У этой во всех отношениях болезненной темы – темы наркотиков – долгая и непростая история. В ней – множество людских слез, страданий и – увы! – трагедий. Одна из таких трагедий произошла недавно в Москве. Контр-адмирал Вячеслав Апанасенко выстрелил себе в голову. В предсмертной записке отставного моряка сказано:
«В моей смерти прошу винить правительство и Минздрав… Не могу видеть страдания и мучения своих родных».
Хождение по мукам
Вячеслав Апанасенко был болен. Диагноз не оставлял практически никаких надежд: рак. Сложная операция и сеансы химиотерапии смогли лишь немного отсрочить приближающийся конец. Единственное, что можно было сделать для контр-адмирала, – облегчить его страдания с помощью лекарств, относящихся к категории наркотических и психотропных лекарственных средств (НПЛС).
Вот что рассказывает о порядке получения НПЛС вдова контр-адмирала Ирина Апанасенко:
«…Это сложная процедура: ты сначала идешь к участковому онкологу, который выписывает рекомендацию терапевту. Когда больной не может ходить самостоятельно, то можно договориться с онкологом, что будет приходить его, больного, жена. Но мне сказали, что в январе правила ужесточили и онколог обязательно должен видеть больного собственными глазами. Значит, доктора нужно вызвать на дом. Я в поликлинике спрашиваю: «А когда его можно вызвать? У мужа боль резкая». Онколог ходит только по вторникам. А если у нас в четверг боль образовалась, нам что, неделю ждать?! Ладно, онколог увидел, теперь нужно ждать терапевта, чтобы тот поверил онкологу из собственной поликлиники, что больной жив, на месте и жена не наклеит этот пластырь себе на все места. Потом я опять еду в поликлинику, в которой старшая медсестра имеет право выписать лекарство и занести в миллион бланков. Это ведь наркосодержащее обезболивающее – строгая отчетность. Потом я опять иду к терапевту, затем с кучей бумаг к заместителю главного врача, которая ставит подпись на всех рецептах, и только после этого я иду в единственную на весь район аптеку, в которой мне бесплатно выдадут лекарство…»
Во время одного из таких походов по медицинским учреждениям Ирина не успела получить одну, самую последнюю из необходимых подписей и вернулась вечером домой с пустыми руками. Ночью контр-адмирал Апанасенко, будучи не в силах смотреть на переживания супруги, решил покончить с жизнью…
Кто услышит стон миллионов?
Трагическая история попала в прессу и стала достоянием общественности. На следующий день после смерти Апанасенко вице-премьер правительства страны Ольга Голодец поручила провести расследование всех обстоятельств и наказать виновных.
Выяснилось, что еще 16 декабря прошлого года вышло постановление Правительства РФ
№ 1159, которое существенно упрощает алгоритм получения больными или их родственниками НПЛС. Расследование трагедии еще не закончено, но, вероятнее всего, ЧП стало возможным потому, что постановление правительства либо не было доведено до рядовых исполнителей, либо врачи руководствовались более строгим нормативным актом субъекта Федерации, в данном случае – правительства города Москвы.
Сама вдова Апанасенко крови не жаждет, но и в изменение ситуации не очень-то и верит: «Сколько у нас уже поднималось шума, общественность возмущалась. Но я очень бы хотела изменений, очень. У нас раньше жизнь в этом плане была беспечная, не было близких, родных, которые бы так страдали. А когда это тебя касается, ты понимаешь, какая это проблема. Я полтора года сидела на онкологических форумах (в Интернете. – Прим. ред.): люди стонут, стонут по всей стране от нехватки лекарств, от плохого ухода в больницах. Неужели этот стон не достигнет критической массы?»
К сведению, по некоторым данным, в России на учете с диагнозом «рак» стоит не менее 2,5 млн человек.
Тревожная кнопка
Медицинские работники томских учреждений наличие проблемы признают, но комментировать ситуацию соглашаются лишь на условиях анонимности. О случаях, подобных трагедии контр-адмирала Апанасенко, наши медики не говорят, но о других, менее масштабных проблемах рассказывают охотно, хоть и вполголоса. Вот что поведал «ТН» на условиях анонимности один из известных томских докторов:
– Проблема сложившейся у нас системы не в чьем-то злом умысле, а в чрезмерной бюрократии, перестраховке и банальной нехватке средств на медицину. Например, существует правило, которое гласит, что в каждом стационаре около каждого сейфа с НПЛС должна быть оборудована тревожная кнопка для вызова полиции. Естественно, что каждая такая кнопка стоит денег, которых больницам и так не хватает. Выход находят такой: сейф с кнопкой оборудуют лишь в одном из отделений лечебного учреждения. А теперь представьте себе, хочется ли врачам таскаться в соседние отделения (на другой этаж или в другой корпус), чтобы взять там необходимое больному НПЛС? Конечно, при острой необходимости врачи назначают такие средства, но, если есть возможность, стараются обойтись другими лекарствами. Это, наверное, пример мелкий, не главный, но очень показательный.
Завтра будет лучше, чем вчера
За разъяснением ситуации, которая сложилась в нашем регионе с выдачей больным наркотических и психотропных лекарственных средств, корреспондент «ТН» обратился в Томское управление ФСКН России. По имеющейся у нас информации, именно это российское ведомство стало инициатором гуманизации порядка предоставления НПЛС больным, нуждающимся в соответствующем лечении, особенно при оказании паллиативной помощи и помощи при онкологических заболеваниях. К тому же на днях директор ФСКН России Виктор Иванов направил руководителям антинаркотических комиссий указание о незамедлительной реализации нормативно-правовых актов, направленных на упрощение порядка обеспечения анальгетиками больных, нуждающихся в соответствующем лечении.
Отвечая на вопрос, в чем состоят основные последние изменения в порядке получения НПЛС, пресс-секретарь Управления ФСКН по Томской области Илья Плотников отметил, что в первую очередь в несколько раз сократится время получения лекарств. Если ранее больной или его родственник должны были получать рецепт в одном месте, а само лекарство – в другом, после ожидания в большой очереди, то теперь и выписать рецепт, и получить лекарство можно будет в одном месте. Такое сокращение времени получения НПЛС – жизненно необходимое новшество. Характеризуя областную картину по линии своего ведомства, Илья Плотников отметил, что управлением факты нарушений законодательства в сфере хранения и отпуска данных препаратов не выявлялись. Этот отрадный факт специалист связал в первую очередь со строгой системой учета НПЛС и огромными штрафами за нарушение установленных правил.
Медицина в курсе
Знают об изменениях и доктора нашего региона. Председатель комитета организации лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения Томской области Елена Потягайлова заверила «ТН», что «деятельность медицинских и фармацевтических организаций на территории Томской области, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства. Регулярно организуются обучающие семинары по правилам оформления рецептов, а также проводится повышение квалификации врачей, провизоров, фармацевтов и среднего медицинского персонала по теме «Оборот наркотических и психотропных средств в аптечных и медицинских организациях».
На уточняющий вопрос, действуют ли уже в Томской области упрощенные правила выдачи больным НПЛС, предусмотренные постановлением правительства № 1159, Елена Потягайлова ответила утвердительно.
Нормально обстоят дела и в закрытом Северске, где горожан обслуживает учреждение федерального подчинения клиническая больница № 81 Федерального медико-биологического агентства России. Начальник консультативно-диагностического центра № 1 КБ-81 ФМБА России Виктор Баландин отметил, что в северском учреждении здравоохранения нет никаких проблем в получении нуждающимися таких лекарственных средств. По его словам, все решения принимает специальная врачебная комиссия, необходимые документы оформляются оперативно, НПЛС выдаются больным бесплатно. Слова доктора Баландина, в частности, подтверждает северчанка Елена (фамилия известна редакции), отец которой в прошлом году бесплатно и без каких-либо проблем получал необходимые обезболивающие до самого последнего дня.
Куда пожаловаться?
С жалобами на порядок выдачи НПЛС можно обращаться в Управление Росздравнадзора по Томской области по телефону доверия (382-2) 53-49-16 с понедельника по пятницу с 09.00 до 17.30.