Кухня дирижеров

В Томске состоялся уникальный для Сибири проект по подготовке дирижеров симфонического оркестра

Сегодня, 23 декабря, в Большом концертном зале Томской филармонии уникальное событие. На одной сцене с одним оркестром работают сразу девять дирижеров. Так завершаются первые в Сибири международные открытые мастер-классы по дирижированию симфоническим оркестром, которые проходили на сценах Томской филармонии с 17 по 23 декабря.

Научно доказано: один и тот же оркестр под управлением разных дирижеров исполняет произведения совершенно по-разному. Характер дирижера определяет репертуар, манеру и темперамент игры всех музыкантов. На гала-концерте мастер-классов свою харизму, свое обаяние и свое мастерство подарят зрителям девять маэстро! Ведущей мероприятия будет Дина Кирнарская, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, доктор психологических наук, профессор. Она же проведет экспресс-экскурсию по выставке «Выдающиеся дирижеры России», установленную в фойе БКЗ. А уже завтра в Камерном зале расскажет томичам «Как классическая музыка помогает нам жить лучше, работать легче и быть счастливее».

…Зачем оркестру дирижер? Зачем городу симфонический оркестр? Зачем каждому человеку слушать классическую музыку? На эти вопросы легко ответить, если вы побывали хоть на одном дне мастер-классов.

Открывали научную семидневную школу в Томске не только музыканты, но и представители томской власти, общественности. Тысячи зрителей со всего мира наблюдали церемонию в прямом эфире благодаря прямой интернет-трансляции из БКЗ Томской филармонии.

– Дирижер – во всех смыслах видная профессия, ведь этот человек возвышается над оркестром, правда, он всегда стоит спиной к нам, зрителям, – напомнил ведущий Евгений Шевелев. – Многое из того, что открыто оркестру, для нас «темное дело». Так же думал композитор и дирижер Николай Римский-Корсаков. Этого тезиса придерживались и многие музыканты ХХ и ХХI веков. Но однажды за коллег заступился один из выдающихся дирижеров советской эпохи Кирилл Кондрашин, который в своей книге «Искусство дирижирования» написал, что «вероятно, нет другой музыкальной специальности, столь мало разработанной в научном отношении, как дирижирование». С той поры утекло немало воды, издано множество книг о теории и практике дирижирования, но для нас все-таки сохраняется магия дирижерской палочки.

– Профессия дирижера действительно безумно трудна, – сказал на открытии мероприятия Владимир Понькин, инициатор и ведущий мастер-классов, художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра, народный артист России, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. – За один концерт я могу потерять до двух килограммов веса. Или еще пример: как сделать так, чтобы все были вдохновлены и шли за тобой? Для этого надо сгореть, причем сгореть дотла. Иначе простое «рукоделие» или «рукомахание» ни к чему хорошему не приведут. Очень важно, чтобы взаимоотношения между дирижером и оркестром были на энергетическом уровне. Я в это верю, и мне это помогает.

 

Если дирижеров немного, то специалистов, которые способны учить дирижеров, еще меньше! Это редчайшие люди! Томску повезло – у нас работает профессор Владимир Понькин. Инициированные им мастер-классы – это уникальное событие. Оно стало историей культуры не только Томской области, оно имеет значение международного масштаба.

Павел Волк,
начальник Департамента по культуре Томской области

Первый среди равных

Маэстро все время пытается донести до своих учеников мысль о сотворчестве, что он не приемлет диктатуры в коллективе, для него важно, чтобы оркестр представлял собой творческое собрание людей с замечательными исполнительскими традициями. Вот почему ему так близко латинское выражение Primus inter pares – «Первый среди равных».

– Держи спину!

– Расслабь плечи!

– Танцуй и играй сердцем!

– Делай, как тебе хочется, только помни: удобно должно быть всем!

– Как только ты отрываешься от музыкантов (читай – коллег), ты становишься им не нужен.

Эти и другие, без преувеличения, команды и мудрые замечания ведущий курса Владимир Понькин давал шесть дней начинающим дирижерам.

К нам, в Сибирь, приехали будущие звезды академической сцены – дирижеры из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Якутии, Донецка, Ростова-на-Дону. Взять уроки у маэстро Понькина мечтали многие иностранцы, двоим из которых все-таки посчастливилось добраться до Томска – Диего Фернандо Каррион Гранда (Эквадор) и Чжану Цзядуну (Китай). Учились у маэстро Понькина и томичи.

«Ловись, ловись, рыбка»

Первые два дня занятия проводились в Органном зале Томской филармонии. На сцене все парное – два черных лакированных рояля, два симпатичных концерт-мейстера – Ирина Тафрова и Карина Игнатьева и два дирижера – опытный и начинающий.

– Дирижер – это всегда поиск: не может быть одной и той же точки зрения на произведение, – считает активный участник мастер-классов Максим Ноговицын из Якутии. – А соотнося разное видение, можно найти то, что устраивает лично тебя.

С 2019 года в течение трех лет он учился у Владимира Понькина в Москве, а потом вернулся на родину. Сегодня работает дирижером в якутской филармонии. И вот он на сцене. С первых же аккордов маэстро прерывает ученика:

– Нет, неправильно, ты делаешь слишком большой круговорот, а он возможен только в последней доле.

И вновь звучит музыка, но маэстро по-прежнему прерывает ее.

– Нет, снятие жеста должно быть резче, надо оборвать его, – советует Владимир Алек- сандрович.

После вступления вновь слышится недовольство педагога:

– Почему ты суетишься? Ты на поезд опаздываешь?

Маэстро кладет дирижерскую палочку ученика на пюпитр и лично показывает нужный жест.

– Запомнил? Ты рыбу когда-нибудь ловил? Знаешь, что такое подсечка? Давай, подсекай! – командует маэстро, довольный, что сумел подобрать образ, показывая требуемое от ученика движение. – Наконец-то! Рыбак у нас хороший.

Присутствующие в зале участники вслед за молодым коллегой пытались повторить движения педагога, сверяясь с нотами. Примечательно, что Владимир Понькин буквально с первых же минут устанавливал контакт с каждым дублером. Какой же это глубокий психолог и педагог и как повезло этим парням и девушкам, прошедшим через конкурсный отбор к маэстро! А те, кто хорошо показал себя в работе с пианистами-концертмейстерами, вышли на сцену с Томским академическим симфоническим оркестром. Но об этом чуть позже, а пока – в… бассейн!

 

Дирижирование – это энергетика! Дирижер – не регулировщик, дирижер близок к шаману, который тоже работает на высоких энергиях. Но у дирижера есть еще и острый ум. Это сверхинтеллектуальная профессия.

Владимир Понькин,
народный артист России, профессор, художественный руководитель и главный дирижер Томского оркестра

Урок в бассейне

– Мне очень близок подход Владимира Александровича – через физиологию, – рассказала Вероника Кунцевич, студентка 5-го курса Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского и ассистент главного Уральского юношеского симфонического оркестра под управлением Антона Шабурова. – Это когда чувствование тела приводит к лучшей звукопроводимости. Маэстро работает с тем, с чем все мы в какой-то степени боремся – кто-то с излишней расслабленностью, кто-то, наоборот, с зажатостью.

Так вот эти проблемы с телом Владимир Понькин мастерски корректирует. И не только в классе. Для этого он разработал собственный комплекс упражнений в воде. По словам маэстро, в России этим больше никто не занимается, а быть может, и в мире тоже. Хотя эффективность таких занятий настолько высока, что даже после одного урока дирижерские движения меняются кардинально. В Томске такой урок состоялся в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса «Политехник».

– Одно посещение бассейна – это примерно 10–15 занятий в моем классе в университете или в консерватории, – рассказал Владимир Понькин. – Результаты поразительные: после первого занятия в бассейне руки ребят меняются кардинально и становятся именно такими, какими я желаю их видеть. Ведь это ощущение движения в воздухе они сразу же хватают на лету, будучи в воде. Это самое главное.

Впервые маэстро позвал своих учеников в бассейн в Германии. В Италии он занимался с ними в море. А в Москве тренирует у себя на даче в Григорьевском в собственном бассейне 4 на 8 метров.

Мир под названием оркестр

В течение трех дней Томский академический симфонический оркестр работал с участниками мастер-классов на сцене Большого концертного зала. Место на дирижерском подиуме одновременно занимали два музыканта – мастер и ученик. Ученик работал с самым дорогим инструментом в мире, а мастер – с учеником.

Учеников у мастера было гораздо больше, чем планировалось: 27 вместо 12 на первом этапе – работа с концертмейстерами, и 16 вместо восьми в первые два дня работы с оркестром. На финальный гала-концерт допущены только восемь! Лучшие и готовые движением руки творить великую музыку.

Играли шедевры мирового репертуара: Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Бетховена, Мендельсона, Дворжака, Верди и Шостаковича. Произведения для учеников отбирал маэстро. Музыка должна быть понятна и артистам, и зрителям. Дирижер обязан знать не только ноты, но и историю сочинения, чтобы прочувствовать эпоху времени, чтобы рассказать без слов то, что задумал композитор, и дать свою интерпретацию авторского замысла.

Оркестр – это целый мир. Он состоит из 70 музыкантов. Высоких профессионалов своего дела и состоявшихся личностей. Но по движению руки эти взрослые люди, отдавшие профессии уже не один десяток лет, играют музыку. То быстрее, то чувственнее, то громче или вообще обрывая музыкальную фразу. Дирижер – их полководец. Грамотный наставник и творец. Лицо дирижера видят музыканты. Они ловят его жесты и взгляды. Они, словно зеркало, отдают зрителю всю его энергию и мощь.

– Конечно, очень ответственно в течение нескольких дней работать с разными дирижерами, – поделилась Марина Рябова, второй концертмейстер группы первых скрипок Томского симфонического оркестра. – Ведь задача оркестра – помочь молодым дирижерам выразить свои мысли, чувства, концепцию произведения и донести это до слушателей.

Музыканты оркестра с утра и до вечера помогали делать эти мастер-классы продуктивными для участников и интересными для любознательных зрителей.

– Для публики мастер-классы – это возможность проникнуть туда, куда посторонним нет входа, – заметила директор филармонии Наталия Чабовская. – Мы запускаем зрителей не просто в закулисье, а внутрь всего творческого процесса. Чтобы обычный человек мог увидеть, как рождается музыка.

 

Среди дирижеров, имена которых на слуху, много таких, которые, к сожалению, не оставили после себя учеников, преемников. Владимир Понькин не боится делиться своими навыками. Он щедро делится мастерством с молодыми коллегами. Я рада, что Томский оркестр возглавляет настоящий педагог.

Наталия Чабовская,
директор Томской областной государственной филармонии

Вдохновение

В числе зрителей были как ценители симфонической музыки, желающие побывать в закулисье, так и профессиональные музыканты, которые пока не решились на активное участие или же пока только задумываются о получении дирижерского образования. В этот раз они брали уроки из зрительного зала.

– Когда я увидела афишу мастер-классов, сразу поняла, что это будет увлекательный проект, – вспоминает София Карпова, концертмейстер и солистка Томского муниципального русского оркестра. – Я приходила домой и пересматривала трансляции, ведущиеся с занятий: меня интересовало все до мелочей. Я очень вдохновлена! Я вдохновлена маэстро прежде всего. Сколько у него такта, сколько терпения, сколько сил и желания помочь каждому! А как приятно было общаться с другими участниками! Хочется вращаться в кругу именно таких людей. И, знаете, что? У меня появилось желание заниматься дирижированием!

Первые результаты

– Все участники очень выросли за эти дни работы, – подвел предварительные итоги обучения ассистент маэстро Игорь Берендеев, доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования и руководитель симфонического оркестра Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина. – Все активные участники – замечательные музыканты, очень чуткие, очень отзывчивые. Я уверен, что во время гала-концерта они сумеют показать тот максимум, на который способны.

Участники мастер-классов постоянно подчеркивают, что «Владимир Александрович – преподаватель от Бога», что он «четко видит потенциал каждого находящегося перед ним музыканта» и что «даже одно занятие с профессором очень сильно продвигает в профессии».

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Елена Астафьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + одиннадцать =