Матрица перезагрузки. Какая школа нужна ученикам

Конец августа для учителей – это традиционная педагогическая конференция, на которой определяются ориентиры на ближайшее будущее и на дальнюю перспективу, где можно встретиться с коллегами после отпуска, обменяться мнениями. Так что это одновременно и деловой серьезный разговор, и, несомненно, праздник.
Форум «Август ПРО: матрица педагогических изменений» именно таким и оказался. Праздничная атмосфера, до отказа заполненный большой актовый зал областной администрации. Церемонию открытия форума провел Ринат Бакеев, учитель русского языка и литературы Академического лицея имени Г.А. Псахье г. Томска, победитель регионального этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России – 2021». Он предоставил слово врио губернатора области Владимиру Мазуру. «Есть такая профессия – Родину защищать. А ваша профессия – Родину укреплять. И этой профессии вы посвятили жизнь», – сказал педагогам Владимир Мазур, поздравив с наступающим Днем знаний, и вручил награды лучшим педагогам области.

Обновление по всем фронтам

Программа форума заявлена серь­езная – перезагрузка в системе общего образования, которая требует решения комплексных задач: и новых подходов в образовательной системе, и существенных изменений в воспитании юного поколения. Об этом говорили приглашенные на форум спикеры – заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения России Татевик Карабекян, заместитель директора Федерального института оценки качества образования Илья Денисенко и директор института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре. Они высоко оценили профессиональный уровень региона в системе образования. Вместе с тем обратили внимание на то, что наступающий год объявлен Годом педагога и наставника, и всем педагогам необходимо сконцентрировать усилия на обновлении содержания образования по пяти направлениям развития: знания, здоровье, творчество, воспитание и профориентация.
Врио губернатора Томской области Владимир Мазур изложил свое видение предстоящих перемен и поставил перед педагогическим сообществом и всеми структурами региональной власти первостепенные задачи. Они касаются национальных целей, одна из которых – возможности для самореализации и развития талантов. Эту цель врио томского губернатора назвал ключевой для реги­она.
– Почти полтора века Томск является главным центром российского образования за Уралом. Сегодня, в условиях санкционного давления и технологической изоляции нашей страны, перед Томской областью стоит амбициозная задача – стать регионом опережающего технологического развития, – сказал Владимир Мазур. – Я уверен, что это по силам нашему региону – отвечать на глобальные вызовы, разрабатывать конкурентоспособные технологии, быть точкой притяжения человеческого капитала.

В каких условиях растить таланты

Врио главы региона обратил особое внимание на необходимость инфраструктурных изменений. 1 сентября в Томской области в детские сады придут 56 тыс. маленьких жителей региона, за парты сядут более 126 тыс. школьников, в колледжи и техникумы отправятся 28 тыс. молодых людей, а в университеты – 60 тыс.
– Для каждого мы должны создать равные условия для получения качественного образования, воспитания, развития способностей и талантов вне зависимости от места проживания, – подчеркнул Владимир Мазур. – Для детей мы строим сады и школы. За последние пять лет в регионе построили 17 детских садов на 2 550 мест и шесть школ на 5 600 мест. Но этот процесс нужно продолжать, потому что каждый год мы фиксируем демографический рост школьников около полутора тысяч учеников в год.
Врио губернатора отметил, что при этом только Томск нуждается в 16 новых школах на 8 100 мест. Томску, Томскому и Молчановскому районам нужны 10 новых детских садов. 152 школы региона нуждаются в капитальном ремонте. Внимания требует и инфраструктура детских садов и учреждений дополнительного образования. Региону нужны еще 57 «Точек роста», три школьных «Кванториума» и три «Доброшколы». 228 школ ждут цифровую образовательную среду, которая поз­волит в полной мере использовать в обучении ресурсы цифровых платформ.
– Я убежден, что по своей природе каждый ребенок талантлив. Наша задача – создать условия для проявления и развития способностей каждого. Для этого в школах нужны и театры, и спортивные клубы, и медиастудии, и многие другие проекты, – сказал Владимир Мазур. – Особое внимание сегодня необходимо уделять вопросам воспитания. Томская область – один из немногих регионов, который сохранил сеть детских общественных объединений. Теперь нам предстоит создать региональное отделение Российского движения детей и молодежи.

Кадры решают все

Среди приоритетных направлений в развитии образовательного комплекса Владимир Мазур назвал решение кадровой проблемы и привлечение молодежи в учительскую профессию.
– У нас выстроена система поддержки и вовлечения в профессию. Реализуются проекты «Земский учитель», «Мобильный учитель», профессиональные конкурсы. Но вместе с тем вопрос обеспечения кадрами остается актуальным. Следовательно, нам нужно найти новые механизмы по привлечению молодежи в учительскую профессию, – подчеркнул Владимир Мазур.
Обсуждение этой темы он продолжил на заседании отраслевого штаба, предложив увеличить число молодых учителей, которые вправе претендовать на господдержку. И даже высказал такую мысль, что, возможно, на законодательном уровне необходимо увеличить возрастную категорию молодых учителей с 28 до 35 лет.
– Есть целый ряд льгот для этой категории, но пока несправедливо получается. Выходит, в 28 лет специалист еще считается молодым, а в 29 – все уже, старый, что ли? Требования к категориям «молодой специалист» и «молодой педагог» тоже нужно выравнивать, – заключил врио губернатора.
Коснулся он и болезненной для работников образования темы – повышения зарплаты, напомнив, что с 1 июня оклады работникам образования увеличены. На это из областной казны выделено 2 млрд рублей.
– Государство и общество возвращает долги учителям – речь идет и о престиже профессии, и, конечно, о зарплатах. Но получаю обращения, в которых учителя мне пишут, что их заработная плата не изменилась, – отметил Владимир Мазур. – Даже если речь идет о единичных случаях, о недопониманиях и недоразумениях, в каждом случае нужно разобраться, встретиться с каждым заявителем.
Он также выступил за совершенствование системы поддержки талантливых школьников.
– Нам нужно создавать эффективные механизмы развития способностей детей, чтобы они могли раскрыть свой талант, покорить новые научные, творческие, спортивные вершины, – отметил Владимир Мазур. – Необходимо активно участвовать в федеральных конкурсах и проектах. Томская область должна во все такие программы максимально включиться. Об этом он говорил особенно эмоционально, и не исключено, что под впечатлением от встречи с ребятами молодежного общественного движения, которая состоялась в перерыве работы форума и штаба.

Ориентир – на эталонную школу

Продолжая работу штаба, Людмила Огородова, заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу, сделала акцент на региональном подходе к созданию эталона школы министерства просвещения, что является ориентиром на ближайшую перспективу. Это некий стандарт, который состоит из пяти составляющих. В сфере воспитания ближайшая задача – вовлечь в активную жизнь и погрузить в воспитательную среду не только активных ребят, которые уже нашли применение своей энергии и организаторским способностям, но и тех, кто выпал из этой среды. Для этого надо создавать институты советников по воспитанию, попечительские советы.
В сфере здоровья детей предстоит исправлять ошибки, когда медицинские кабинеты в школах были закрыты и контроль за здоровьем детей был передан на уровень первичного звена здравоохранения. Этот опыт себя не оправдал, и медицинское сопровождение в школы надо возвращать.
Что касается развития талантов, то у нас возможности для этого есть. Существуют школьные театры, клубы, «Кванториумы», «Точки роста». Большую роль в выявлении способностей ребят может сыграть Центр развития и поддержки талантливой молодежи.
В области имеется неплохой опыт профориентационной работы, который необходимо масштабировать. Это когда на уровне муниципального образования при поддержке бизнес-партнера формируется команда школьников под определенную задачу. Ребята моделируют идею в проект, отправляют заявку на разработку в мастерские, а оттуда готовый продукт отправляется бизнес-парт­неру. Таких бизнес-партнеров надо привлекать как можно больше.
Целью регионального стандарта эталонной школы министерства просвещения в сфере знаний в области считается создание школ инжиниринга, где можно было бы не только растить способные кадры, но и обеспечивать ими собственные высокотехнологичные производства. Для этого нужно при содействии бизнес-партнеров, с использованием возможностей «Большого университета Томска» и базы специального профессионального образования открывать инженерные классы.
Участники штаба, договорившись заострять внимание не на проблемах, а на их решении, внесли ряд предложений. Например, распространить опыт специализированных классов на другие школы. Создать стандарт участия бизнеса в образовательных программах. Решить проблему финансирования доставки одаренных ребят из отдаленных районов для участия в межрегиональных, федеральных и других конкурсах…

Фото: Игорь Крамаренко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.