Кто придет на помощь?

В центре профилактики и социальной адаптации «Семья» разработаны оригинальные методики работы с пострадавшими от семейного насилия

К сожалению, уровень семейного насилия в нашем обществе зашкаливает. Каждый год от мужского рукоприкладства в стране гибнет 14 тыс. женщин. И тенденции к снижению этого явления не прослеживается. Семейному насилию подвергаются и дети, и старики, но все же чаще всего – женщины. 25 ноября стартовала международная ежегодная акция «16 дней против гендерного насилия», в рамках которой в муниципальном центре профилактики и социальной адаптации «Семья» прошел семинар, посвященный этой проблеме. Как бороться с семейным насилием? Чем можно помочь пострадавшим женщинам? Эти и многие другие вопросы обсудили специалисты центра, представители общественности, журналисты.

Истоки – в детстве

Открывая семинар, начальник отдела социально-психологической помощи населению и реабилитации женщин, подвергшихся семейному насилию, центра «Семья» психолог Наталья Богданова отметила:

– Ежегодно в наш отдел обращается порядка 80 женщин, пострадавших от семейного насилия. Причем у каждой из них по два, а то и по три ребенка. И мы организуем большую работу с каждой такой семьей. Это правовая, психологическая и социальная помощь. Наш отдел существует уже 11 лет. И мы хотели бы рассказать о том, что конкретно сделано за это время. А также с помощью представителей СМИ обратить внимание общественности на важные аспекты проблемы семейного насилия.

В чем кроется причина такого высокого уровня семейного насилия в нашем обществе? Этот вопрос стал краеугольным на встрече. Безжалостные цифры, приведенные специалистом, просто поражают воображение. Но ведь у каждого такого случая жестокого обращения с женщиной есть истоки.

– Мужчины, которые чинят насилие в семье, это, как правило, травмированные в детстве люди, – обратила внимание на важный психологический нюанс Наталья Богданова. – Боль от физического унижения в них живет всю жизнь. Поэтому, чтобы насилие не плодилось, нужно заниматься работой с родителями. У нас, к сожалению, сложилось так, что бить ребенка – равно «воспитывать». Плюс к тому, каждый абьюзер – это человек на самом деле неуверенный в себе, и, чтобы самоутвердиться, заглушить боль от своих детских травм, он позволяет себе насилие в отношении женщины, детей как заведомо более слабых физически.

Причем, по словам Натальи Николаевны, мужчины со своими проблемами очень редко обращаются к психологам, другим специалистам. А вот женщины делают это гораздо чаще. И центр профилактики и социальной адаптации «Семья» всегда готов им в этом помочь.

Междисциплинарный подход

Особенность работы отдела социально-психологической помощи населению, а в нем трудятся девять человек, заключается в том, что здесь внедрен междисциплинарный подход. Вместе с психологом, специалистом по социальной работе обязательно работает и юрист. В итоге вся эта команда сосредотачивает совместные усилия на каждом конкретном случае. Особенно журналистов заинтересовал вопрос сроков оказания юридической помощи пострадавшим. Например, проблема оформления развода, алиментов…

По словам юрисконсульта отдела Дарьи Труниной, если речь идет об остром, тяжелом случае, то это несколько дней. За это время удается собрать минимум документов. Ну а дальнейшие судебные тяжбы могут длиться не один месяц.

Большое внимание на встрече сотрудники отдела уделили проблеме психологической реабилитации, которая может занимать полгода и более и сводиться как к индивидуальной, так и к коллективной работе. Изюминка коллективной работы психологов отдела – создание специальных групп пострадавших от насилия женщин. На данный момент в отделе три такие группы. В них входят как те, кто только недавно обратился за помощью, так и женщины, уже вышедшие из состояния кризиса. Такой «микс» приветствуется потому, что те женщины, которые смогли справиться со своими трудностями, могут поделиться своим личным опытом.

– Это важно потому, – отметила Богданова, – что такие женщины заряжают оптимизмом тех, у кого пока много сомнений в правильности сделанного ими шага, много ложной вины. Вообще, к нам часто обращаются пострадавшие женщины с так называемым жертвенным поведением. Они очень зависимы от мнения других. Порой выясняется, что за годы семейной жизни они вообще разучились что-то делать самостоятельно и во всех проблемах винят только себя. Плюс к тому их социальные связи минимальны. В этой ситуации нужно подставить им плечо. Что-то подсказать, направить в нужное русло.

Во время обсуждения участники остановились и на проблемах самого центра профилактики и социальной адаптации. Наталья Богданова особо выделила вопрос с необходимостью убежища, в котором временно могли бы разместиться пострадавшие от семейного насилия. Ведь возвращение к мужу или сожителю – тирану – им категорически противопоказано. Хорошо, если есть средства на первое время снять квартиру или могут помочь родственники. А если ни того ни другого нет? Оказывается, до июля этого года такое убежище существовало. Причем восемь лет. И из него ни одна женщина не была увезена насильно мужем-тираном. Теперь убежище закрыто. Вопрос запутанный, сложный, но, по мнению Богдановой, причина проблемной ситуации здесь в несогласованности действий областной и городской властей.

А будет ли развитие?

Кстати, проблема свободных площадей, необходимых для временного прибежища, касается не только пострадавших женщин. По словам Натальи Богдановой, самому центру остро необходимо развитие. Нужны и новые специалисты, расширение сферы деятельности. Например, на данный момент сотрудники центра просто не в состоянии принять несовершеннолетних пострадавших от семейного насилия. Для этого нет необходимых ресурсов.

– Мы уже превращаемся в какое-то недоступное учреждение, и это ненормально, – резюмировала специалист, – посмотрите, в аналогичных центрах в других городах есть отдельная структура, занимающаяся кризисной помощью. Это и информационно-методический центр, и отделение консультативной помощи, и амбулаторное отделение помощи женщине и детям – приют. Причем в этих приютах пострадавших еще и бесплатно кормят, чего у нас никогда не было. К тому же сейчас у нас нет ни толковой экстренной помощи, ни полноценных телефонов горячей линии или линии доверия!

Еще одна проблема – это неосведомленность томичей о существовании центра «Семья».

– Казалось бы, и Томск – город небольшой, и общество у нас информационное, но очень многие просто не знают, что мы существуем, – сетует Наталья Николаевна. – Один раз мы просто вышли на улицу и попытались расспросить примерно 150 томичей, знают ли они о нашем центре. Лишь один мужчина сказал, что что-то вроде бы такое слышал. Остальные просто удивленно округляли глаза.

Сами сотрудники центра пытаются исправить этот пробел. Все больше внимания уделяют работе в интернет-пространстве, где существует своя группа в соцсети «ВКонтакте», где каждый пострадавший может оставить сообщение, описать свой случай. И эта тема набирает обороты, потому что прийти на очный прием многие просто боятся, а написать и поделиться наболевшим гораздо проще.

Гримасы умного города

Поскольку тема семейного насилия разносторонняя и ею занимаются не только психологи, но и правоохранительные, медицинские, социальные государственные органы, то на встрече коснулись и вопроса межведомственного взаимодействия. К сожалению, и в этом вопросе не все гладко. Например, существует специальный документ – «Регламент межведомственного взаимодействия в сфере профилактики семейного насилия», который четко определяет порядок и полномочия органов системы профилактики правонарушений в сфере организации работы с семьями. Казалось бы, с ним должны быть ознакомлены все структуры, занимающиеся проблемами семейного насилия, но на самом деле организаций, которые знают о регламенте, не так много. И даже там, где знают, эффективность невелика. Например, регулярно проводятся совместные семинары с участковыми, но текучка кадров среди этой категории правоохранителей такая, что зачастую все труды вхолостую. Волонтеры также не особо стремятся помогать.

– Мы уже делали несколько попыток приобщить к нашей работе студентов, молодых людей, но, очевидно, проблемы наших подопечных для них менее интересны, нежели участие в различных благотворительных мероприятиях, – отмечает Богданова.

Она считает, что тяжелая тема семейного насилия достойна общественного внимания. Она рассчитывает, что к ней проявят больше интереса и городские, и областные власти. Томичи по праву могут гордиться нашими достижениями в области науки, образования, культуры. Вместе с тем должны признать, что в нашем умном и интеллектуальном городе процветает такой пережиток, как семейное насилие. И его искоренять можно только сообща, прежде всего оказывая реальную помощь жертвам насилия. А сами женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, должны быть уверены, что есть люди, готовые прийти им на помощь.

Автор: Андрей Суров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 5 =