Госдума приняла в третьем чтении законопроект о дифференциации штрафов для автомобилистов за непропуск пешеходов. Размер штрафа за непредоставление преимущества пешеходам и велосипедистам будет варьироваться от 1,5 до 2,5 тыс. рублей. Раньше максимальный штраф был 1,5 тыс. рублей. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что ужесточение ответственности связано с ростом правонарушений: в 2014 году было возбуждено 1,64 млн таких дел, в 2015-м – 1,66 млн, в 2016-м – уже 1,8 млн. Но только ли водители виноваты в ДТП на пешеходных переходах? Может, нужно ввести штрафы и для пешеходов? Для тех, кто чувствует себя бессмертным и шагает по дорогам без оглядки.
Как ногой об асфальт
– Если все соблюдают правила, то противостояния и баррикад между водителями транспортных средств и пешеходами быть не должно. Но конфликт может быть заложен в несовершенстве правил. Я водитель с тридцатилетним стажем. К пешеходам отношусь негативно – за суетливость, безбашенность, хамство на дорогах, в том числе на переходах. Быть такими им позволяет уверенность в том, что они всегда правы и защищены ПДД.
Дети – это вообще отдельная песня, они бегут через дорогу сломя голову. Молодежь шествует неспешно и разговаривает по телефону. И даже некоторые пенсионеры ведут себя как коронованные особы, не поворачивая голову, чтобы посмотреть, есть машины или нет: расступитесь все, – я иду.
А виноват в случае чего всегда водитель. И размер штрафа в очередной раз поднимают. Для профилактики?
Законодатель по традиции думает, что проблем станет меньше. Но почему никто не хочет перетрясти ПДД и приблизить их положения к реальной жизни? Если я правильно помню, Верховный суд России делал прецедентные разъяснения по поводу того, в какой момент водитель обязан пропускать пешехода. Он должен совместить траектории своего движения и пешехода, и если они пересекаются на переходе, то пропускать. Должны работать здравый смысл и ответственность. На деле работает чаще всего нога. Пешеход наступил на проезжую часть, и этот его царский жест должен заставить все живое замереть. Это еще ладно, что в Томске нет больших магистралей и нерегулируемые переходы чаще устроены на узких улицах. Мой московский родственник жалуется: если он едет по Ленинскому проспекту в крайнем правом ряду, а пешеход только вступил на проезжую часть на противоположной стороне, то всем десяти рядам надо встать. Таковы правила… А если идет бабушка с клюкой?
В Томске тоже есть свои выкрутасы: не успеешь повернуть с улицы Артема на улицу Усова, как сразу упираешься в переход. Далеко ли до беды? Виноват будет водитель, без вариантов. Или улица Гагарина на пересечении с улицей Плеханова: до установки светофора там бесконечно переходили дорогу пешеходы, а из машин из-за этого собиралась пробка. Поедешь чуть посмелее, пешеходы возмущаются и у виска крутят – они же правы!
Ладно, штрафы увеличили, но как фиксировать нарушения? Это может сделать только инспектор ГИБДД. Но они чаще по другим «хлебным» местам расставлены. Когда вы видели в последний раз, чтобы инспектор штрафовал пешехода? В советское время?
Увеличение штрафа решает какие-то другие задачи, а не обеспечение безопасности дорожного движения. Это как запрет на курение в 10 метрах от подъездов жилых домов. Кто будет ловить за руку нерадивого? Участковый? Ну-ну… Это, скорее, завуалированный отъем денег у людей в пользу бюджета. И все. Бороться за безопасность людей надо по-другому.
Каждому свою дорогу
Аглая Петрова, школьница:
– На днях у меня на глазах моя подружка попала под машину на переходе на проспекте Ленина у театра драмы. Там вроде бы всегда водители уступают, даже если идешь в одиночку. Но тут получилось так, что маршрутка в ближнем ряду остановилась, а водитель легковушки из левого ряда пешеходов не видел и продолжил движение. А подружка моя, увидев, что автобус останавливается, рванула через переход бегом. Вот и встретились… У нее сотрясение мозга и больничный режим, у машины – капот всмятку и лобовое стекло вдребезги.
По правилам виноват автомобилист – не уступил дорогу. С точки зрения пешехода это правильно, но с точки зрения водителя – нечестно. Он не видел движения человека.
Считаю, что повышение штрафа может сделать водителей более внимательными. Хотя деньги небольшие, и это не заставит притормаживать перед каждой зеброй. Значит, надо максимально исключить возможные контакты машин и пешеходов. Надо их пути разводить: строить надземные или подземные переходы, светофоры. И пусть не мешают друг другу: пешеходу – безопасность, автомобилисту – скорость и комфорт.
И тогда не будет виноватых без вины.
Улыбнитесь друг другу
– Думаю, что это повышение и дифференциация штрафов не дадут нужного эффекта, люди все равно будут попадать в аварии. Никогда еще в нашей стране страх перед наказанием не стимулировал законопослушное поведение.
Не надо никаких ужесточений, надо научиться понимать всех участников дорожного движения и относиться к ним с уважением. По нашему городу очень заметно, что культура поведения на дороге в последнее время стала несравненно лучше. Томичи со стажем хорошо помнят, сколько было раньше инцидентов, в том числе и летальных случаев с пешеходами на проспекте Ленина. Да и на других улицах шанс попасть под машину был велик. Посмотрите, поставили ограждение на проспектах, и люди стали переходить строго по зебре, на зеленый свет светофора. Сколько лет стояли гаишники на площади Ленина и добились своего: этот переход стал безопасным. И не только он. Сила порядка и убеждения заставила многих водителей вести себя по-джентльменски. Раньше у роддома Семашко беременные дамы, туристы и богомольцы, идущие в монастырь на службу, долго не могли перейти улицу Крылова, теперь же стоит человеку показать свои намерения, как поток останавливается. Некоторые водители даже тормозят и жестом помогают неуверенным пешеходам перейти улицу. Бросается в глаза неприятное поведение у переходов машин с номерами соседних регионов, а наши, семидесятые, более вежливые.
С другой стороны, разве трудно нам, пешеходам, кивнуть в благодарность водителю за то, что остановился перед переходом? Мог ведь и проехать, ничего не нарушая. Разве трудно немного подождать еще попутчиков, а не гордо в одиночестве дефилировать перед десятком застывших машин? Вот на проспекте Мира, 35, есть ручной светофор для перехода. Благое дело, но пешеход ждать еще кого-то не хочет, жмет кнопку, он же торопится, а двум десяткам машин спешить некуда. Дорог много, а места сделать шаг с добром навстречу друг другу негде.
Ловить за руку
– Я, наверное, выгляжу идеалистом, но уверен, что увеличение штрафов – своевременная и хорошо продуманная инициатива. Потому что положение действительно очень серьезное. Деньги, полагаю, пойдут на хорошее дело – на нашу с вами безопасность. На переходах нужны видеокамеры для фиксации нарушений. Кому от этого будет хуже? Порядка станет больше. Я бы даже увеличил сумму наказания на пару тысяч. Смущает только перекос в сторону водителей. Хотя у каждого автомобилиста есть alter ego, второе я. Возмущался поведением пешеходов, а сам вышел из машины и побежал через дорогу в неположенном месте. И ничего. В намерениях депутатов никак не отражена мера ответственности пешеходов. Инспекторы вообще на их проделки на дорогах внимания не обращают. Может, выплачивать гаишникам премии за пешеходов, привлеченных к административному штрафу?