Кукольное наследие

Как собирательство помогает в творчестве и в жизни

–Авы посмотрите две наши выставки, – предложила сотрудница библиотеки «Сибирская» в Томске Ольга Разумова. – Одна называется «Куклы» и сегодня закрывается, а вторая посвящена рукоделию и открывается на ее месте. Автором обеих выставок является наш давний друг собиратель Оксана Чайковская. Эти экспозиции мы формировали вместе с ней в рамках мероприятий, посвященных Году нематериального наследия.

– У нас кто только не побывал в этом году, – продолжила Ольга Леонидовна. – Даже представители селькупской этнокультуры, которые организовали в библиотеке великолепный праздник. Но эти две выставки Оксаны Чайковской стоят особняком. Особенно выставка кукол. Возле нее всегда дети, которые нередко приходят с мамами, бабушками. Их реакция поразительная. У детей таких кукол не было, и они удивлены. А взрослые возвращаются в прошлое, вспоминают яркие эпизоды из своего детства. Оксана Борисовна нашла путь к их душе…

Работа на интерес

Ах, Оксана Борисовна, Оксана… Кто же в медийном пространстве Томской области не знает Оксану Чайковскую? Возникла прореха в газете и нужен срочно материал, попросите Оксану, и она безотказно сделает. Нужно съездить на встречу с читателями – она с удовольствием. Провести экскурсию – без проблем! «Я человек нечестолюбивый, – скажет она. – Меня не пугает никакая работа». А еще она соредактор журнала «Начало века», пишет стихи, рассказы, занимается издательской деятельностью. И тут еще куклы, собирательство…

Почти четыре десятка лет назад в областную партийную газету «Красное знамя» пришла студентка факультета журналистики Оксана Чайковская. Талантливая девушка со своим особым видением – желанием писать не про серьезные экономические проблемы, а про простых людей, их судьбы, увлечения. И делала это так вдохновенно, что в водоворот ее общения попадало все больше и больше читателей. То затеет конкурс «Семейный альбом» про домашние истории, то вместе с такими же юными коллегами-подружками придумает конкурс творческих работ про куклы. Каким же испытанием было сидеть в ту пору в одном кабинете с Оксаной! Со своими посетителями она могла говорить часами…

И вот 15 лет в той газете, потом в других изданиях. Масса публикаций. Двое детей – Андрей и Кира – уже самостоятельные. Первая книжка стихов, знатоки говорят, очень хороших, первый сборник рассказов. Готовы к изданию еще две книжки. Член Союза журналистов, а недавно стала членом Союза писателей. Как всегда, не успеваем поздравить вовремя. Ну а куклы?

Поиск не окончен

– А куклы всегда со мной, – улыбается Оксана. – Их уже около трех тысяч. И выставка в библиотеке «Сибирской» не единственная. В областной детско-юношеской библиотеке в музее малой национальной игрушки тоже есть экспозиция – там она более цельная, куклы в национальных костюмах. Выставки проходили в Томском областном художественном музее, Музее деревянного зодчества, Музее истории Томска и областном Доме искусств. Я только в одной библиотеке участвовала в полусотне выставок.

Оксана считает, что к поиску новых экспонатов ее подгоняет потеря любимой куклы в детстве.

– В детстве я понесла большую утрату, – вспоминает Оксана. – Перед наступлением зимы, когда в доме обычно наводится порядок, бабушка выдала мне два завязанных мешка. В одном были собраны куклы, которые должны были дожидаться меня до весны, а в другом – макулатура, и я ее отнесла в школу. Но весной обнаружилось, что я перепутала мешки и вместо макулатуры отдала кукол, в том числе свою любимую Валю. С тех пор я ее и ищу. У меня уже есть несколько похожих, но ту самую Валю я все еще не нашла…

Собирательством она и не думала заниматься, хотя подсознательно тянулась к тому, чтобы сберечь и найти что-то ценное, важное для себя. У нее и сейчас квартира вся в коробках. И там не только куклы. Старые предметы на любой случай.

– Я стараюсь соответствовать планам библиотеки, особенно в этот Год нематериального наследия, – говорит Оксана.

А библиотека «Сибирская» для нее – дом родной. Жила по соседству, с книжками и выросла. Но участвовать в выставках стала случайно.

– Учительница Галина Ивановна Карташова знала, что я собирала куклы и всякую старину. И однажды обратилась ко мне: «В краеведческом музее готовится школьная выставка, но наша витрина какая-то скучная, хотелось бы ее оживить». Я предложила кукол. Они пришлись к месту. Директор библиотеки Наталья Яткина после посещения этой выставки предложила мне выставить мою коллекцию у них. С тех пор в моем распоряжении была большая витрина. Здесь у меня есть свое пространство, которое время от времени я обновляю.

Своя миссия

У каждого собирателя есть свои истории. У Оксаны их множество, и слушать их – большое удовольствие. Она считает, что у нее есть своя миссия – делать по возможности все, чтобы красота не пропала. Кто-то остановился возле куклы, вспомнил любимую игрушку, родной дом, друзей, родных, наполнился положительными эмоциями, хотя бы на время отвлекся от повседневных дел – и уже счастье. Как-то чиновник при серьезной должности с недоумением спросил у нее: «Зачем тебе это нужно?» Разговор состоялся у витрины с игрушками. И вдруг он увидел юлу. «Так это же моя юла! – воскликнул он. – У меня точно такая была в детстве!» И снисходительность как рукой сняло…

Самое страшное для Оксаны – это если кто-то выбрасывает куклу. «Я знаю, что такое мусоровоз», – говорит она. Поэтому отслеживает существование кукол, если знает, что они у кого-то есть. Однажды заметила исчезновение у знакомой большой куклы Ванечки, который лет двадцать сидел на диване, а потом куда-то пропал. Выяснилось, что хозяйка квартиры уехала, но Ванечку, к счастью, не выбросили. Его забрала мама хозяйки и заперла в шкаф.

– Я была счастлива и попросила на время Ванечку в музей, – вспоминает Оксана. – Он там пробыл полгода, а потом я его вернула. С той поры я перестала стесняться просить у кого-то. Если кто-то хранит у себя куклу – слава Богу. Но, если ее собираются выкинуть, тогда я и беру на себя обязательство ее сохранить.

Куда бы Оксана ни приехала, первым делом – на блошиный рынок, в магазин, где продают кукол, и даже в антикварную лавку. Но туда – больше поглазеть, потому что доходы у Оксаны скромные и позволить себе покупку она может лишь за небольшие деньги. Но и там ведь умеют замечать собирателей, у которых глаза горят. Однажды продали старую коллекционную куклу всего за тысячу рублей – для нее и это большие деньги. Радовалась как ребенок. Но там осталась еще одна – оказалась уже не по карману. Она приехала в отпуск через год специально за этой куклой, и, впечатлившись такой целеустремленностью, владелец даже снизил цену.

Тем не менее Оксана не считает себя одержимой собирательницей, фанаткой. Что-то не удалось сейчас приобрести – ну и ладно. Если очень хочешь, судьба обязательно повернется к тебе лицом. Дети ее поддерживают. Андрей сам собирает старые фотоаппараты, Кира хоть и не увлекается собирательством, но обещает помочь в разборе коробок, систематизировать их. У Оксаны набралось экспонатов на самостоятельный частный музей, но открыть его практически невозможно. Это дорогостоящий проект, нужно, чтобы кто-то вложился. В других городах такие примеры есть.

Бабушкины архивы

Оксана убирает с витрин кукол, освобождая место для другой выставки – рукоделия, и размещает новые экспонаты – старинные вышивки, некоторым из которых по полвека и больше. Рушники, салфетки, накомодницы, скатерти – многое из этого сохранилось в ее «сундуках», что-то она приобрела.

– У меня мама хорошо вышивала, – попутно рассказывает она. – В доме сохранилось много салфеток, мои любимые – с анютиными глазками. Мама и меня научила вышивать крестиком и гладью. Я люблю больше гладью и вышиваю порой без рисунка, импровизирую, поскольку я еще и рисовать люблю. Стежок за стежком, и он выводит меня на какой-то сюжет. Но настоящей мастерицей была моя прабабушка Варя 1896 года рождения. Она была переселенкой с Украины, вышивала характерный для Малороссии черно-красный орнамент. Я вот ее рушники сохранила, посмотрите, они особенные. Она умела и холсты ткать, и шали вязать, и телогрейки стегать. А какое кружево для кроватного подзора вязала! Вышивала и моя бабушка. Есть где-то много ажурных вязаных крючком воротничков, но их не сразу найдешь.

– Как собирательство помогает творчеству? – интересуюсь у Оксаны.

– Скорее, отвлекает, – признается она. – Хотя работа у меня творческая, но всегда не хватает времени, много дел. Во время поиска мысли приходят в порядок, отсекается что-то второстепенное. И одновременно рождается образ, который, возможно, ты долго искал.

За окном первый снег и зябко, а здесь, в недавно обновленной модельной библио-теке, тепло, красиво и уютно. Почти пустынно – дело идет к закрытию, поздний час. Куклы сложены в сумки, они покидают временное жилище, мы берем их и бредем на трамвайную остановку. Ночь, улица, фонарь… И тепло на душе.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + одиннадцать =