Межрегиональный фестиваль «Сибирский кот» обнажил сильные стороны и проблемы томских театров

кот04

И все-таки не зря кошек считают мистическими животными! То, что IV Межрегиональный фестиваль спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» станет удачным, его президент Светлана Бунакова заподозрила еще накануне праздника. Буквально за день до фестиваля знакомые нежданно-негаданно подарили ей… кошечку. Но, что самое удивительное, имя пушистой красавицы совпало с редким именем мамы Светланы Евгеньевны – Майя. «Это добрый знак», – улыбнулась про себя президент фестиваля и директор Северского музыкального театра. А через неделю на пресс-конференции по итогам «Сибирского кота» рассказывала журналистам:

– Фестиваль считается состоявшимся, если среди конкурсных работ находится хотя бы два-три спектак­ля, достойных внимания. Так вот на нынешнем «Сибирском коте» оказалось гораздо больше постановок, о которых членам жюри хотелось спорить, рассуждать, дискутировать.

Долой дежурные коридоры!

Парад лучших спектаклей для детей и подростков со всей страны радовал маленьких зрителей с 1 по 5 июня. Символично, что межрегиональный «Сибирский кот» уже во второй раз прошел на родной ему земле. Фестиваль, придуманный шесть лет назад Светланой Бунаковой, изначально был кочевым. Он проходил в Кемерове, Улан-Удэ, Северске. По этому поводу экспертный совет фестиваля шутил, что котик бездомный. Теперь бесприютное животное, похоже, обрело свой дом.

Даже мама фестиваля Светлана Бунакова не представляла, что ее детище заживет такой самостоятельной и вполне счастливой жизнью. Кот стал сибирским потому, что должен был объединить ближайших соседей Томска. Но очень быстро этим необычным фестивалем («Сибирский кот» – единственный за Уралом фестиваль детских спектаклей) заинтересовались коллеги из других российских регионов, придав ему статус межрегионального. В этом году свои лучшие постановки для самых маленьких на суд жюри и зрителей представили 15 творческих коллективов из Москвы, Новосибирска, Перми, Барнаула, Кемерова, Хабаровска, Новоуральска, Озерска, Омска, Томска и Северска. Это кукольные, драматические и музыкальные спектакли.

– Широта жанров, представленных на «Сибирском коте», безусловно, одно из главных достоинств фестиваля, – отметила член жюри профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Надежда Таршис. – «Сибирский кот» помогает театрам сохранить свою непосредственность и творческое восприятие действительности, схожее с детским типом креативности. И жанр при этом не имеет значения: это может быть мюзикл, кукольный спектакль, интерактивная игра. Очень интересен синтез, когда, например, в театре кукол большое внимание уделяется живому плану, а в драматических театрах вдруг появляются куклы. Это говорит о том, что «Сибирский кот» гуляет не узкими дежурными эстетическими коридорами, а где хочет. И это здорово!

Фестивальные спектакли проходили на шести сценических площадках Томска и Северска. Таким образом, театральный праздник охватил сразу два города. Еще за полгода до фестиваля Светлана Бунакова пообещала: «Поскольку попасть в Северск проблематично, самые интересные спектакли мы покажем в Томске».

На культурном фронте без перемен?

Лучших из лучших по традиции определяли два жюри: детское (это учащиеся детских школ искусства Северска) и взрослое, куда вошли театральные критики из Санкт-Петербурга, Кемерова и Перми. Они работали и выносили решения независимо друг от друга.

Кроме возможности увидеть много разных спектаклей у хозяев фестиваля было еще одно большое преимущество – возможность услышать от экспертов объективную оценку положения дел на местном культурном фронте. На вопрос журналистов о том, как выглядят томские театры на фоне современного творческого процесса, председатель жюри, член российских и международных фестивалей Татьяна Тихоновец (к слову сказать, видевшая многие томские спектакли, в том числе из вечернего репертуара) ответила предельно честно: к сожалению, Томск нельзя назвать театральным городом.

– Дело не в том, что нет интересных идей. Зрители абсолютно не готовы к восприятию театра. Это касается и детей, и родителей, которые приводят их в театр формально. Не смотрят, 6+ стоит в афише или 12+, заставляя ребенка смотреть спектакль, который он в принципе не может воспринимать. Нет, конечно, порой они попадают на плохую постановку, тут уж ничего не поделаешь: выбор по названию в афише – это всегда кот в мешке. Но вместе с тем у вас не ведется работа со зрителями, как это происходит в других городах, – пояснила Татьяна Тихоновец. – Что касается художественного уровня спектаклей… Я много лет являюсь членом экспертного совета фестиваля «Ново-Сибирский транзит», и мы ни разу не включили в его афишу томские спектакли. ТЮЗ долгое время находился на перепутье после ухода команды Лелянова – Бунакова. Есть положительная тенденция в связи с появлением в театре нового главного режиссера Ильи Ротенберга, но делать основательные выводы еще рано. То, что долгие годы происходило с томской драмой, на мой взгляд, просто катастрофа. Я очень надеюсь, что многое изменится с приходом Александра Огарева. Если, конечно, он не окажется одним воином в поле, потому что театр, который находится в кризисе, нуждается в преференциях и поддержке со стороны властей.

В качестве ориентира для томских служителей Мельпомены члены жюри назвали спектакль ТЮЗа «Лететь…». Театральные критики отметили эту постановку в двух номинациях, а детское жюри отдало ей Гран-при фестиваля.

IV межрегиональный фестиваль «Сибирский кот» – это не только нон-стоп спектаклей, но и обмен творческим опытом, ежевечерние капустники и мастер-классы по актерскому мастерству от Елены Кузиной, педагога Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Последние стали особенным событием для участников фестиваля. Заполучить Елену Кузину для проведения тренинга – задачка не из простых: она много и часто работает за рубежом. О пользе первоклассного тренинга выразительно сказал артист балета Северского музыкального театра Александр Панкрашкин, который, несмотря на многолетний опыт работы на сцене, признался: «Вначале ощутил, насколько я закомплексован, как много у меня внутренних зажимов. В конце мастер-класса почувствовал раскрепощение. Было очень интересно!»

Итоги IV межрегионального театрального фестиваля «Сибирский кот»

Номинация «Лучший спектакль большой формы» – «Золоченые лбы» Пермского театра юного зрителя.

Номинация «Лучший спектакль малой формы» – «Что случилось с крокодилом» Кемеровского театра для детей и молодежи.

Номинации «Лучшая сценография», «Лучшее актерское трио» и Гран-при детского жюри – «Лететь…» Томского ТЮЗа, артисты Дарья Ротенберг, Денис Иванищев, Антон Черных.

Номинация «Лучший актерский дуэт» – актрисы Лариса Окишева и Светлана Панжева, исполнительницы ролей в спектакле «Умка» Северского театра для детей и юношества.

Спецприз за открытие забытой музыкальной классики – Северский музыкальный театр за спектакль «Колыбельная ангелу».

Спецприз за тонкое музыкальное прочтение оперы – дирижер-постановщик оперы «Колыбельная ангелу» Владимир Сапожников.

Спецприз за применение современных технологий в решении педагогических задач – Томский театр куклы и актера «Скоморох» за спектакль «Фантазеры».

Спецприз за точно созданный мир театральной игры – театрально-досуговый центр «Желтое окошко» за спектакль «Гуси-лебеди».

Спецприз за актуализацию детской классики – Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» за спектакль «Чук и Гек».

Спецприз за обращение к феномену детства в русле чеховской традиции – Северный драматический театр (г.Тара) за спектакль «Детвора».

Спецприз за жанровый поиск в области музыкального театра – Театр музыки, драмы и комедии Новоуральского городского округа за спектакль «Сыр, любовь и волшебство».

кот06

кот05

кот03

кот02

кот01

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + 8 =