Мастерская художественного литья удивляет не только томичей

Фото: Юрий Цветков

мастерская01

Увидеть работу литейного завода, посмотреть на то, как плавится металл, как заливается в форму и как рождаются различные детали и изделия, я мечтала давно. И вот в самом для меня неожиданном месте – в сувенирной мастерской – моя мечта осуществилась. Мастерская художественного литья «Лето-М» – это литейный цех в миниатюре. В нем все кипит, дымится и искрится…

В Томске предприятие работает уже 24 года. Мастера делают интересные вещи из бронзы, меди, латуни. Руководят предприятием сын и отец Петуховы. Оба Александры Александровичи, и оба всей душой болеют за дело. Отец – идейный вдохновитель, работающий руками и воплощающий задумки заказчиков в жизнь. Сын отвечает за экономику предприя­тия и ведет все дела.

мастерская02

Литейный на Академическом

– Все началось в 1991 году. На своей любимой работе я перестал получать достойную зарплату, а у нас с женой было трое сорванцов, которых нужно было обувать, одевать, кормить. Я геолог по специальности, преподавал в ТПУ, занимался металлами, камнями, их обработкой. Нашел единомышленников, и мы открыли фирму, где начали делать качественные сувениры, спрос на них оказался большим, – рассказывает Александр Петухов-старший.

Александр Александрович во время беседы без дела не сидит – доводит до ума заготовки – лошадок из воска. Так как предприятие маленькое (в нем трудятся всего три человека), процесс нельзя останавливать. Мастер старательно шлифует копыта, гривы и хвосты, убирая лишние капли пластичного воска. Модель для литья должна быть идеальной. Иначе получится корявый сувенир, и на него никто не обратит внимания.

– Эти фигурки делаются в воскоплавильной машине. Вот она, посмотрите. В ней разогревается воск, он становится жидким и заливается в форму, – объясняет Александр Александрович-старший. – Воск и другие пластичные материалы мы используем импортные, так как они более качественные. Санкции пока этого товара не коснулись, впрочем, до нового года мы успели запастись.

Александр Александрович-младший работает с отцом с 2002 года, параллельно организовал свой бизнес. По его словам, личный бизнес более стабильный – заказы идут весь год. Здесь же, в мастерской художественного литья, все не так просто.

– Массовых заказов немного, наплыв случается перед праздниками. В основном же мы работаем над небольшими партиями, эксклюзивными изделиями. У нас сложности в том, что крупные заказы от госструктур уходят на Урал, хотя мы делаем не хуже. Я был в высоких кабинетах, всем нравятся предложения, но тендеры выигрывают крупные заводы, которые делают скидку на опт, нам с ними тягаться сложно, – вздыхает Александр Александ­рович-младший.

мастерская03

Огонь, вода и медные трубы

Процесс литья – самый увлекательный. Но прежде чем из печи будут извлечены очередные творения, проходит несколько этапов подготовки. Сначала рисуется эскиз, затем делается форма, заливается воском, получается модель. Она закрепляется вместе с другими фигурками на приспособлении, которое на профессиональном сленге называется деревом. Дерево помещается в опоку (эта штука служит для получения литейной формы, в нее заливается расплавленный металл).

Литейных дел мастер Павел Кутдусов – студент ТГУ и сейчас находится в академическом отпуске. Чтобы зря время не терять, попросился к Сан Санычам на работу. Был учеником, а стал мастером. Меня разбирает любопытство, прошу Павла чуть-чуть приоткрыть крышку, чтобы посмотреть, как выглядит расплавленный металл. Обдает сильным жаром и буквально отбрасывает от печки – в ней 700 градусов!

– Потерпите, сейчас все увидите своими глазами. Муфельная печь разогрета, латунь уже дошла до нужной кондиции. Еще немного, и начну заливать, – говорит литейщик Павел Кутдусов.

Надев верхонки, маску, вооружившись большими щипцами, он вынимает емкость с расплавленной латунью. Яркая огненно-красная масса, заполняя опоку, шкворчит, капли падают на внешние стенки, летят искры, а на крышке пляшет огонь. Завораживающее зрелище! Полчаса ждем, пока металл застынет, потом Павел остужает изделия в ванне с холодной водой. И еще через 15 минут любуемся гербами Томска, зверюшками и копиями памятника Чехову.

Что общего у Путина и Чехова?

Чехов и герб Томска, оказывается, пользуются большим спросом не только в Томске. Они уезжают в Израиль, в сувенирную лавку, которую держит томичка. На выставочной полке мастерской образцы, среди них замечаем бюстик президента Путина.

– Владимир Владимирович – это новинка. Томич сделал единичный заказ для подарка, разработали 3D-модель. Но массового заказа Путина у нас пока не было. Кто захочет заполучить такого президента – пожалуйста, – предлагает Александр Александрович-младший.

По словам Сан Санычей, сделать что-то полезное для города и томичей – это счастье. Они гордятся, что в их мастерской родился томский памятник кедровке и мини-копии памятника строй­отрядовскому движению. Подобные вещи делаются для души. Для зарабатывания младший Сан Саныч придумал новый проект – отливать накладки на мебель, фурнитуру, зажимы для штор. Люди всегда стремятся украсить свой дом. В этом-то и вся прелесть, что не частью конвейера себя ощущаешь, а творцом.

Стоят сувениры от 500 рублей до 3 тысяч. Максимальная цена зависит от сложности заказа и материала. Можно статуэтку сделать из серебра или золота. Понятно, что такое изделие будет стоить недешево.

мастерская04

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 9 =