Любовь к деньгам

Но она бывает разной

Кандидат химических наук, ученый секретарь Института химии нефти СО РАН, научный сотрудник Андрей Степанов любит деньги. «Велика невидаль – улыбнётся кто-то, – мы все их любим». Но в данном случае речь идёт об особенной любви, которую принято называть хобби. В случае Степанова это нумизматика.

Сдача – листочек сирени

Детство его пришлось на 90-е годы, когда менялась денежная система. У маленького Андрея валютой в детских играх были не листья подорожника или лопуха, как у других, а листочки сирени, которая росла в палисаднике рядом. Позже их заменили настоящие деньги, которые мальчик бережно складывал и хранил, а не тратил на всякие мелочи. Так зародилась «денежная коллекция».

Сейчас у молодого ученого есть целый альбом с бумажными купюрами, где всё разложено в строгом порядке. Сначала идут российские купюры, которыми мы пользуемся в настоящее время, потом иностранные действующие купюры, далее – дореволюционные, советские и, наконец, иностранные деньги, вышедшие из обращения.

Первыми экземплярами будущей коллекции стали советские деньги, которые Андрею дали родители – бумажные купюры номиналом от 1 до 200 рублей 1961 и 1993 годов выпуска. Позже родственники решили дополнить коллекцию 1000-рублевой купюрой 1995 года выпуска и, наконец, купюрами 1997 года, которые сейчас у нас в ходу. Бабушка Андрея тоже сделала свой вклад в его будущую коллекцию, подарив ему 50 рублей 1947 года выпуска с изображением В.И. Ленина.

Постепенно научный сотрудник начал собирать деньги уже самостоятельно. Путешествуя по Таиланду, Вьетнаму и Индии, Андрей привез оттуда «образцы» для своей коллекции. Но большую часть ему все-таки дарят.

Интересно, но некоторые купюры коллекции Степанова имеют любопытный, ни на что не похожий запах. Возможно, что так пахла краска для денежной бумаги в других странах.

А вот «раненые» деньги, склеенные скотчем, у Андрея вызывают теперь жалость. Ведь из-за этого они потеряли свою ценность. Теперь научный сотрудник не «реставрирует» деньги.

Король умер… Да здравствует король!

Все купюры в альбоме в идеальном состоянии – ровные и аккуратные. Дело не только в правильном хранении, но и в том, что часть из них – пластиковые, что помогает им не мяться.

В коллекции купюры с изображением известных людей, руководителей государств, животных, архитектуры и событий. На тайских банкнотах, например, везде сплошь и рядом король. На старых купюрах, еще не выведенных из обращения – король, который уже ушёл из жизни, а на новых – его сын – действующий король Таиланда.

– Самыми красивыми сериями я считаю купюры из Венесуэлы, Индонезии и Филиппин. Больше всего мне нравятся изображения людей и архитектуры, признаётся коллекционер.

В альбоме вы не увидите европейских купюр: никаких долларов, евро или немецких марок.

– Мне не нравится, что в европейской валюте купюры разного номинала серьезно отличаются по размеру – под них тяжело подбирать специальные листы для хранения. Если взять наши деньги и сложить вместе, они будут отличаться совсем немного – на пару миллиметров. А вот с евро это не работает, – сожалеет молодой ученый.

Её величество Копейка

Монеты тоже нашли свое место в коллекции ученого секретаря: одна часть хранится в специальных альбомах, а другая – в настоящих холщовых мешках из банка. Отдельного пакетика удостоились и однокопеечные монеты. Вы еще помните такие?

В коллекции можно обнаружить монеты номиналом 10 рублей, которые первое время собирали все, кому они попадались на сдачу в автобусах или магазинах. Несколько видов встречались чаще остальных, но у Андрея есть и более редкие экземпляры.

На особом месте в коллекции юбилейные монеты, выпущенные к Олимпийским играм в Сочи (2014), номиналом 25 рублей. Они считаются действующими, хотя, по мнению Андрея, вряд ли их кто-то примет. Скорее люди будут удивляться и не верить, что они настоящие. Ведь номинал 25 рублей практически не в ходу – его сразу разбирают коллекционеры из-за ограниченного выпуска.

В специальном альбоме есть также монеты, посвященные 200-летию победы России в Оте-чественной войне 1812 года, где изображены полководцы.

– Я не преследую цель продать коллекцию и озолотиться. Хотя у меня есть дорогостоящие монеты с браком. Например, рубль, на котором изображен лишний листочек. И пока это заметили, отчеканили уже 100 монет – ограниченную серию. Или из-за брака станка на монете осталась вмятина или царапина – это тоже редкость, – рассказывает научный сотрудник об изюминках своей коллекции.

Наличные как раритет

Бракованные монеты из ограниченных коллекций могут стоить очень дорого. А вот с купюрами по-другому. Они могут иметь высокую цену только из-за красивого номера. Но такой пока еще нет в коллекции.

– Когда я учился в университете, наличные ещё были в ходу. И, получая стипендию, я обращал внимание на год выпуска монет, на то, кто там изображен и даже на дефекты. Сейчас, заглядывая в кошелек, я с удивлением могу там обнаружить, например, 500 рублей. Хотя в ходу уже у всех пластиковые карты, – улыбается Андрей.

Интересно, что при такой любви к деньгам, архитектуре, путешествиям у молодого человека никогда не было идеи побывать в местах, изображенных на купюрах его коллекции. Хотя, после нашего разговора, такая идея появилась. Но, как выяснилось, одно знаковое «денежное» место Андрей все-таки посетил – Большой театр в Москве.

Справка «ТН»

Интересные факты о коллекции

    • В коллекции есть купюра из Гонконга, номиналом 1 цент.
    • Самая раритетная купюра досталась молодому ученому от бабушки, и это один кредитный билет 1898 года выпуска.
    • Самый крупный номинал – 10 000 рублей с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
    • В коллекции Андрея нет юбилейных монет, которыми нельзя рассчитаться. Все – настоящие деньги.
    • Среди повторяющихся купюр больше всего с видами Крыма и 10-рублевых с изображением Красноярска.

 

Автор: Анна Ильина,
ведущий инженер ИХН СО РАН,
член Союза журналистов России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × три =