Метаморфозы аттестации: от отторжения через личный опыт и публичные дискуссии – к признанию

В какой форме проводить тестирование? В виде конкурсов? Добровольной общественной аттестации? Хотелось, чтобы педагоги области поразмышляли над возможными вариантами

Автору этих строк довелось несколько раз готовить публикации, связанные с аттестацией учителей и воспитателей. И вот какую тенденцию удалось заметить: от первоначального почти тотального неприятия процедуры («страшно», «хлопотно», «лишняя головная боль») произошел разворот в сторону – нет, не ура-восприятия, но, как минимум, позитивной оценки. Все, кто прошел аттестацию, признавались, что, готовясь к ней, волновались, а по окончании процедуры делали для себя вывод: и не страшно, и полезно для работы и самоконтроля. Даже в заполнении многочисленных бумаг педагоги находили рациональный смысл: оказывается, иногда совсем не лишне структурировать свой опыт. Приятно удивила еще одна особенность. Аттестация не воспринималась ответственными за ее проведение как некий железобетонный процесс, когда шаг влево, шаг вправо – провал. Отнюдь. Они признавали: да, есть шероховатости. И призывали устранять их вместе. 

Конструктивная полемика

Апрель: семинар, организованный в ТОИПКРО Департаментом общего образования ТО. Программа: «Аттестация педагогических работников как ресурс повышения качества образования». Сухие слова, официальные формулировки. Однако развернувшийся разговор получился отнюдь не дежурным, а эмоциональным и, по отзывам участников, продуктивным. Давая старт обсуждению темы, главный специалист департамента Татьяна Черневич предложила провести его в формате дискуссии.
– Пусть рефреном нашей встречи станут слова с приставкой «со» – «соучастие», «сотрудничество», – определила ведущая свое пожелание. – Давайте откровенно поговорим о наболевшем и сообща подумаем, что и как можно подкорректировать.
– Повышение качества образования – эти слова в последние годы стали ключевыми для педагогов и организаторов образования, – поддержала зам. начальника департамента Елена Вторина. – Но вот что считать главным критерием качества работы педагога? Результаты сдачи его учениками ЕГЭ и ГИА? Да, мы всегда полагали, что это объективный показатель. Мы гордились своими стобалльниками, считали их золотым фондом, который нужно удержать в области. Однако на недавнем образовательном форуме представители томских вузов отмечали, как проблему, низкий уровень подготовки выпускников школ по таким предметам, как физика, математика, а «звездочек», по их оценке, к сожалению, единицы.
В модернизацию образования, напомнила Елена Вторина, вложены колоссальные деньги. В нынешнем году финансирование проекта модернизации общего образования завершается на Федеральном уровне, и вдруг выясняется, что для некоторых учителей электронные средства связи, с помощью которых можно проходить аттестацию в заочной форме, до сих пор остаются зоной повышенной опасности.
С замечанием зам. начальника департамента согласились далеко не все присутствующие.
– Дело не в страхе перед компьютером, – раздалось из зала. – Педагоги, в том числе и возрастные, освоили интернет-технологии. Но они предпочитают работать с членами аттестационных комиссий не в виртуальном, а в реальном режиме. Машина – это машина. А с человеком можно посоветоваться, поспорить.
Старший преподаватель Центра аттестации педагогических и руководящих работников Светлана Колбас поставила вопрос: «Смогут ли возрастные педагоги выдержать очередное испытание, ожидающее учителей в следующем году?» Внедрение нового профессионального стандарта потребует постоянной демонстрации собственного умения учиться.
Сообщения Татьяны Черневич, Натальи Назаровой, заведующей Центром аттестации педагогических и руководящих работников, Ольги Минич, старшего преподавателя того же центра, выступления Татьяны Гвоздиковой из Кожевниковского и Елены Зелинской из Бакчарского районов дали присутствующим обширную познавательную информацию. Выступающие рассказали, что показатели аттестации педагогов в ТО либо такие же, как в среднем по России, либо чуть выше. Проблемы тоже похожие: привлечение в школу молодежи, мотивирование специалистов к непрерывному обучению и т.д. Впрочем, из зала подбросили еще немало. Почему при аттестации педагогов начального звена под одну гребенку стригут гимназии, лицеи и обычные школы? Почему не учитываются краткосрочные курсы повышения квалификации? Вопросов поступило много. Не только для размышления. Но и, как пообещали организаторы семинара, для принятия решений.

Спорные вопросы

Июнь. В кабинете начальника департамента Александра Щипкова проходит последнее в этом учебном году заседание государственной аттестационной комиссии ТО. Заведующая центром аттестации Наталья Назарова и ректор ТОИПКРО Сергей Ануфриев рассказывают об итогах проведения аттестации за период с 2011 по 2013 год. Почти по всем запланированным параметрам отмечается перевыполнение.
– Поработали качественно, без явных промахов, – подводит итог Александр Щипков и тут же адресует коллегам вопрос: – А что у нас с тестированием педагогов-предметников?
Вопрос провоцирует дискуссию.
– Прежде чем что-то предпринимать, нужно ознакомиться с новым порядком аттестации, который начнет действовать с
1 сентября 2013-го, но его проект еще только-только опубликован, – делится сомнениями Виктор Кашпур, зам. начальника департамента образования Томска. 
– А может быть, имеет смысл поинтересоваться тем, как это организовано в Кемеровской области? – предлагает Ольга Шушпанова, председатель комитета развития образовательных систем. – Там все учителя русского языка сдавали ЕГЭ по своему предмету.
– В любом случае форма должна быть дружественная по отношению к учителю, – замечает Андрей Щипков.
Не найдя окончательного ответа, комиссия поручает Ольге Шушпановой посоветоваться с коллегами из муниципалитетов и разработать возможные варианты. Плавно переходят к вопросу о новом порядке аттестации, обсуждают, как привлечь к сотрудничеству смежные департаменты (новое требование к процессу аттестации педагогических работников), дискутируют, спорят. Все правильно: в спорах, как известно, рождается истина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 − один =