Мадонна с младенцем

Ветеран СВО поделился рецептом того, как на вой­не остаться человеком

Все больше участников Специальной военной опера- ции, возвращаясь на гражданку, с головой окунаются в дело патриотического воспитания молодёжи. И наш регион не является в этом плане исключением. Недавно в рамках федерального проекта «Молодая Гвардия Единой России» «Наставник Z» (этот проект реализуется при активной поддержке томского Комитета семей воинов Отечества и его руководителя Дианы Смолевой) с томской молодежью встретился кавалер Ордена Мужества, председатель Совета Ассоциации участников специальной военной операции Томской области Алексей Полежаев с характерным позывным «Томич». Он рассказал о том, почему в 2022-м ушёл добровольцем на фронт, о нелегкой службе, и, самое главное, о том, как ему, несмотря на все тяготы вой­ны, все же удалось не очерстветь душой.

Главное – стержень!

Интересное наблюдение. Если бы Алексей Полежаев не был одет в камуфляж, ни за что не пришло бы в голову, что это боевой офицер, да еще и награжденный Орденом Мужества. Ни речь, ни мимика не выдавали в скромном, интеллигентном томиче, напоминающем скорее учителя, нежели воина, который спокойно, даже с какой-то теплотой рассказывавшего о вой­не.

Он проходил службу в Луганской Народной Республике в качестве командира роты, заместителя командира батальона. Хотя военного образования не имеет. Свою роль, видимо, сыграло то, что в прошлом, после срочной службы Полежаев работал в Кузбасском Управлении МВД на транспорте, был офицером.

– 22 и 23-й годы были невероятно трудным периодом в жизни нашей страны, – начал свой рассказ Алексей Юрьевич, – и военное руководство при выполнении боевых задач ценило не звания или военное образование, которого у меня не было, а эффективность. Поэтому перспективы карьерного роста в моем случае, как человека успешно воевавшего, оказались достаточно серьёзные. Мало того, я пришел к выводу, что на вой­не образование играет далеко не главную роль. Самые успешные вояки – двоечники и троечники. Главное – это внутренняя сила, стержень. Он либо есть в человеке, либо его нет. К сожалению, в современной вой­не всё очень быстро меняется и те знания, которые были получены в военном учебном заведении еще совсем недавно, быстро устаревают. Наши военные вузы за обстановкой просто не поспевают. Так что учиться приходилось на месте.

Советское воспитание

Конечно, всех в первую очередь интересовал вопрос: что заставило не кадрового военного, отца четверых детей в пятидесятилетнем возрасте уйти добровольцем на СВО?

По словам томича, корни этого его личного решения находятся в воспитании. Еще в том, советском патриотическом воспитании, основанном на фильмах, книгах о Великой Отечественной, поклонении подвигам отцов и дедов, победивших фашизм. В обостренном чувстве справедливости, которое было присуще жителям СССР.

Полежаев рассказал – он никогда не думал, что после самой разрушительной вой­ны в истории человечества ему предстоит участвовать ещё в одном серьёзном военном конфликте на территории Европы. Но у судьбы на этот счет было своё мнение. Распад СССР вроде бы произошел относительно бескровно. Но с 2014 года из соседней Украины стали приходить недобрые вести. В стране произошел политический переворот. К власти пришли люди, сделавшие ставку на конфронтацию с Россией. И это несмотря на то, что украинский народ всегда считался родным русскому.

– Для меня своеобразной отправной точкой стали события в Крыму, когда крымчане решили присоединиться к России, но украинское руководство восприняло это в штыки. А потом случились обстрелы мирного населения в Луганске, причем это сделали не какие-то бандиты, а именно ВСУ, – отметил Полежаев. – Затем были Иловайский котел, Дебальцево. Как мы все помним, следом были подписаны Минские мирные соглашения, которые не стали соблюдаться противной стороной и были использованы для перевооружения ВСУ. Стало ясно, что мирным путем договориться не удастся. Началась СВО, которая в первый период для нас развивалась не лучшим образом. Я всё это воспринял близко к сердцу и решил, что Родине в такой непростой момент нужна моя помощь.

Не все друзья «Томича» поняли мотивы его патриотического порыва. Мало того, некоторые близкие даже отнеслись к этому со скепсисом. Одна из дочерей, например, задала закономерный вопрос: что с нею станет, если её отец погибнет? Но в тот момент думать о смерти ему не хотелось. А дальше, как говорится, на вой­не как на вой­не. Лагерь первичной подготовки в Новочеркасске, полигон, боевые действия, словом, армейская движуха, подарившая Алексею Юрьевичу много интересных и неожиданных встреч. Об одной он вспоминал с особой теплотой.

Не пел песен, не сочинял стихов…

В лагере первичной подготовке в его роту был назначен 68-летний доброволец из Башкирии, можно сказать дедушка, имевший семь внуков! Звали его Башар. Примечательно, что человек этот на гражданке был далеко не бедный – бизнесмен, владевший несколькими предприятиями. Шансов остаться в подразделении у него было немного. Все-таки, возраст. Да и звонили уже Полежаеву из далекой Башкирии родственники Башара с просьбой комиссовать земляка. Когда ротный попытался объяснить всё это Башару, был удивлен ответом:

– Мне нельзя возвращаться назад, – сказал башкир, – хотя бы три месяца я должен отвоевать. Внуки не поймут. Они очень хотели, чтобы я ушёл защищать Родину. Как я буду им в глаза смотреть?

Как после такого ответа не пойти навстречу боевому товарищу? В итоге, Полежаев договорился и Башара оставили в роте. Конечно, в боевых действиях он не участвовал, но пригодился на полевой кухне. Как выяснилось, дедушка оказался хорошим кулинаром.

Что еще интересовало молодых людей, слушавших рассказ томича, годившегося им в отцы? Все обратили внимание на его интеллигентность, спокойствие. Как Алексею Юрьевичу удалось не очерстветь, сохранить эти качества?

– Даже на вой­не я пытался найти что-то хорошее, красивое, зацепиться за это и сохранить душевное равновесие, – поделился воспоминаниями участник СВО. – Иначе там можно впасть в уныние. Нет, я не пел песен, не сочинял стихов, с помощью чего многие хотя бы на время стараются уйти от суровой реальности. На меня большое впечатление произвела природа тех мест, где мы воевали. Местный животный мир. Например, там совершенно необыкновенные птицы. По обочинам дорог сидят довольные тетерева, вдоволь наевшиеся неубранного зерна. Их самки не очень красивы, а вот самцы представляют из себя каких-то сказочных персонажей, словно сошедших со страниц детских книг. Иногда попадаются лисы. Для них там раздолье. А еще мне запомнились военные самолеты, выпускавшие ракеты. Со стороны это тоже выглядит очень красиво, завораживает. Но когда понимаешь, что стоит за этой красотой, думать о вой­не не хочется.

Ценить мир

Вообще, сочетание, казалось бы, несочетаемого на вой­не оставило глубокий отпечаток в душе «Томича». Он рассказал о том, как увидел в разрушенной деревне, где находилась его часть, совсем рядом с линией соприкосновения, нарядно одетую красивую девушку, которая катила по улице детскую коляску с младенцем. На фоне сгоревших, изрешеченных остовов домов, грязи, раздолбанной взрывами дороги, замученных однообразно одетых людей это выглядело фантастически. Мадонна с младенцем…

– Откуда она здесь? – спросил он местных. Выяснилось, что девушка родила совсем недавно и не решилась эвакуироваться.

– Что будет с ней? А с её ребенком? – сам себе задал вопрос Полежаев и в зале повисла неловкая тишина.

По словам сибиряка, он много разговаривал с местными, живущими в состоянии вой­ны уже 11 лет. Они свыклись с непростой реальностью. Если есть где работать, работают. Дети с опаской дома ждут после работы родителей. Нет никакой гарантии, что папы и мамы обязательно вернутся домой. По дороге им может попасться замаскированная мина или накроет обстрел. С будущим нет никакой определенности…

Было видно, что эти выводы произвели на ребят особое впечатление.

– После нашей встречи мы все разойдемся по домам, – отметил в конце беседы Алексей Полежаев, обращаясь к ребятам. – Меня дома ждет жена, хороший ужин, стабильность. У вас тоже все определено. И создается ощущение, что это как-то всё само собой разумеется. Между тем, помните, что такая стабильность есть не везде и не у всех. Поэтому нужно беречь то, что у нас с вами есть и не допускать никакой вой­ны.

Вот так без пафоса и бравады, совсем неофициально, как-то даже по-домашнему прошла встреча Алексея Полежаева с томской молодежью. На ней не было сказано громких слов о патриотизме, о любви к Родине, о военных подвигах. Но честностью, душевностью, искренностью молодым людям она запомнится навсегда.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 15 =