Лев Пичурин: О памятниках и праве памяти на века

Лев Пичурин
Лев Пичурин

Лев Пичурин, профессор

-В последнее время в обществе не стихают разговоры о времени и причинах появления памятников символичным фигурам российской истории: в Москве – князю Владимиру, Ивану IV в Орле. Вскоре будут установлены еще несколько памятников. В Калуге – Ивану III, на разных участках границы России – Александру Невскому. Даже в Томске к будущей весне установят памятник Суворову. Но все ли однозначно в показательных акциях? Будут ли новые памятники восприниматься народом с любовью и почитанием?

Томск сам по себе памятник. Подумайте о месте, избранном предками. Высоты на правом берегу Томи, извилистая Ушайка, ручьи и рощи, сказочно красивое левобережье. Эти памятники мы бережем, храним, защищаем от варварства? Любой старый томич воскликнет: «Эк, куда тебя занесло! В Тимирязевском бору скоро вообще ни одной порядочной сосны не останется! Лес между городом и Басандайкой станет городской свалкой!»

А архитектура! Не только деревянные терема, у нас еще и каменная архитектура хороша! И улица Архитекторов есть, и улицы Лыгина и Крячкова имеются. Правда, лыгинские здания Общественного собрания (Дом офицеров) и Епархиального училища (Военно-медицинский институт) гибнут, а крячковскому Дому науки им. П. Макушина с театром «Скоморох» грозит разрушение.

Это грустно. Но главный наш памятник и слава – томские вузы, наука, сибирская столичность. Есть чем гордиться, есть что вспомнить, есть то, что не сожжешь, не вырубишь, не разрушишь. И мы говорим с гордостью: «Я – томич!» Но памятников отдельным томичам в городе мало. Да и вообще памятников. Если не считать памятниками ребенка в капусте, тапочки, волка на улице Шевченко, Чехова, обобщенные символы вроде беременной женщины у СибГМУ или святой Татьяны на Новособорной, то что останется? Традиционный Ленин. Великий Пушкин. Никак не находящий себе приюта писатель Шишков и сменивший несколько адресов чекист Шишков. Летчик Иван Черных. Многим дорогой дядя Коля. Несколько крупных ученых… Кто еще?

Мы не уважаем именно своих, вольных и невольных земляков. Где памятник Николаю Клюеву? Где хоть какой-то знак памяти об адмирале Александре Ружеке, командовавшем сто лет назад Балтийским флотом и почившем в Томске? О защищавшем в 1914 году Ригу и Питер поручике Павле Воскресенском, а также начальнике нашего пехотного училища, генерале, вместе со своей дивизией добивавшим агрессора в Западной Австрии в 1945-м, о котором сотни томичей хранят добрую память? Я назвал тех, о ком писал. Но достойны памяти и другие.

Иногда мне кажется, что, думая о названиях улиц, мемориальных досках и памятниках, мы выполняем некий план, надо нам все это поскорей и побольше. Да, надо. Да, поскорей. Но лишь после тщательного анализа того, что увековечиваемым сделано за его не очень долгую земную жизнь, но закрепляется на века!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =