
В 1941 году после окончания шестимесячных сестринских курсов 15-летняя Маша Благодарная попала в терапевтическое отделение эвакогоспиталя 1229.
– Я хорошо училась, и по хирургии в табеле была твердая четверка, поэтому меня и еще одну девушку-отличницу сразу определили в отделение, где лежали раненые с ампутированными конечностями, – рассказывает Мария Никоновна.
В первый же день свежеиспеченных медсестер провели по госпиталю и дали больного с ранением бедра – пуля прошла насквозь.
– Мы зашли, увидели на кушетке раненого, которого нужно было перевязывать, и пунцовыми стали, – улыбается женщина, – засмущались, молоденькие же. Но работа есть работа, и внимание на такие вещи обращать перестали быстро.
Смены длились по 18 часов, а когда приходил эшелон с новыми ранеными, сотрудники госпиталей дежурили круглые сутки. Медсестра Благодарная ухаживала за пациентами из комсостава и послеоперационными больными сначала в двух, а затем в трех палатах.
– Я работала на третьем этаже, а офицеры лежали у нас еще и на втором. И они отказались от своего врача, попросились к нашему, – вспоминает Мария Никоновна. – Однажды прихожу, а мне заведующая отделением говорит: «У нас пополнение: еще одиннадцать человек. Иди, знакомься».
Пошла, хотя было страшновато: один доктор им уже не понравился, мало ли. Постучала: «Можно?» Хор мужских голосов разрешил войти, а потом затянул «Вечерний звон»…
– Сколько лет прошло, а все этой песни забыть не могу, – улыбается Благодарная, а в уголках глаз блестят слезинки, – никто так спеть не сумеет. Они же хорошие были, добрые, переживали только – больно, страшно. Война.
Белый халат Мария Никоновна проносила всего шесть месяцев. Ее отправили на завод резиновой обуви, где в то время делали противогазы и резину для танков. Полгода девушка выбраковывала некачественную продукцию, пока ее вновь не перевели. В военно-учетном столе не хватало рук, и девушка два месяца оформляла бумаги на новобранцев. После хотела вернуться в госпиталь, но на ее место пришла новая медсестра, а Марию Благодарную военкомат отправил работать секретарем в НКВД. На этой работе она и встретила Победу.
– 9 мая 1945-го в Томске накрапывал мелкий дождик, – вспоминает Мария Никоновна, – но на площади Революции яблоку негде было упасть, все слушали репродуктор, гуляли, танцевали и радовались. А вечером в Горсаду запускали салют, красивее которого я больше не видела.
С 1941-го по 1945-й в 29 томских эвакогоспиталях лечение получили почти 100 тыс. человек. 40% раненых вернулись на фронт. Оставшиеся 60% пополнили ряды тружеников тыла. Смертность раненых бойцов за годы войны составила 1%.
Моя бабушка. Люблю её <3
Здравствуйте! В 1943 году мой дедушка Магарилл Абрам Лейбович находился в госпитале №1229 г. Томска. Подскожите мне, пожалуйста, по какому адресу располагался госпиталь. Заранее благодарю за помощь. Елена