– Я искала работу. Увидела объявление в газете: «Организации требуется куратор случая». Меня заинтересовала эта вакансия. Когда я пришла, мне рассказали, что я буду помогать семьям с детьми, которые оказались в трудной ситуации и не могут сами справиться с проблемами. Главная задача куратора – помочь этой семье, чтобы ребенок остался с родителями, – объясняет Наталья Франкив.
Наталья Юрьевна в прошлом преподаватель. Имеет два высших образования – юридическое и педагогическое. На пенсии сидеть не захотела и в 58 лет рискнула. Куратором случая в социально-реабилитационном центре «Луч» она трудится четвертый год. Говорит, что уже закалилась, новая работа ей нравится, особенно когда есть результат.
Наталья Юрьевна курирует 26 семей в Ленинском районе Томска.
– Она скромничает, – хвалит подопечную заведующая отделением помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Луч» Наталия Петрова. – Сейчас несколько случаев уже закрыты, раньше было 33! Это очень много, нагрузка огромная.
Опыт в цене
– Когда появилась специальность «куратор случая», нам было не совсем понятно, кто может справиться с этой работой. Сначала сделали ставку на молодых. Но потом пришли к тому, что человек должен быть с жизненным и профессиональным опытом, – поясняет директор центра «Луч» Светлана Степанова. – Когда поступает сигнал и открывается случай, именно куратор должен найти подход к семье, чтобы люди ему доверились.
93
куратора случая работают в Томской области. За год они помогают 2 тыс. семей, в которых 3,5 тыс. детей.
Откуда сигналы поступают? Отовсюду – от соседей, из школы, из поликлиники. В первую очередь – в органы опеки и попечительства. Там проверяют все заявки, оценивают ситуацию в семье и, если факт нарушения прав ребенка подтвердился, открывают случай.
С этого момента с такой семьей работает куратор случая. Он налаживает контакт, старается подключить ее внутренние ресурсы и выступает в роли связного между семьей и всей системой профилактики. Знакомится с родителями, выявляет проблемы и помогает найти выход из сложившейся ситуации.
В «Луче» искали такого человека, который мог оказать юридическую и психолого-социальную поддержку и при этом был деликатным, коммуникабельным, внушал доверие. И нашли Наталью Франкив.
Совет да любовь
– Всякое бывало. Кто-то дверь даже не открывал: «Чего вам здесь надо?», «Кто ты такая?», «У нас все нормально, нам не нужна ваша помощь». Эту грань надо было перейти, чтобы наладить связь с семьей, – говорит Наталья Юрьевна.
В Томской области уже почти 10 лет действует социальная технология работы со случаем. Каждый год с ее помощью сохраняется семья для множества детей. Томский опыт профилактики социального сиротства и работу кураторов случая изучают и перенимают многие регионы страны.
Прежде чем приступить к работе, куратор случая обязательно проходит обучение. Семинары и тренинги проводит областной департамент по вопросам семьи и детей.
– Недавно мы отрабатывали методику взаимодействия с родителями, имеющими алкогольную зависимость или психические отклонения, – добавляет Наталья Франкив.
Эти знания порой очень помогают, особенно когда специалистам приходится работать с так называемыми СОПовскими семьями – семьями в социально опасном положении.
Иногда кураторам случая угрожают, и им приходится применять теоретические знания на практике.
– Пришла в одну семью. Мужчина, брат матери, не разобравшись, в чем дело, подошел ко мне сзади, схватил руками за шею и пригрозил, что если детей заберут, то мне не жить. Но нас научили, как действовать в таких ситуациях, я все объяснила, – рассказывает Наталья Франкив.
Охотнее она говорит о других случаях: когда семья рада любой поддержке. Однажды за помощью обратилась мама пяти ребятишек. Младшему годик, старшему 13 лет. Работает только папа.
– Семья остро нуждалась в материальной поддержке, детских вещах, коляске и не только. Видно было, что мама старается следить за детьми, но ей не хватает знаний, родительской компетентности. Дети не ходили в детский сад, дома с ними мама тоже практически не занималась, – вспоминает куратор случая.
При первой встрече мама сказала: «Ни от какой помощи я не откажусь. Буду рада, если вы мне поможете». Куратору случая нужно было научить ее правильно заниматься с детьми, распределять семейный бюджет, использовать возможности поддержки от государства и общественных организаций…
– Очень важно поддержать семью в нужный момент. Научить жизненным навыкам, которые помогут им в дальнейшем. Дать информацию, куда можно обратиться за помощью, – уверена Наталья Франкив.
Многодетная мама хорошо усвоила уроки. Теперь она самостоятельно справляется с трудностями, используя все ресурсы и возможности.
Этот случай, говоря официальным языком, был закрыт с положительной динамикой. Многие семьи продолжают общаться с Натальей Юрьевной, спрашивают у нее совета.
Семеро по лавкам
Но бывает с точностью до наоборот.
Тревогу забили врачи из поликлиники: родители не следят за детьми, не вызывают педиатров, когда дети болеют.
– Мы работали год с этой семьей, у них семеро детей, – вспоминает Наталья Юрьевна. – Дома антисанитария, горы грязной посуды. Мама рожала детей, несколько месяцев сидела дома и выходила на работу. Папа оставался с ребятишками. Дети были неухоженные, не справлялись со школьной программой, старшие частенько убегали с уроков.
– У родителей не было навыков ухода за детьми, мама и папа не занимались их воспитанием, отец частенько употреблял алкоголь, – добавляет Наталия Петрова. – Ребятишкам в этой семье действительно было находиться опасно. Родители не смогли или не захотели встать на путь исправления. Поэтому в отношении этой семьи органам опеки пришлось запустить процесс лишения родительских прав. Дело находится в суде. Но шанс еще есть. Только теперь родители должны доказать, что они могут и хотят воспитывать своих детей, причем не только на словах, но и на деле.
Большинство семей все-таки справляются с трудностями и говорят Наталье Юрьевне спасибо. Однажды Наталья Франкив образумила 42-летнюю маму, которая хотела отказаться в роддоме от ребенка. Та комплексовала по поводу возраста – многие называли ее бабушкой, а не мамой… А у ребенка оказались большие проблемы со здоровьем, он инвалид первой группы. Женщина все-таки забрала своего мальчика, заботится о нем. Теперь она его не бросит.
Семьи общаются между собой, обмениваются информацией о нашей работе. Спрашивают: «У вас кто куратор?». Сарафанное радио работает, и это тоже помогает устанавливать контакт с новыми семьями.
Наталья Франкив, куратор случая, сотрудник социально-реабилитационного центра «Луч»
Безразмерная работа
Рабочий день у Натальи Юрьевны не заканчивается в 18.00:
– Если что-то случилось в семье, мне звонят и в час ночи, и в выходные дни. Но не ответить на звонок я не могу. Ведь, если что-то произойдет, буду чувствовать себя виноватой.
Бывает, что у куратора душа не на месте, и он делает звонок в нужное время.
– Звоню матери – ответил ребенок, – вспоминает Наталья Франкив. – Оказалось, что мама, склонная к употреблению алкоголя, надолго оставила детей дома одних и ушла неизвестно куда.
Наталья Юрьевна позвонила отцу девочек, он был на работе, но срочно приехал домой. Куратор случая старается сделать так, чтобы семьи друг другу помогали.
…У семьи не было денег, чтобы купить питание для новорожденного (ребенку всего два месяца), Наталья Юрьевна бросила клич. Общими усилиями нашлись и смесь, и памперсы.
– Если бы социальные службы не владели технологией работы со случаем, детские дома и реабилитационные центры были бы переполнены ребятишками. Благодаря кураторам случая сотни томских детей остаются с родителями. Изымать ребенка из семьи – крайняя мера, чаще всего до этого не доходит, – считает Наталия Петрова.
Комментарий
Светлана Степанова, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Луч»:
– Кураторы случая – это специалисты, которые помогают сохранить для ребенка его семью, а семье с детьми – преодолеть сложную жизненную ситуацию. Они разрабатывают индивидуальный план реабилитации семьи и координируют все этапы его исполнения. Это первые помощники, привлекающие разных специалистов из разных организаций (соцработников, психологов, педагогов, медиков, юристов) для работы с родителями и другими родственниками ребенка. И чем раньше куратор случая придет на помощь семье, тем выше шанс исправить ситуацию. Эта технология позволяет команде специалистов сконцентрироваться на потребностях, мотивации и ресурсах конкретной семьи с детьми, нуждающейся в поддержке.