На российском рынке микрофинансирования доля онлайн-займов увеличивается быстрыми темпами. За 2015 год они показали прирост более чем в два раза и достигли показателя в 7,5% от всех типов займов. Эта тенденция схожа с развитием европейского микрофинансового рынка, на котором большая часть займов сейчас выдается именно через интернет.
Разделение внутри сегмента онлайн-займов
Существует также и внутреннее деление между займами, которые оформляются удаленно. Их основным показателем является – способ получения. Наиболее часто россиян интересует вариант с перечислением денег на банковские карты.
Это и не удивительно. Ведь можно взять займ на карту мгновенно, а это позволяет использовать деньги буквально через 10-15 минут после заполнения заявки в микрофинансовой организации (МФО).
Подтверждением тому служит статистика частотности запросов поисковой системы «Яндекс Вордстат»:
- Займ на карту – около 123 тыс. запросов в месяц.
- Займ на киви – около 18,5 тыс. запросов в месяц.
- Займ через систему Контакт – около 6 тыс. запросов в месяц.
Лидеры по выдаче онлайн-займов
Ведущей компанией по выдаче мгновенных займов на карту через интернет является MoneyMan. Ее доля в сегменте онлайн-займов составляет 20% среди всех МФО, работающих в России. Причем эта компания международная, и успешно занимается микрофинансированием в Испании, Польше, Грузии и Казахстане.
Перед тем, как говорить о темпах развития MoneyMan, стоит упомянуть, что эта МФО является первой в России, которая ведет свою деятельность исключительно через интернет. Открытие компании произошло в конце 2011 года.
Грандиозность ее популяризации среди россиян можно описать сухой статистикой из двух цифр. Так, в середине 2013 года портфель займов в MoneyMan составлял 90 млн. рублей, а на начало 2015 года он достиг показателя в 432 млн. рублей. То есть, всего за полтора года увеличение объема портфеля займов составило 480%. О таких успехах мечтают многие не только начинающие, но и давно работающие кредитные организации.
Причем не сложно спрогнозировать увеличение количества заемщиков в MoneyMan на 2016 год. Это связано с политикой компании, которая постоянно усовершенствуется и внедряет новые инструменты привлечения клиентов. Уже в этом году запущено два новшества. Первое – трансляция рекламного ролика на нескольких телевизионных каналах. Второе – открытие очередного нового тарифа, теперь компания выдает бесплатные займы на карту клиентам, обратившимся в нее впервые.
Стоит отдать должное и другим МФО, которые работают со своими клиентами в удаленном режиме. Например, Е-заем и Kredito24.ru (ООО «Займо»). Конечно их показатели скромнее, чем у MoneyMan, но все же их также можно назвать лидерами данной отрасли.
Компания Е-заем, помимо России, работает в еще 6 странах мира, в число которых входит Дания, Чехия, Польша. В свою очередь, МФО Kredito24.ru на начало 2015 года имела портфель займов в объеме 151,1 млн. рублей. Если соединить этот показатель с MoneyMan, то на их общую долю придется почти треть всех онлайн-займов в России.
Вслед за модой
Тенденции рынка, успехи конкурентов и потребности клиентов всегда диктуют необходимость внедрения изменений. Это правило коснулось и классических МФО. Ведь многие из них начали также использовать услуги по выдаче онлайн-займов на карту. Из крупнейших компаний можно выделить три:
- МФО «Быстроденьги» в 2013 запустила онлайн сервис «Турбозайм»;
- МФО «Миг Кредит», 2015 году начал выдачу онлайн займов на карту;
- МФО «Срочноденьги», в 2015 году запустила программу «Заём онлайн».
Стоит отметить, что эти компании в своей деятельности параллельно выдают займы в офисах и через интернет. Хотя по прогнозу Бориса Батина, генерального директора MoneyMan, если будет соблюдаться такая же тенденция популяризации онлайн-займов, в ближайшие годы количество интернет-сервисов по микрофинансированию будет значительно больше, чем классических МФО.