Фото: Дмитрий Евсейчук, Сергей Червач
Как изменился Крым после возвращения в состав России? Не жалеют ли жители полуострова о сделанном ими выборе? Поток туристов в Крым увеличился или сократился? Насколько подорожал отдых на полуострове? Эти и многие другие вопросы крутятся в голове большинства россиян, которые едут на отдых в Крым.
Мне это было вдвойне интересно, так как задолго до майданного переворота в Киеве я ежегодно проводил отпуск в Евпатории у своих родителей. В 2014 году, когда полуостров вновь стал российским, я попасть туда не смог, так как все привычные маршруты были нарушены. Так что в этом году я ждал встречу с Крымом с особенным интересом.
Возвращение
Обычно я самолетом летел в Москву, а оттуда поездом за сутки доезжал до Крыма. Но украинские пограничники перекрыли дорогу на «оккупированный Россией полуостров», и попасть туда теперь можно либо самолетом, либо по керченской переправе.
Авиакомпании в прошлом году оказались не готовы перенаправить часть своих рейсов в Крым, так как практически все самолеты были заняты на других направлениях. А тратить 8–10 дней отпуска на путешествие поездом мне было жалко, не говоря о рис-ке застрять на переправе и физической усталости от такого вояжа. Поэтому о ситуации в Крыму в 2014 году я знал только со слов своих родителей.
В целом их рассказы совпадали с той картинкой, которую нам показывали центральные телеканалы России. Крымчане действительно превратили референдум о присоединении к России во всенародный праздник и потом еще долго после этого пребывали в эйфории.
Особенно мою маму поразил случай, который произошел в середине прошлого лета через несколько месяцев после референдума. Она стояла в очереди за домашним молоком, которое каждое утро привозила в город какая-то женщина. Очередь практически полностью состояла из местных жителей, в основном старшего возраста. В это время по радио зазвучал гимн России. Полусонные лица людей вдруг встрепенулись и осветились улыбками, а половина очереди стала подпевать словами советского гимна. Но особенно мою маму потрясло, что на глазах большинства выступили слезы радости и восторга – такие, какие она видела на лицах людей 12 апреля 1961 года, когда по радио объявили о том, что в космос полетел гражданин СССР Юрий Гагарин.
Противники присоединения к России тоже были, но единицы. Одна из соседок моих родителей переругалась со всеми из-за их пророссийской позиции, закрыла свою квартиру, которую летом обычно сдавала, и уехала к своим родственникам во Львов.
У другой соседки сын служил офицером в одной из тех украинских военных частей, которые весной 2014 года были блокированы «вежливыми зелеными человечками». Женщина тогда очень сильно ругала Россию и лично Путина. Потом ее сын остался служить в той же части, но уже в составе российской армии (из сотен военнослужащих этой части только десяток-другой уехали на Украину, многие из них потом об этом жалели). У него кратно увеличилась зарплата, а у его матери в два раза выросла пенсия. Женщина перестала ругать Путина и стала довольно лояльно относиться к России.
Родителям я, конечно, доверяю больше, чем всем СМИ мира, вместе взятым. Но все же не терпелось увидеть все своими глазами.
Транспортный рай
Главным зримым символом крымских перемен стали транспортные ворота Крыма – аэропорт в Симферополе. После реконструкции он в несколько раз увеличил пропускную способность, там был построен новый большой терминал, а здание старого терминала было модернизировано и также увеличено.
На площади перед аэропортом расположены автобусная и троллейбусная станции. На автобусе оттуда можно добраться практически до всех городов Крыма, а на троллейбусе – до Алушты и Ялты (по самому длинному в мире троллейбусному маршруту длиной 96 км). До Симферополя из аэропорта можно доехать на троллейбусе и автобусе, которые ходят каждые 10 минут.
Цены на общественный транспорт, в том числе на междугородние маршруты, приятно удивляют своей доступностью. Например, билет на автобус от симферопольского аэропорта до Евпатории стоит от 87 до 96 рублей (в зависимости от перевозчика). Стоимость проезда в городских маршрутных автобусах крымских городов колеблется в пределах 9–11 рублей, в электротранспорте – 7–8 рублей. Местные жители с тревогой ждут октября, когда проезд в общественном транспорте подорожает в среднем на 2 рубля.
У междугородних перевозчиков Крыма есть одна замечательная особенность: по дороге они подбирают пассажиров, которым надо проехать небольшое расстояние, например в соседнее село, расположенное на той же трассе. Люди просто стоят на остановке, голосуют, садятся в автобус, платят водителю наличными (без чеков и билетов) и выходят там, где им надо. Причем летом едут чаще всего стоя, так как автобусы в сезон переполнены.
Но есть у общественного транспорта Крыма один большой минус: в большинстве городов ходят маленькие автобусы, в которых очень тесно и неудобно. По сравнению с ними томские маршрутки – верх комфорта.
Железнодорожные вокзалы, которые до 2014 года были самыми оживленными местами всех крупных городов и курортов Крыма, сейчас стоят пустые. Украина перекрыла железнодорожное сообщение с полуостровом, и теперь там ходят только электрички.
С голоду не умрешь
Цены в Крыму на товары и услуги выросли в полтора-два раза. Раньше российский турист со средней для России зарплатой чувствовал себя там почти состоятельным человеком, так как мог позволить себе значительно больше, чем дома. Плюс имел возможность попробовать продукты украинского производства. А теперь россияне чувствуют себя в Крыму как дома: на магазинных полках лежат те же товары, что и в российских магазинах, и примерно по тем же ценам (даже немного дороже, так как снабжение идет через керченскую переправу).
Кое-какие украинские товары еще остались, но тоже очень подорожали, так как коммерсанты теперь несут дополнительные расходы в виде взяток украинским пограничникам (из-за блокады Крыма со стороны Киева).
Намного меньше стало товаров из Турции и других близлежащих стран, так как их суда перестали заходить в крымские порты из-за антироссийских санкций.
Значительно лучше обстоит дело с местными товарами, особенно с овощами и фруктами. Они хоть и подорожали, но немного и по-прежнему стоят меньше, чем в других регионах России (по сравнению с Томском дешевле в полтора-два раза). Например, даже в августе там везде продавалась клубника по 140–150 рублей за килограмм, а черешня в июне стоила 70–80 рублей за килограмм.
Крымские фрукты и овощи настолько вкусны (особенно персики), что фрукты и овощи, привезенные из других стран и регионов (больше всего из Турции и Украины), продавцы стараются выдать за крымские. Исключение составляют арбузы: самыми вкусными считаются херсонские и продаются в среднем по 10 рублей за килограмм, тогда как крымские арбузы в среднем можно купить по 7–8 рублей за килограмм.
Довольно дешево стоит в Крыму мясо – примерно на 30–40% меньше, чем в Томске. Мякоть свинины, например, в августе можно было купить по 270–280 рублей за килограмм.
В общем, не зря во времена Гражданской войны беспризорники со всей Российской империи ехали в Крым. Умереть с голода там по-прежнему невозможно, даже бродячие собаки в Крыму очень ленивы, упитанны и добродушны.
Туристские радости
Больше всего в Крыму почему-то подорожало пиво. Если раньше оно было примерно на треть дешевле, чем в Томске, то теперь в полтора раза дороже: полуторалитровая бутылка обычного российского или украинского пива стоит в крымских магазинах 130–180 рублей. Закусить это дорогущее пиво соленой или вяленой рыбкой тоже стало очень накладно, так как рыба подорожала примерно на 30–40%.
Зато ценителей хорошего вина в Крыму по-прежнему ждет настоящий рай. Бутылка столового вина объемом 0,7 литра известных крымских заводов стоит в пределах 150–300 рублей. Вино можно купить на разлив даже в обычных столовых, но так как официально у них нет лицензии на продажу алкоголя, то в торговом чеке вино проходит под псевдонимом «виноградный сок». Плохое вино в Крыму есть, но очень мало, и, как правило, оно привозное.
Столовых очень много, плотный обед в них обходится примерно в 150–250 рублей (в зависимости от города, в Ялте, например, дороже, чем в Севастополе и Евпатории). Поход в кафе или ресторан на берегу моря с поеданием шашлыка и морепродуктов обойдется примерно в 1–2 тыс. рублей на человека (в Ялте дороже, но там вообще все дороже).
Рост цен происходит в Крыму не совсем по рыночным законам. Крымчане привыкли считать россиян людьми состоятельными, но не учли двукратного падения курса рубля и немного переборщили с ценами. Например, билет для взрослого человека в евпаторийском дельфинарии в 2013 году стоил 100 гривен, то есть почти 400 рублей по тогдашнему курсу. Летом 2014 года цена билета осталась такой же, только в рублях. А в этом году она выросла в 2,5 раза – до тысячи рублей. «В прошлом году денег едва хватило пережить зиму, – пояснила работница кассы дельфинария. – Поэтому цену пришлось поднять». В результате зал дельфинария, ранее полностью забитый, стал наполняться едва ли на половину.
В целом отдых в Крыму по-прежнему остался довольно бюджетным, особенно по сравнению с подорожавшей из-за падения курса рубля заграницей. Крымские курорты этим летом были заполнены примерно на две трети по сравнению с украинскими временами. Главной причиной снижения турпотока стала проблема транспортной доступности, так как раньше подавляющее большинство туристов приезжали туда по железной дороге, которая сейчас не работает. Поэтому больше всего в Крыму ждут обещанного в 2018 году моста через Керченский пролив, который позволит увеличить поток туристов из России минимум в два-три раза.
Блокада
Уровень жизни крымчан по сравнению с украинскими временами в целом не изменился. Зарплата и пенсия увеличились в два-три раза, но все равно остались значительно меньше, чем в целом по России: зарплата 14–16 тыс. рублей в месяц считается довольно приличной. Кроме того, значительную часть повышения зарплаты и пенсии съела инфляция, обусловленная экономической блокадой Крыма и падением курса рубля.
Западные санкции в отношении полуострова сказываются даже в мелочах. Например, владельцы смартфонов и планшетных компьютеров столкнулись с тем, что в Крыму не работает интернет-сервис Google Play Маркет, так что обновить или скачать приложения для гаджетов можно только на альтернативных сайтах.
Но самым большим неудобством для туристов в Крыму стало отсутствие на полуострове российских банков. Из-за страха попасть под санкции из Крыма сбежал даже Сбербанк, который в украинские времена неплохо там работал. Сейчас действуют несколько местных банков и несколько российских, причем довольно мелких, которые не работают за границей и потому не боятся западных санкций.
Но перевести деньги через работающие в Крыму банки практически невозможно, так же как и нельзя снять наличные в местных банкоматах по картам российских банков. Поэтому в Крым приходится ехать только с наличными. Те, кто этого не знал, сталкиваются с огромной проблемой. Честно говоря, я не знаю, как они ее решают. По слухам, есть люди, которые за грабительские проценты подпольно оказывают услуги по обналичке российских банковских карт, но я этих ловкачей так и не нашел. Объявления с предложением обналичить видел, но указанные в них телефоны неизменно оказывались заблокированными.
Кто кого присоединил
Эйфория по поводу возвращения в Россию у крымчан уже прошла, но никакого большого разочарования у них нет. Во-первых, по рассказам своих родственников и знакомых, живущих на Украине, они знают, что уровень жизни украинцев снизился в два-три раза, а уровень тревожности, связанный с гражданской войной и всплеском национализма, напротив, сильно вырос.
Во-вторых, есть один момент, который наши либералы не понимают и не учитывают: для подавляющего большинства крымчан Украина так и осталась чужой, а Россию они и не переставали считать своей родиной. Их раздражала навязываемая Киевом украинизация. Крымчане не понимали, например, почему ценники в магазинах надо обязательно писать на украинском языке, если родной язык для них русский. Ценники на базарах почти всюду были на русском языке, а гривны многие крымчане упорно называли рубликами.
– Лучше помереть вместе со своими, чем жить с чужими, – пояснил мне знакомый моих родителей Виталий, который во времена СССР был инженером-конструктором, а сейчас работает слесарем и подрабатывает частным извозом. – Мы сейчас даже большие россияне и патриоты, чем вы. Вы просто не понимаете величия России и того, какой молодец Путин.
Медработник евпаторийского санатория Наталья поразила меня такой фразой: «Вот вы думаете, что Россия присоединила Крым к себе. А на самом деле это мы присоединили к себе Россию».
Единственное разочарование или, вернее, непонимание, которое я увидел у крымчан, связано с тем, что они возвращались не в современную реальную Россию, а в идеализированную, придуманную. Одни (особенно старшее поколение) возвращались обратно в СССР и социализм. А другие – в Российскую империю времен династии Романовых. Впрочем, это странное сочетание монархизма и коммунизма набирает популярность и в других регионах России, просто Крым тут оказался впереди всех.
Третья оборона Севастополя
Самыми главными патриотами России считают себя жители Севастополя. В этом городе все: дома, памятники, соборы, музеи, бастионы – пропитано духом защиты своей Родины. Там меня догнало эхо войны. Утром мы с женой переправились на противоположную сторону севастопольской бухты на пароме, а вечером вернуться этим же путем обратно не смогли, так как движение по бухте было закрыто. Там нашли неразорвавшуюся мину времен Великой Отечественной войны, и саперы-подводники выводили ее в открытое море, чтобы безопасно взорвать.
Экскурсовод Анатолий Котов, рассказывая о двух оборонах Севастополя (в Крымскую войну середины XIX века и Великую Отечественную войну середины XX века), постоянно подчеркивал, что сам он был награжден медалью за третью оборону – так тут теперь называют события марта – апреля 2014 года, когда местное ополчение готовилось дать отпор украинским националистам.
– Севастополь умирает, но не сдается! – гордо говорит Анатолий. – Мы тут быстро разобрались с местными бандеровцами и готовились стоять насмерть, если Киев пошлет карателей. Нам сообщили, что в Крым едет «поезд дружбы», который везет вооруженных бандеровцев и бандитов с майдана. Но когда этот поезд приехал, то оказался пустым. Испугались!
Как АТБ превратились в ПУД
Украинское правительство объявило об экономической блокаде «временно оккупированной территории» и призвало работающих в Крыму предпринимателей перевести оттуда свой бизнес на Украину. Однако большинство коммерсантов этот призыв проигнорировали. Например, владельцы крупнейшей на Украине сети розничных супермаркетов «АТБ» перерегистрировали свои крымские магазины на территории Краснодарского края, изменили их название на «ПУД» («Продукты у дома») и остались работать на полуострове. По сути, эти популярные в Крыму супермаркеты только сменили свою вывеску и часть ассортимента. Например, там уже появилась известная томичам продукция фабрики «Яшкино».