствую такое поведение, потому что сегодня мы идем от инициативы детей, формируя их самостоятельность.

Мой любимый «треугольник»

В основе успешного воспитательного процесса, по мнению Натальи Сосновской, лежит равносторонний треугольник: дети, родители, педагог.

– Родители – это мои помощники, соратники, единомышленники, – подчеркивает Наталья Евгеньевна. – Если они сразу поймут, насколько максимально важно их участие в воспитании собственных детей и включаются в этот процесс, то все у них получится. Я не устаю повторять, что родители – это первые воспитатели своего ребенка. И когда приходят новые дети, сразу же приобщаем их родителей к нашей деятельности.

Многие из них предлагают свою помощь, сопровождая группу на профориентационных мероприятиях, участвуют в городских походах. В практике педагога имеется опыт знакомства детей с профессиями родителей. Воспитанники Натальи Евгеньевны побывали на экскурсии в банке, салоне красоты, карамельной мастерской.

В год 420-летия города юные томичи из детского сада № 83 активно включились в изучение его истории. Вместе с родителями они посетили самые знаковые места Томска и его окрестности, сделали фотографии, а потом рассказали об увиденном на занятиях другим детям. Воспитанники узнали о деревянных кружевах, которыми украшены исторические дома Томска, городских легендах, загадочной истории Белого озера. Материала накопилось так много, что на одном из родительских собраний было решено «упаковать» его в маленькие книжки – дети делали их по вечерам и в выходные дни вместе со своими домочадцами. А потом была выставка, из которой даже сотрудники детсада узнали много нового о Томске.

Лучший друг дошколят

В августе Наталья Сосновская стала участницей медиапроекта «Лучший миллион Томской области», инициатором которого является губернатор Владимир Мазур.

– Победитель областного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2024», педагог, наставник молодежи и лучший друг ребятишек, которые каждое утро торопятся в любимый детсад, – написал о героине рубрики в своем посте глава региона. – Интерес к педагогике Наталья Евгеньевна почувствовала еще в юности – помогала родителям воспитывать младших брата и сестру. Годы показали, что быть воспитателем, и правда, ее призвание.

Губернатор отметил, что сама Наталья Сосновская считает своей миссией закладывать в детях правильное, важное, нужное «зерно».

– И глядя, какие добрые, воспитанные, хорошие ребята растут в ее группе, понимаешь, что всё у нашей героини получается, – написал Владимир Мазур. – Желаю Наталье Евгеньевне дальнейших профессиональных успехов и детского признания! Последнего ей, впрочем, не занимать – только посмотрите, как тепло отзываются сами дети о любимом воспитателе.

В ролике раскрепощенные ребятишки простыми словами выражают свои искренние чувства к Наталье Евгеньевне. Вика называет ее красивой, Вова – крутой, а Иван – любимым воспитателем.

– Это очень почетно и неожиданно было для меня, – признается героиня проекта. – Я до сих пор привыкаю к новому статусу и чрезмерному вниманию, потому что по натуре достаточно скромный человек. Ну, победила в конкурсе, потому что стремилась к этому и достаточно много работала, понимая, что могу что-то привнести в педагогическое сообщество, чем-то поделиться.

Она заблаговременно приступила к его подготовке, уделив огромное внимание созданию собственного сайта. В этой работе ей помогали все: родители, воспитанники и, конечно же, семья. Нередко педагог репетирует на своих домашних новые эксперименты. Две ее дочери уже учатся в школе и нет-нет да и проговорятся: «Вот бы и нам прожить то детство, которое сегодня проживают твои ребятишки в саду». Полина и Арина ни в коем случае не ревнуют маму к чужим детям и не страдают от недостатка внимания, а наоборот, с уважением относятся к ее работе и частенько помогают ей в разработке очередного проекта.

И таких задумок у Натальи Сосновской немало. Кое-что она привезла с недавнего профсоюзного тренинг-лагеря, как победительница регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2024». В мероприятии участвовали 200 педагогов со всей страны. По словам сибирячки, это были десять активных дней, где они учились, развивались, обменивались опытом, ставили творческие номера.

А еще там было море, потому что тренинг-лагерь проходил в Краснодарском крае.

Вместе с ней в это путешествие отправилась вся ее семья: отпуск для Сосновских начинается тогда, когда все четверо находятся в единой связке.

Они очень любят путешествовать, но их сердце давно и прочно отдано Алтаю. Это их место силы и созерцания первозданной природы. Не забывают Сосновские-старшие и свою малую родину: Наталья и Евгений оба из Парбига Бакчарского района.

26 августа участница медиа-проекта «Лучший миллион Томской области» выходит на работу, где ее заждались 18 воспитанников. Впереди у Натальи Сосновской активная подготовка к Всероссийскому этапу конкурса «Воспитатель года-2024», финал которого пройдет в Подмосковье уже в сентябре. Искренне болеть за неё будут и педагоги, и родители и, конечно же, ее настоящие и бывшие воспитанники. Ведь для всех них она уже давно стала родным и близким человеком.

Автор: Татьяна Александрова
Фото из архива героини

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 5 =