Между томскими троллейбусами и комфортной средой обитания очень тонкая связь

Татьяна Абрамова

Фото: Артем Изофатов

trollejbus«Тролль», «рогатый», «тралик», «усатик» – как только народ не именует троллейбусы. «Рога» отлетели – слышим мы всякий раз, когда от проводов отсоединяются штанговые токоприемники, по которым ток подается в двигатель троллейбуса.

До недавнего времени постоянными пассажирами «рогатого» транспорта считались учащаяся молодежь, пенсионеры, родители с колясками, мигранты. Сегодня в салонах нередко встречаются и представители среднего класса: многим надоели теснота и хамство в маршрутках.

«Двойка» идет на обгон

В Томске шесть троллейбусных маршрутов. Самый протяженный – «тройка» (больше 31 км), а путь «единицы» – всего 16 км.

Вот подруливает низкопольная «двойка». За рулем Валерий Филиппов. Он устроился в ТТУ пять лет назад, потому что «надоело работать на частника». Вместе с постоянной напарницей, кондуктором Анной Карбышевой, Валерий Алексеевич вышел на маршрут в 6.02, а в депо должен вернуться в 18.58. К 17.00 экипаж из графика не выбивался.

За годы работы у Валерия Филиппова не выработалось особых симпатий к тому или иному маршруту:

Они все интересные. Второй маршрут не самый длинный, но по пассажиропотоку, пожалуй, самый емкий.

Слова водителя подтверждает директор Томского трамвайно-троллейбусного управления Григорий Шульгин. По итогам прошлого года самым прибыльным стал именно маршрут

2, за ним идет «шестой». Самая проблемный – «четверка».

Она везет очень мало пассажиров, в выходные просто круги по городу нарезает, – поясняет Григорий Шульгин. – Этот маршрут не может конкурировать с автобусной «четверкой», заходящей на площадь Южную. Мы выходим на маршруты для вывоза пассажиров в «час пик» из спальных районов. У «единицы» – в это время интервал движения составляет 10 минут, а у «тройки» – 7,5. В обед он увеличивается до 25 минут. Если нет аварий, водители выдерживают графики. Люди хотят еще меньше, но для этого требуется больше троллейбусов, кадров и свободных полос. В сегодняшних условиях нужно усиливать действующие маршруты и по возможности их продлевать.

Город из троллейбусного окна

В детстве Дима Торгаев любил разглядывать город сквозь троллейбусное окно. Что за притягательность такая у рогатых? Может, дело в том, что они бесшумные и бегают не спеша по «веревочке»?

Теперь Дмитрий Торгаев смотрит на Томск из окна водительской кабины троллейбуса. Ему нравится работать на седьмом маршруте. Зимой, правда, сложнее, приходится дольше стоять в пробках из-за нечищеных дорог, стоянок.

Хорошо, когда водитель и кондуктор в паре работают, – считает Дмитрий. – Допустим, стоит на остановке бабушка, а вокруг столько снега и льда, Ольга Леонидовна обязательно скажет мне, где и сколько я должен задержаться, чтобы старый человек без проблем в салон поднялся.

Мы часто работаем по третьему маршруту, поэтому нас многие знают, а мы их, – говорит напарница молодого водителя кондуктор Ольга Паршукова. – Всегда много пассажиров на «Авангарде», ДОСААФе. Я лица не запоминаю, смотрю на одежду. С Димой мы сработались: ему не надо говорить, когда вовремя свет включить или печку. Я прихожу на смену, а троллейбус уже нагрет. Разве не здорово? Все от водителя зависит. Мужчины следят за техническим состоянием троллейбуса, а мы – за чистотой в салоне.

В троллейбусное управление приходит все больше молодых кадров, из них треть – женщины.

Нам нужно еще минимум 30-35 водителей, но я бы принял и 60, – анализирует ситуацию директор ТТУ. – Нас серьезно подвел автодорожный техникум: на год его лишали лицензии. Но теперь вопрос по обучению водителей решен. Предельный выпуск троллейбусов 68-70 единиц, а сейчас выходит на линию 62-64 единицы.

Чтобы сесть за руль махины длиной более 12 метров, необходимо пройти полугодовые курсы, сдать экзамен и накатать по городским улицам более 200 часов с опытным наставником. Многие томичи отдают предпочтение троллейбусам именно потому, что уверены в профессионализме водителей, в постоянном контроле за их состоянием.

Тест на стрессоустойчивость

Уроженец Кривошеинского района Петр Баньков томичом стал 20 лет назад. В поисках работы пришел в троллейбусное депо. И прикипел. Работу профессионала чувствуешь по плавному ходу троллейбуса.

Нам морозы нынче не мешали, – утверждает Петр Михайлович. – В кабине довольно тепло, удобно. И в салоне тоже терпимо.

Сейчас у водителей нет постоянного маршрута – куда определят, там и работа. В понедельник Петра Банькова поставили на «семерку». Чтобы проехать с приборного завода до Томска-I в час пик требуется 47 минут. Проблемный участок, ломающий весь график, – от Изумрудного города до пересечения с проспектом Фрунзе. Здесь троллейбус может застрять на 20-30 минут. Но самую мощную проверку нервной системы прошли пассажиры третьего маршрута, когда «ехали» от Рабочей до Пушкина целых два часа! Это было в конце прошлого года. Бывает солидная пробка и в районе 4-й поликлиники. В нее-то и угодил опытный водитель в январе. На дороге случилась авария, объехать место ДТП троллейбусы не могли и «нанизались» друг на дружку, как бусины на нитку. Много машин может собираться еще и потому, что подстанция, питающая троллейбусы электричеством, не всегда выдерживает его напряжения.

Пробка. Вот в чем вопрос

Почему же именно в районе 4-й поликлиники троллейбусы попадают в западню? Достаточно обширный участок – от переулка 1905 года до ДОСААФа – питается от одной тяговой подстанции (ТП). Когда троллейбусы на этом промежутке пути начинают одновременно трогаться с остановки, нагрузки ТП не хватает. И троллейбусы встают.

Это очень длинный участок – почти 2,5 км. Здесь проложен дорогой кабель, и мы не можем рисковать, пользуясь его мощностью по полной программе, – поясняет инженер производственно-технического отдела ООО «Горсети» Татьяна Лащук, курирующая электротранспортные сети. – Мы предлагали руководству ТТУ разделить этот участок и запитать его от второй подстанции или вывести от десятой. Пока вопрос обсуждается.

Начальник службы технической эксплуатации контактной сети ООО «Горсети» Евгений Игнатович уверяет, что отключения приходятся на одно и то же время – пиковые нагрузки с 9 до 10 утра и с 17 до 18.30 вечера. Именно в это время томичи дважды наблюдали массовое скопление троллейбусов в районе 4-й поликлиники под занавес прошлого года.

По мнению Григория Шульгина, создают проблему и дорожные пробки. Все троллейбусы должны стартовать в соответствии с графиком – раз в пять минут. Но в сегодняшних реалиях выполнить это условие невозможно. Диспетчер вынужденно разбирает график движения вручную: дал старт одному, второй на очереди.

При низких температурах еще и резко увеличивается количество пусковых токов, несмотря на то, что транспорта становится меньше. Добавляется работа печки, ее не выключишь, иначе люди в салоне замерзнут.

Специалисты ТТУ заверяют, что совместно с коллегами из «Горсетей» ищут выход из положения.

Первый троллейбус, мне дверь отвори

По общему мнению, у коллектива ТТУ одна проблема – хронический недосып, поскольку чтобы успеть к ведомственному автобусу, некоторым водителям приходится вставать в 2-3 часа ночи. Первый троллейбус, «единица», выходит из депо в 5.25.

Ольга Николенко работает кондуктором уже восемь лет. Поначалу ее закрепили за первым и седьмым маршрутами. Они остаются любимыми ею до сих пор. Некоторые коллеги не понимают этой ее привязанности: какая разница, пассажиры везде одинаковые…

Ан, нет, – считает Ольга Лаврентьевна. – Здесь они намного спокойнее и доброжелательнее.

В данный момент Ольга Николенко находится в резерве. В понедельник ее поставили с молодым водителем Анатолием Телегиным.

Анатолий пошел по стопам отца. После полутора лет работы на троллейбусе, ушел на маршрутный автобус. Но слишком горькими оказались вольные хлеба – задержки зарплаты, обманы. И он вновь вернулся в родной коллектив: здесь все стабильно и прозрачно. Сегодня водитель в среднем получает 22 тыс. рублей. Если поработать сверхурочно, можно принести домой и 35-40 тысяч. У Анатолия есть цель – получить классность. Для этого нужно год отработать без аварий и замечаний. Молодому человеку есть, к чему стремиться, ведь дома его ждет жена и трехлетний сын.

Огласите ваши планы

Месяц назад «ТН» планировали провести круглый стол о работе и планах развития общественного транспорта. В качестве экспертов были приглашены руководители ТТУ, компании «Горсети», представители мэрии, депутаты городской думы. Но за полтора часа до начала встречи звонок из «Красного» дома поставил крест на запланированном мероприятии. Аргумент – все комментарии будут готовы в апреле, после завершения собственного мониторинга работы городского транспорта. Запретила мэрия поход в редакцию и своему подчиненному – Григорию Шульгину.

Нас больше всего интересовала позиция городских властей по будущему троллейбусной сети. С директором ТТУ и представителями «Горсетей» мы дважды встречались. А к представителям городской администрации и непосредственно к и.о. заместителя мэра, начальнику управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта Сергею Аушеву была масса вопросов. Первоначально Сергей Викторович отменил им же назначенную встречу в одном из проблемных для троллейбусов мест – в районе 4-й поликлиники. В указанный час там появились специалисты «Горсетей», директор ТТУ и «ТН». А мы в совместной прогулке-поездке от четвертой поликлиники до ДОСААФа планировали пообщаться с кондукторами, понаблюдать за интервалом движения и отметить работу информационных табло. И узнать о планах на 2017 год… получилось. Но без главного действующего лица – без представителя мэрии, кто должен быть кровно заинтересован в полноценной, многосторонней, компетентной аналитике ситуации.

***

На днях ТТУ взял для собственного развития трехлетний кредит на 105 млн рублей у ПАО «Томскпромсройбанк» – средства предназначены для содержания техники и обучения водителей.

Берем именно такую сумму для усиления финансирования текущей деятельности. Тогда у нас будет задел, чтобы своими деньгами – выручкой – гасить предыдущие кредиты. Задолженность по ним сегодня составляет 180 миллионов рублей, это кредиты 2015 и 2016 годов, – делится своими планами Григорий Шульгин.

По его словам, выручка предприятия в прошлом году составила 250 млн рублей. В нынешнем ее хотят увеличить на 7-10%, в том числе за счет изменения графика работы некоторых маршрутов.

Мы планируем с марта ввести двухсменку на троллейбусах №№ 2 и 6, они будут ходить чаще и дольше. То же самое сделаем с троллейбусом №3, но попозже, ближе к лету, – добавил директор ТТУ. Обнадеживающая новость для жителей «Черемошников» и троллейбусного депо.

А что светит томичам из других микрорайонов? В свое время мэр Томска Иван Кляйн говорил о программе модернизации городского общественного транспорта, рассчитанной до 2020 года. В ней, в том числе, речь шла и о строительстве троллейбусной линии по маршруту: Фрунзе – Клюева – Зеленые Горки – Иркутский тракт. Смогут ли в ближайшее время жители микрорайона-миллионника поверить в слова руководителей города о горячем желании властей создать для томичей комфортную среду обитания? Среда уже есть. Обитаемая. А вот комфортом даже и не пахнет.

Цифра

230 км – длина контактной сети Томска

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 3 =