Мифы и правда о классике томской этнологии

Нарым 166

Сотни томичей пришли проститься с доцентом исторического факультета ТГУ Элеонорой Львовой. Коллеги, студенты, друзья запомнили ее не только как отличного лектора, выдающегося этнолога, но и как патриота Томска, борца за права коренных малочисленных народов Севера. Некоторые события из жизни Элеоноры Львовны стали легендами. Разобраться, что в них правда, а что миф, помогли «ТН» (кстати, среди сотрудников газеты немало учеников Львовой) те, кто был рядом с исследовательницей.

Посиделки с Че

Жизнь и карьеру Элеоноры Львовны невозможно представить без ее мужа – Юрия Алексеевича. Когда его супруга училась на старших курсах университета, он был уже сформировавшимся ученым – биологом и экологом. Дома у Львовых часто собиралась научная элита Томска. Заглядывали к гостеприимным Львовым и искатели легендарного Тунгусского метеорита, и исследователи-полярники.

– Элеонора и Юрий Львовы так общались с людьми, что с ними было интересно и физикам, и биологам, и этнографам, – вспоминает заведующий кафедрой археологии и исторического краеведения кандидат исторических наук доцент Евгений Васильев. – Это был своего рода обмен информацией из самых разных областей жизни, которая потом нередко использовалась учеными в исследовательской работе.

В 1961 году кубинские власти пригласили Юрия Алексеевича для проведения исследований флоры острова. Легенда истфака гласит, что группу советских ученых, в которую входила и студентка Львова, по совместительству жена известного томского ботаника, встречали сами лидеры революции – Че Гевара и Фидель Кастро. С ними томичам даже удалось пообщаться, но о чем – легенда умалчивает.

За год жизни на Острове свободы Львова собрала богатый материал об индейцах Кубы. По этой теме и защитила университетский диплом. Но всю жизнь ее внимание было сфокусировано на народах Сибири.

Привет с Чулыма

В отличие от некоторых своих коллег Элеонора Львовна считала, что у каждого народа и этнической группы есть своя неповторимая душа. Ее она и пыталась постичь. Элеонора Львова организовала более трех десятков экспедиций в разные уголки Сибири. Часто колесила по районам области, где проживали чулымцы. Она практически досконально изучила жизнь этого народа, его эпос. Результаты исследований становились докладами на конференциях, пуб-ликовались в научных работах. О чулымцах узнало научное сообщество страны.

Элеонора Львовна активно боролась за права национальных меньшинств. Она одна из первых в СССР активно популяризировала конвенции Международной организации труда, которые провозглашают равенство людей и запрещают насилие над малочисленными народами.

Боролась Львова и за признание статуса чулымцев как коренного малочисленного народа Севера, что гарантировало им различные льготы. Томский этнолог подготовила пакеты документов с историческими справками о чулымских тюрках для Института этнологии и антропологии РАН и Министерства по делам национальностей. В 2000 году чулымцы государством официально были признаны коренным малочисленным народом.

– Спроси любого чулымца, и он тебе скажет, кто такая Элеонора Львова и как много она сделала для его народа, – добавляет доцент кафедры отечественной истории кандидат исторических наук Ирина Поправко. – И когда кто-то из нас с ними встречался, они непременно передавали приветы Элеоноре Львовне.

Когда в окнах больше нет света…

Студентам Элеонора Львовна часто рассказывала сибирскую притчу: «Старый охотник учит молодого: «В душе каждого из нас борются два волка: черный и белый». Молодой спрашивает: «А кто из них побеждает?» И слышит в ответ: «Побеждает тот, кого больше кормишь».

Откармливая белого волка в своей душе, Элеонора Львова запомнилась томичам и как активный общественник. Ни один митинг в защиту исторического наследия Томска не обошелся без ее участия. Этнолог долгое время состояла в совете при губернаторе по сохранению деревянного зодчества.

– Элеонора Львовна при своей внешней хрупкости и спокойном характере была самым авторитетным борцом за сохранение исторического облика города, – считает Никита Кирсанов, председатель комитета по сохранению исторического наследия при департаменте архитектуры и градостроительства мэрии Томска. – И именно вокруг Львовой сплотились неравнодушные к деревянному зодчеству люди…

В университете Львову помнят как прекрасного преподавателя и ученого, классика томской и отечественной этнологии. Ее бывшие ученики признаются, что без мудрого совета Элеоноры Львовны им будет очень тяжело.

– Элеонора Львовна мечтала превратить наш университет в международный центр этнологии и социальной антропологии, – рассказывает Ирина Поправко. – Она многое для этого сделала. И то, что мы открыли лабораторию социальной антропологии, которая сотрудничает с ведущими мировыми специалистами, подтверждает – мы осуществили ее мечту. Однако еще многое предстоит сделать.

Проезжая мимо дома Элеоноры Львовны, Ирина всегда заглядывалась на окна комнаты своего учителя и нередко забегала к ней на огонек…

– Теперь в окнах света нет. И от этого так тоскливо на душе… – вздыхает Ирина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.