Игра в арты

«Томский вестник» попросил трех разных по возрасту и своим вкусам томичей оценить выставку актуального искусства, которая идет в художественном музее

Выставка современного искусства Contemporary art project, которая открылась в прошлую пятницу в художественном музее, вызвала неоднозначную реакцию у томичей. Художники из Санкт-Петербурга, Москвы и Томска представили несколько десятков работ: инсталляции, арт-объекты, видеоарт, коллажи, живопись, фотографии. Многие поклонники чего-нибудь этакого остались в восторге, некоторые маститые томские художники называют проект балаганом, критики рассуждают о большом шаге в развитии актуального искусства в городе. «ТВ» решил узнать, что думают о выставке и ее экспонатах зрители и нужно ли такое искусство Томску. Посетить экспозицию мы попросили трех разных по возрасту и своим вкусам томичей.

 

Хаотично, как мир

На огромный розовый диван посреди одного из залов музея Юлия Бабошина соглашается присесть не сразу. Сначала 23-летняя преподавательница английского языка несколько раз уточняет: «Точно можно сюда садиться?» Услышав в ответ от автора инсталляции питерской художницы Вероники Рудьевой-Рязанцевой: «Можно хоть ложиться!» – Юля усаживается, но лишь на самый краешек.

– Домой бы такой диван хорошо, а не в музей. Только в мою квартиру он, конечно, не влезет! – восклицает она.

Огромный диван так захватил Юлию, что просмотру видеоарта – собственно, тому, чем на этом диване и нужно заниматься, – она уже не уделяет никакого внимания. Пройти же мимо живописи мягкими игрушками художника из Москвы Ростана Тавасиева у нее не получатся:

– Очень грустно! Жалко собаку и гориллу. Зачем их на картины-то приклеили? В чем смысл?

В музеи, признается Юлия, она ходит редко. Но интересуется фотографией – не прочь иногда посетить фотовыставку. С современным искусством знакомится впервые. В абсурдную комнату в горошек, созданную томичкой Наташей Юдиной, Бабошина заходит с опаской. Художница задумала инсталляцию как шутку над тотальным ремонтным настроением современного общества. Юле же в гороховом мире не до смеха.

– Чувствую только какую-то усталость, – признается она, сидя в кресле в горошек. – Наверное, художница хотела показать однобокость и бесцветность современной жизни: кресло, телевизор, лишь черные и белые тона…

Увидев картину с игрушечным зайцем – не приклеенным к холсту, а нарисованным, – Юля впервые улыбается: «Такого я бы дома повесила!»

– Ой, что это?! – оторопев, Юля останавливается рядом с витриной с пальцами, маникюр на которых сделан в виде копий знаменитых работ Ван Гога, Матиса, Энди Уорхола. – Ужас какой-то! Нарисовано хорошо, конечно. Но это не искусство!

На выходе Юлия размышляет:

– Я представляла современное искусство несколько иначе. Готовилась, что придется много думать. А здесь все в лоб. Много сумбурного, абсурдного, хаотичного, избыточного. Не уверена, что мне это нравится. Но именно таков современный мир, наверное. Сама выставка любопытная, для Томска новая, хотя не думаю, что пришла бы еще раз на что-то подобное.

 

Советы от Георгиевны

– И это вся выставка? – на осмотр экспозиции Татьяне Ташкун хватило десяти минут. Четыре музейных зала она почти пробежала. Объяснила тем, что глазу зацепиться просто не за что.

– Я ожидала от современного искусства, чтобы, знаете, ах! И не важно, позитивный ах или негативный, – поясняет Татьяна Георгиевна. – А в итоге аха никакого.

Искусством Татьяна Ташкун интересуется давно. Она много путешествует – посещала музеи Германии, Франции; старается следить за творчеством местных художников, порой даже приобретает что-то из их работ. Об уровне участников выставки высказывается одним словом – «самоделкины».

– Нового ничего не увидела. Что художник хотел сказать этим коллажем? Что белая кошка встретила черного кота, а в это время мимо пролетал болид, – улыбается Татьяна Георгиевна. – Искусство, которое нужно объяснять, от меня далеко – далеко чисто эмоционально.

Увидев на ногте в миниатюре работу Ван Гога, своего любимого художника, Татьяна Георгиевна кривится: «Это неправильно!» Идею художницы о переосмыслении и девальвации искусства не оценивает. Зато отмечает живописные работы нескольких томичей.

– Умеют лошадку рисовать, – шутит Татьяна Георгиевна и поясняет: – У Репина было такое выражение. После посещения выставки современных художников он как-то заметил: «Вот попроси этих художников лошадку нарисовать, ведь не смогут». Вывод один: творческой молодежи нужно еще расти и учиться.

Татьяна Георгиевна не скрывает, что выставка ей не понравилась, но если такие мероприятия будут проводить еще, она с удовольствием придет. Уверена: подобных проектов в Томске должно быть как можно больше:

– Пусть устраивают, привозят еще художников. И чем больше, тем лучше. И молодежи, конечно, тоже нужно давать возможность для самореализации, иначе как они поймут, куда им двигаться дальше. Томскому зрителю все это интересно. Он будет приходить, если будет на что посмотреть. Но не собачек же приклеивать на краску…

 

Машинки для ГАИ

Известный в Томске рекламщик и дизайнер Дмитрий Беляев, только переступив порог выставки, начинает веселиться. На розовый диван запрыгивает с ногами, лежит на нем и с улыбкой рассуждает:

– Современное искусство должно удивлять. В нем не всегда должно быть много смысла, порой это может быть просто весело. Вот многие посмотрят, например, на работу Наташи Юдиной с игрушечным зайцем и воскликнут: «В чем смысл?» А это просто зайка! В искусстве важна и формальная функция. Пятна, цвет, ритм, настроение… Замечательный розовый зайка! И эти игрушечные машинки прекрасны. Нужно, чтобы их томское ГАИ купило.

Очутившись в комнате в горох, Дмитрий удивляется: «Это тоже томичи сделали?!» Хвалит идею, но отмечает, что важно не забывать о качестве ее воплощения.

– А здесь видно, что за три копейки и за один день все было сделано. Проработка хромает, с живописью у художницы лучше дела обстоят, – рассуждает Дмитрий. – Все это говорит о том, что у нас молодые авторы еще в поиске собственного жанра, им и это нравится делать, и то. Мы отстали от того, что делается в России, на 25 лет, а от Европы – на все 50. Хорошо, что мы наконец-то это поняли.

Пройдя выставку на второй раз, Дмитрий резюмирует: есть много интересных идей и много скучных. Нет главного – каких-то откровений. Подобные проекты в Томске, вспоминает, делали разные веселые творческие люди еще в середине 1990-х.

– Но потом процесс заглох, многие разъехались. Поэтому сегодня приходится начинать все с чистого листа. И я очень надеюсь, что эта вторая волна будет более жизнеспособной. Для этого развития подобные выставки должны проходить как минимум раз в месяц, – уверен Дмитрий. – И делать это, наверное, нужно не в таком пространстве, как художественный музей. Дело в том, что это место намолено другими молитвами. На мой взгляд, это мешает развитию нового искусства.

 

Есть мнение

Леонтий Усов, скульптор:

– Чушь! 25 лет назад делали интереснее. А все, что здесь собрано, – это сливки и переливки старого. Кроме «Капитала» Маркса, пробитого гвоздем, не за что зацепиться взгляду. Ведь этот розовый диван громадного размера, причем совершенно дурно исполненный, нам ни о чем не говорит. Все эти коллажи – тоже вчерашний день. Не то, что искусства современного я не вижу здесь, а вообще просто неинтересно. Я ожидал от молодежи новую мысль. Не увидел.

Маникюр в виде копий знаменитых работ Ван Гога, Матиса, Энди Уорхола преподаватель английского языка Юлия Бабошина не оценила: «Ужас какой-то! Нарисовано хорошо, конечно. Но это не искусство!"
Запрыгнув на огромный розовый диван, рекламщик и дизайнер Дмитрий Беляев заявил, что современное искусство не всегда должно нести в себе много смысла – порой это может быть просто весело
Пройдя выставку на второй раз, Дмитрий резюмирует: есть много интересных идей и много скучных. Нет главного – каких-то откровений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − десять =