Марина Шерина: Надеюсь, что успехи филармонии томичи будут воспринимать как собственные

 Несколько лет назад Томская филармония стала предметом оживленных дискуссий горожан. Обсуждали напряженную ситуацию внутри коллектива, строили догадки по поводу дальнейшей судьбы учреждения… Сегодня филармония по-прежнему тема номер один среди явлений культурной жизни города, правда теперь говорят не о скандалах, а о возросшем уровне мастерства симфонического оркестра, об ансамб­ле народных инструментов «Лукоморье», одержавшем победу на международном музыкальном турнире Terem Crossover, о звездах мировой величины (в их числе симфонический оркестр Мариинского театра), чей приезд в Томск прежде был из разряда несбыточных мечтаний.

На днях гостем редакции «ТН» стала Марина Шерина. Именно с ее приходом на должность директора Томской филармонии многие томичи связывают позитивные перемены в судьбе учреждения и выход культурной жизни города на качественно новый уровень.

– Два года назад вы расстались с «Киномиром» и возглавили Томскую филармонию. Сложно ли было решиться на этот шаг?

– Наверное, в жизни каждого человека наступает некий переломный момент, когда хочется сделать поворот на 180 градусов. Если в твоей профессиональной деятельности нет развития, наступает застой. В тот момент у меня появилось сильное желание изменить существующее положение вещей… Это решение я приняла очень быстро и неожиданно для себя самой.

– Какие задачи стояли перед вами, когда вы возглавили филармонию, и какие являются первоочередными сегодня?

– Главные проблемы, которые требовалось решить, были очевидны для всех, кто посещал филармонию: отсутствие достойной материально-технической базы, сложное состояние симфонического оркестра, полупустые зрительные залы. Прежде всего нужно было проанализировать ситуацию, понять, какая модель филармонии наиболее жизнеспособна в современной культуре, и потом уже наметить план действий. Чтобы определить приоритеты нашего развития, я объехала коллег из соседних регионов: познакомилась с их опытом и взяла на вооружение интересные находки. Должна сказать, что далеко не все филармонии имеют собственный симфонический оркестр. Томску в этом смысле повезло: у нас есть свой базовый коллектив, который задает направление развития музыкальной жизни региона. И так уж сложилось исторически, что наш большой филармонический зал является главной городской концертной площадкой. Поэтому помимо основной миссии развития и пропаганды музыкальной культуры Томская филармония является сценической площадкой для проведения городских праздничных и гастрольных мероприятий.

– Став директором филармонии, вы возглавили коллектив, внутри которого царили разногласия…

– Мы только в начале большого пути. Да, в наших взаимоотношениях стало значительно больше понимания и доверия. Сегодня, начиная новый проект, не нужно никого уговаривать, заставлять… У музыкантов появилось четкое понимание целей и задач того дела, которым они занимаются, и искренняя заинтересованность. Но это не моя личная заслуга. Все дело в мощном творческом потенциале города и филармонии. У Томска очень богатая славная музыкальная история. Здесь появилась одна из первых в Сибири филармоний (в 2016 году ей исполнится 70 лет), наш симфонический оркестр – старейший за Уралом. Томское профессиональное музыкальное сообщество, возникшее в середине XIX века, стало вторым после санкт-петербургского. У нас и сегодня все музыканты имеют консерваторское образование и очень талантливы. Проблема была в неправильной организации процесса, когда творческая работа превратилась для многих в рутину. Сейчас у музыкантов открылось второе дыхание.

– Для любого творческого коллектива важен лидер, который сможет зажечь, повести за собой…

– Безусловно. Таким лидером для музыкантов симфонического оркестра стал главный дирижер Ярослав Ткаленко – выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, человек, одержимый профессией, с колоссальной работоспособностью и очень ответственный. Мы познакомились, когда Ткаленко приезжал в Томск с оперой «Евгений Онегин» Центра оперного пения под руководством Галины Вишневской. Его невероятный профессионализм и организаторский талант были так очевидны, что сразу же после премьеры я пригласила его на должность главного дирижера и… получила отказ! На тот момент у него было много работы в Москве. Но со временем он все-таки принял наше предложение. За время работы в филармонии я наблюдала разных дирижеров: и диктаторов, и тех, кто слишком хотел понравиться оркестру… Ярослав Владимирович стал единственным дирижером, которому музыканты поверили и пошли за ним.

– Какое из достижений Томской филармонии последних лет считаете самым значительным?

– Очень ценными были теплые слова в адрес Томского симфонического оркестра Дениса Мацуева, высоко оценившего его профессионализм и уровень подготовки.

– Переход учреждений культуры в статус автономных многие ваши коллеги восприняли с опаской. Как живется филармонии в автономном плавании?

– Сегодня практически все учреждения культуры Томской области стали автономными – таковы предлагаемые обстоятельства. Скажу одно: тяжело работать в бюджетной сфере вообще. По крайней мере мне, потому что я не имела этого опыта. Но, как говорится, ко всему можно привыкнуть и всему можно научиться. Тем более когда у тебя есть надежная команда единомышленников. На мой взгляд, очень удачно нашли друг друга симфонический оркестр и его директор Владимир Дорохов. Бесконечно генерирует новые креативные идеи художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков. Благодаря Дмитрию Феликсовичу появилась масса интересных мероприятий в органном зале: если раньше в его афише стояли 3–5 концертов в месяц (и это считалось нормой), то сегодня он не уступает БКЗ. Неординарные подходы к организации и продвижению концертов находят замдиректора Елена Сумина и промоменеджер Ольга Суходолина.

– По какому принципу вы формируете афишу? Какие мероприятия являются форматом Томской филармонии?

– Формат для филармонии – качественная и профессиональная музыка во всех жанрах и стилях. В современном мире никто не отменял и просветительскую миссию филармонии. Мы стараемся подтягивать и свой собственный исполнительский уровень, постепенно усложняя предлагаемую концертную программу. Что касается эстрадных мероприятий, то здесь мы выбираем наиболее яркие, уже зарекомендовавшие себя проекты. Ну и, конечно, исходим из их экономической целесообразности. Моя принципиальная позиция: цены билетов должны быть доступными. Я очень благодарна губернатору Сергею Жвачкину за возможность пригласить в Томск Дениса Мацуева и Валерия Гергиева. Благодаря тому что областная администрация взяла на себя большую часть расходов по организации их концертов, томичи смогли увидеть выступления музыкантов мирового уровня по доступной цене.

– Актуальна ли для Томской филармонии проблема пустых залов?

– Публику нельзя обмануть более одного раза: если однажды предложил некачественный продукт, больше в зрительный зал она не вернется. Мы потратили немало времени, чтобы вновь завоевать доверие томичей, которые когда-то отвернулись от филармонии. Сегодня большинство наших мероприятий и на сцене БКЗ, и в камерном зале, и в зале органном проходят с аншлагом.

– Томская филармония активно занимается благотворительностью…

– Когда у нас появляется возможность, мы с удовольствием приглашаем пенсионеров и других представителей социально незащищенных слоев населения посетить наши мероприятия бесплатно или с максимальной скидкой. К сожалению, пока БКЗ не приспособлен для людей с ограниченными возможностями: приходится выкладывать деревянные настилы для заезда инвалидных колясок, приглашать волонтеров. В ближайшее время проблема будет решена: Томская филармония вошла в региональную программу «Доступная среда для инвалидов» и в течение двух лет будет полностью оснащена специальными устройствами.

– Чего хотелось бы пожелать в преддверии Нового года коллективу и городу?

– Подводя итоги года, принято называть его урожайным или неурожайным. Если проводить аналогию: в нынешнем году мы разбрасывали зерна, в будущем предстоит собирать урожай. Хотелось бы пожелать коллективу много новых интересных проектов, а горожанам – новых встреч с прекрасным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 11 =