Логика доказательств

Что изменилось в отношении федерального центра к Томской области?

Жители Томской области вновь доверили сенатору Владимиру Кравченко представлять наш регион в Совете Федерации РФ. Верхняя палата российского парламента – это эффективная площадка для обсуждения законопроектов, бюджета, по выработке мер социальной поддержки, решению других жизненно важных вопросов.

Как Томская область позиционируется в Совете Федерации? Что делает для продвижения ее интересов сенатор? Об этом мы беседуем с сенатором Российской Федерации, членом комитета по экономической политике Владимиром Кравченко.

– Владимир Казимирович, судя по тому, что эксперты включили вас в группу сенаторов, наиболее активно продвигающих интересы своего региона, вы по-прежнему в отличниках-активистах?

– Моя активность – это активность региона. По предложению руководства региона выступил с инициативами, касающимися развития и решения проблемных задач, стоящих перед областью, на более чем ста заседаниях. Среди озвученных сенату тем: ремонт школ, учреждений культуры, развитие научно-образовательного комплекса, создание новых рабочих мест, поддержка ветеранов боевых действий, расселение граждан из аварийного и ветхого жилья, укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы и другие проблемные темы.

Добавлю, что многие наши инициативы детально прорабатываются в федеральном центре, и затем мы получаем финансовую поддержку на решение того или иного вопроса. Так было, к примеру, с инициативой по разработке программы «Земский учитель» или по выделению средств на проведение ремонта школ. Говорили мы и о необходимости замещения коммерческих кредитов для регионов на бюджетные, ставки по таким бюджетным кредитам значительно ниже. Мы с коллегами по работе в сенате не раз выступали на эту тему, поддерживала нас Валентина Матвиенко. И по поручению главы государства эти предложения были приняты.

Мы делаем все возможное, чтобы использовать площадку верхней палаты для продвижения интересов региона.

– И насколько успешно это получается? Как вы оцениваете прошедший год?

– Как эффективный, несмотря на трудности, вызванные известными обстоятельствами. Избиратели и коллеги по депутатскому корпусу оказали мне доверие, сказали: «Работай дальше», и я этот наказ принял как руководство к действию. Механизм, который выработан во взаимоотношениях регионального органа власти и Совета Федерации, оказался результативным. Это стало возможным благодаря командной работе.

О межбюджетных…

– Ваш конек – добиваться изменения межбюджетных отношений в пользу Томской области. Этим вы занимаетесь последовательно все годы сенаторства. И вот, кажется, лед тронулся… Это капля камень точит или вам удалось достучаться до правительства какими-то иными способами?

– Мы всегда занимали позицию, заключающуюся в конструктивной критике Минфина, но вот впервые за шесть лет на пленарном заседании поблагодарил: нас наконец услышали. Но это не потому, что мы громче всех заявляли о себе, а потому, что последовательно и убедительно доказывали, что наша область – уникальная и принцип финансирования региона должен быть изменен. Без дотаций, бюджетного выравнивания, компенсации выпадающих доходов регион не в состоянии справиться с поставленными задачами.

В Томской области сложилась парадоксальная ситуация: мы перечисляем в федеральный центр столько же налоговых и неналоговых платежей, как несколько регионов сразу. В то же время госдолг региона с 2012 года вырос. В результате область вынуждена брать коммерческие кредиты в банках, обслуживание которых обходится дорого.

Как можно изменить ситуацию? Путем замены коммерческих кредитов на бюджетные. Именно это мы и доказывали еще до начала формирования проекта федерального бюджета. Тем более что накануне президент выступил с инициативой предоставлять бюджетные кредиты тем субъектам Федерации, в которых объем коммерческого долга превышает 25% собственных доходов. Поскольку Томская область перечисляет совокупно в федеральный бюджет (от собранных налоговых и неналоговых платежей. – Прим. ред.) около 70%, губернатор предложил предоставить специальный грант или бюджетный кредит в сумме 22,2 миллиарда рублей, что и было сделано по итогам рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина в Томскую область, – правительством был предоставлен бюджетный кредит.

– И что получили в итоге?

– В проекте федерального бюджета на 2022–2024 год, принятом Госдумой, объем финансовой помощи бюджету Томской области в 2022 году составит 24,8 миллиарда рублей, из них нецелевая помощь – 7,2 миллиарда рублей, целевая – 17,6 миллиарда. При этом нецелевая помощь увеличена по сравнению с прошлым годом на полмиллиарда рублей. Томская область вошла в число 35 субъектов из 62, где максимальный прирост дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности составит 10%, в то время как в других регионах всего 5,6%.

Но дело не в каких-то особых симпатиях, а в нашей настойчивости добиваться поставленной цели.

Чем импонирует наш подход? Мы никогда не выступаем лишь с позиций критики, а доказываем специфику региона, предлагаем решение. Как это было с масштабным проектом строительства студенческого межвузовского кампуса, который даст перспективу развития всему научно-образовательному комплексу региона. В этом большая заслуга губернатора области, вузов.

– Это тактическая или стратегическая победа?

– Чудес не бывает. Нам никто не дал гарантий, что такие преференции будут и впредь. При формировании очередного бюджета нам снова придется доказывать необходимость финансирования тех или иных программ. Для каждого региона определена своя специализация. Ищите резервы, наращивайте налоговую базу, экономьте. А на чем экономить?

24,8 млрд рублей составит объем финансовой помощи Томской области в 2022 году.

Кое-что о черном и красном карандашах

– Как обстоят дела с другими проектами?

– Многие поддержаны профильными министерствами, но тормозятся или отвергаются в Минфине.

Например, нами подготовлен законопроект по возвращению льгот для резидентов особой экономической зоны. Сейчас страховые взносы благодаря инициативе президента снижены для малого и среднего бизнеса с 30% до 14. Но наши инновационные предприятия – резиденты ОЭЗ, основными продуктами которых являются аппаратно-программные комплексы, программное обеспечение, нуждаются в возвращении страховых взносов на уровень 7,6%, как было до 2018 года. Льгота по страховым взносам позволит держать и дальше заработные платы на конкурентоспособном уровне, а также инвестировать в развитие.

Или ЗАТО Северск. Для резидентов территории особого развития был установлен трехлетний льготный период. Он закончился и на новичков уже не распространяется. Соответственно, интерес инвесторов работать на территории закрытого города с особым режимом въезда и выезда уменьшается. А поддержка в виде снижения налоговой нагрузки важна именно на этапе старта. Подготовлен законопроект о продлении льгот еще на год. Но получен ответ из профильного министерства, что проблема будет регулироваться подзаконными актами. Это не говорит о гарантии.

Еще один важный пункт – создание многопрофильного центра микроэлектронных систем на базе ТУСУРа, который мы лоббируем вместе с руководством вуза и командой администрации Томской области. Это только некоторые из направлений.

Так что говорить, что я полностью доволен результатом, нет оснований. Работы непочатый край.

Только вперед!

– Над чем работаете сейчас?

– Держу на контроле предложение Томской области изменить методику расчета стоимости квадратного метра, которая сейчас явно занижена. А это мешает развитию строительной отрасли и в том числе выполнению государственной программы по расселению аварийного жилья. Установленная расчетная цена квадратного метра составляет 55 тысяч рублей за квадратный метр, а в Томске рыночная цена уже 70 тысяч рублей за квадратный метр. Предложение направлено в Министерство строительства. Там обещали пересмотреть.

– Вы всегда большое внимание уделяли развитию сельских территорий.

– Это отличная программа по своей сути. Она встряхнула жизнь на селе. В муниципальных образованиях появились дополнительные средства для развития инфраструктуры сельских территорий. И тот, кто ею воспользовался, получил не только обновленные дома культуры, библиотеки, спортивные комплексы, но и мультипликативный эффект. Но что происходит дальше? Те, кто уже потратился на проектно-сметную документацию и прошел отбор, остаются без источников финансирования на 2022 год. Я выступал на трехсторонней комиссии и доказывал, что селу нужна последовательная политика поддержки.

– А как быть с малым бизнесом, который в период пандемии сильно просел?

– Наше предложение правительству – разграничить меры поддержки для средних, малых и микропредприятий. Необходимо пересмотреть льготную ставку кредитования субъекта МСП в сторону ее снижения, а кроме того, оказать дополнительную помощь малым и средним предприятиям в производственной и агропромышленной отраслях в виде субсидий на приобретение оборудования, уплаты по кредитам и так далее.

– Вас назначили и. о. руководителя регионального отделения партии «Единая Россия». Это не будет мешать основному делу?

– Напротив, я рассматриваю оказанное мне доверие как дополнительный политический механизм лоббирования интересов области в рамках одобренной томичами Народной программы.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *