Людмила Эфтимович: Профессиональная работа с семьей – государственный приоритет

ЭфтимовичЛюдмила Эфтимович, уполномоченный по правам ребенка в Томской области, поделилась впечатлениями от встречи президента Владимира Путина с членами Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, федеральными и региональными омбудсменами.

– На встрече в Кремле присутствовали все 85 уполномоченных по правам ребенка, представляющие субъекты Российской Федерации. Это событие важно для всех уполномоченных и для меня лично, поскольку в таком формате президент встречался с нами впервые. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации активно формировался в последние пять лет. В этом же году все мы отмечали 25-летие Конвенции ООН по правам ребенка, в развитие которой и был создан сам институт.

В Томской области, одной из первых в стране, был принят регио­нальный Закон «Об уполномоченном по правам ребенка». На территории Томской области действует учрежденный региональным парламентом уполномоченный по правам ребенка и его аппарат. И мне было важно получить оценку работы от первого руководителя государства. Владимир Путин в своем выступлении отметил продуктивную деятельность уполномоченных в регионах в целом и института уполномоченных по правам ребенка в частности, подчеркнув, что это особая, независимая от органов власти структура, наделенная благородной миссией поддерживать и отстаивать права маленького человека.

Политический приоритет

– Выступивший на встрече Павел Астахов, уполномоченный при президенте по правам ребенка, сделал акцент на работе уполномоченных по профилактике социального неблагополучия и социального сиротства. Ребенок должен остаться в кровной семье – таков важнейший государственный и политический приоритет. Эту принципиальную позицию поддерживают и, если надо, отстаивают уполномоченные. Лучше чем родная семья для ребенка нет среды для жизни, для роста, для его воспитания. Были приведены такие данные: в 2009 году в РФ было более 90 тыс. лишений родительских прав. Это значит, что 90 тыс. детей при живых родителях остались в детских домах. В 2013 году и на начало этого года лишений родительских прав – 40 153. То есть сокращение произошло почти в два раза за счет того, что стали делать упор не на том, чтобы перестраховаться и вырвать любым путем ребенка из семьи, где появились проблемы, а на том, чтобы помочь разобраться, что же происходит с родителями, почему они не могут исполнять свои родительские обязанности.

Сегодня, говорит Людмила Эфтимович, настало время расставить акценты: как более эффективно помогать семье в кризисной ситуации и что делать. Нужно тщательно и очень подробно анализировать существующую практику и понять, что у нас получается, а что не получается по сохранению и укреплению семьи. На мой взгляд, в первую очередь очень нужна психологическая поддержка. Важно уловить моменты начинающегося кризиса в семье и правильно работать с ней. Поддержать в нужный момент, когда родители растеряны по разным причинам, и помочь снять эту ситуацию. Тогда мы достигнем главного – дети останутся с родителями.

К сожалению, вынуждена, признать, что иногда органы опеки и попечительства (закон дает им право изымать ребенка из семьи) действуют не в интересах ребенка. Такие примеры есть в стране и, к сожалению, у нас в области, когда мне приходилось вмешиваться в подобные ситуации. А раз такие случаи происходят, значит, необходимо более четко выстроить нормативную базу, отработать механизмы работы и взаимодействия на всех уровнях. С одной стороны, у каждого человека, в том числе представителя опеки, есть субъективное понимание того, насколько ребенку опасно или не опасно находиться в семье. И оказывается порой, что опасность пока еще только возможная, а нанесли вред ребенку уже реальный, когда его изъяли из семьи. С другой стороны, столько критики раздается в адрес органов опеки не всегда заслуженной, что специалисты иногда перестраховываются, и опять заложником остается ребенок. Но в конечном итоге заложниками становимся все мы и все наше общество: содержание детей в детских домах и замещающих семьях обходится налогоплательщикам очень дорого. Хочу подчеркнуть, что кроме нагрузки на бюджет государство имеет дело и с пролонгированными негативными социальными последствиями.

Профессиональная семья

– Кроме того, был поднят вопрос о том, что в региональных государственных учреждениях (в основном это детские дома) остаются по большей части сложные дети – братья и сестры из многодетных семей, с серьезными психологическими травмами, проблемами со здоровьем, что тоже усложняет их передачу в замещающие семьи. В основном это ребята подросткового возраста. И именно такие дети, как никто другой, нуждаются в семейном сопровождении, но это должны быть специально подготовленные, профессиональные семьи. Знания, полученные в школе приемных родителей, не всегда соответствуют тем проблемам, с которыми сталкиваются семьи в реальной жизни. И занятия зачастую проходят формально. Выход мне и многим моим коллегам видится в создании профессиональной семьи и восстановлении патронатной.

В Томской области была подобная практика – патронатная семья. Суть такова: опекуном ребенка является детский дом, но фактически он проживает в семье. Регулирует эти отношения договор между государственным учреждением и родителями. Главное условие – постоянное сопровождение этой семьи специалистами детского дома. Однако юридический конфликт привел к тому, что у себя мы были вынуждены приостановить этот опыт. И очень жаль. В других регионах такая практика существует, например в Красноярске. Она дает возможность принимать в семьи проблемных детей, потому что родители чувствуют поддержку, не остаются один на один с возникающими сложностями. Они в любое время суток могут связаться со специалистами детского дома – социальным педагогом, психологом, медиком, наконец, директором и проконсультироваться по конкретной ситуации, получить профессиональный совет. Федеральным детским омбудсменом высказано мнение, что именно таким семьям нужно в значительной степени помогать и финансово. И я с этим согласна.

Безусловно, встреча дала определенный импульс для работы, добавила уверенности, но, естественно, вопросов у нас значительно больше тех, которые успели обсудить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =