Светлана Захарова
Фото: Вероника Белецкая
Тильды, перевертыши, ведуньи, берегини… В доме Татьяны Шапкиной в селе Воронове Кожевниковского района есть на что посмотреть: одна кукла интереснее другой. И все ручной работы – вязаные, тряпичные, из полимерной глины. Муж и младший сын хозяйки игрушечного мира смирились с ее хобби, так что куклы тоже стали членами семьи. Кухню облюбовали красотки в нарядных платьях. Они расположились на полках и шкафах. Но большая часть коллекции крепится на стенах с помощью гвоздиков. В таком положении сами куклы лучше держат форму, а их наряды не мнутся. К тому же это единственное спасение от острых коготков Ивана Ивановича и Василия, двух домашних котиков, для которых нет лучше забавы, чем хозяйские игрушки.
Мужички в дефиците
Рукодельничать Татьяну в детстве научила мама. Женщина пронесла это увлечение сквозь годы.
– Когда я вышла замуж, начала шить куклы и игрушки своим детям, – говорит мастерица. – Всегда на это время находила, хотя дел было очень много. Сейчас же я на пенсии, поэтому еще более активно занялась своим любимым занятием.
Татьяна Викторовна смастерила уже какое-то невероятное количество кукол, но сколько конкретно, не знает: никогда не задумывалась об этом и счет не вела. Многих подарила друзьям и знакомым, продала на ярмарках. Но корреспонденты «ТН» прикинули: на глазок в квартире точно больше трех десятков кукол. Причем в основном женского пола.
– Мне больше нравится делать девочек, – улыбается Татьяна Викторовна. – У меня всего три мужика. Одного я нашей библиотеке подарила, еще один остался в Кожевникове.
Третьего мужичка в лаптях и красной рубахе рукодельница связала специально на «Праздник топора». В создании куклы поучаствовал муж Татьяны. Он вырезал для нее маленький топорик из дерева.
Своих первых кукол на пенсии Татьяна Шапкина сделала из полимерной глины. Как-то раз дочь привезла этот материал из Томска, а мама попробовала лепить. Понравилось.
– Я делаю лицо и руки, а потом некоторое время жду, пока материал застынет, – объясняет принцип изготовления своих поделок мастерица.
От пластики Татьяна Викторовна пока отказалась: стоит дорого, а в процессе затвердевания немного растекается.
Куклы из телевизора
Многие куклы появляются на свет благодаря телевидению: Татьяна старается не пропускать всевозможные мастер-классы – передачи, где объясняют, как мастерить ту или иную куколку.
– Посмотрю, запомню, зарисую, а потом шью. Интернета ведь у меня нет, – рассказывает кукольная мама.
Именно после просмотра одной из таких программ Шапкина решила сделать тильду – уж очень забавной она ей показалась. Тильда – тряпичная кукла с непропорционально тонкими длинными ногами и руками. Она родилась в Норвегии в 1999 году. За несколько лет подобные куклы расселились по всему миру. С недавних пор они получили прописку и в Воронове: кукольную коллекцию Татьяны украшает кофейная фея. Кстати, еще одна тильда, подружка феи, уехала в Германию. Рукодельница подарила ее своей двоюродной сестре.
В какой-то момент Татьяна Викторовна заинтересовалась традиционными русскими куклами. Их можно разделить на несколько видов. Один из самых интересных – перевертыш: двусторонняя кукла с разными персонажами и в разных костюмах. Например, девка-баба.
– От таких кукол на ярмарках и областных праздниках все в восторге, – смеется мастерица. Правда признается, что возиться с этими созданиями приходится долго: работа не просто двойная, но и очень кропотливая. – Меня это не напрягает, терпения хватает. Если не отвлекаться, могу за день сшить. Сначала монстр какой-то получается, ведь первым делом делаешь болванку с двумя головами и четырьмя руками.
Недавно Татьяны Шапкина научилась делать куклу-ведунью. Это образ матери с ребенком, который только начал ходить. Мама не просто поддерживает свое чадо, но и обучает, выводит в жизнь. Особенность этих куколок в том, что у фигурок одни руки на двоих.
Без любимых
– Это куклы плодородия, символизирующие изобилие и богатство, а вот здесь у меня берегини, – Татьяна Викторовна продолжает показывать свое игрушечное богатство. – Любимых кукол у меня нет. Я люблю их всех, поэтому они не обижаются друг на друга. Живем мы дружно.
Мастерит их Татьяна здесь же, на кухне. Швейная машина, корзинка с лоскутками ткани, нитки – все, что нужно для творчества.
– Начинаю шить и не знаю, какая кукла получится. Одинаковых никогда не сделаешь, они у меня все разные. Иной раз возьмешься шить – не идет, берешься за вязание – тоже не идет. А иногда все как по маслу. Раз – и сделаешь. Все зависит от настроения, – уверяет хозяйка.
Если это самое настроение появляется, то вся домашняя работа уходит на второй план. Бывает, на час, а бывает, и на день.
– Утром встаю, быстро варю обед своим мужчинам, на улице по хозяйству все сделаю и сажусь за шитье, – улыбается Татьяна.
Зима для мастерицы – самый благодатный период: очень много свободного времени. Нынче кукольная мама задумала сделать большую свадебную коллекцию. В нее войдут не только жених и невеста, но и родители и даже гости. В общем, все как полагается на этом замечательном торжестве.
Кофейная фея собственной персоной. Ее образ создала норвежский дизайнер Тоне Финнангер
Традиционные русские куклы отличаются простотой и нарядностью. Справа обережная кукла-ведунья