Милости просим… Какой знак после этой фразы – восклицательный или вопросительный, – зависит от ситуации

Каким бы ни был хорошим детский дом, семья – лучше. Это общеизвестная истина, которую большинство людей, выросших в теплых домашних условиях, воспринимают с некоторой холодностью и даже равнодушием, в отличие от человека, который был помещен для проживания в условия детского учреждения. И не только потому, что в нем больше ограничений и нет родительской любви, а потому, что само понятие «вырос в детском доме» преследует его всю жизнь как признак некой неполноценности. И хотя в обществе отношение к воспитанникам детских учреждений меняется, как и сами эти учреждения, появляется много форм устройства этих детей в семьи – усыновление, опека, попечительство, приемная, гостевая семья, но вирус недоверия к детям, выросшим в условиях детского дома, сохраняется.

Строгий запрет

Помню, как нам в детстве родители запрещали бегать в соседний детский дом. А так хотелось…Конец 1950-х. Красивейшую панскую усадьбу, в которой до войны была школа, а в оккупацию – немецкий госпиталь, оборудовали под детский дом. Условия там были не в пример нашим, деревенским. Во-первых, природа, ландшафт – аллеи, засаженные сиренью, розами, как шик в условиях юга – высоченная ель, которую на Новый год наряжали бумажными игрушками и устраивали вокруг нее хороводы. А во-вторых, чистые просторные комнаты с заправленными кроватями, а на полдники – пряники и конфеты, каких в местном сельпо не было. К ним приезжали взрослые и детские делегации и даже гости из Китайской Народной Республики, у них были концерты, соревнования, а главное – там показывали кино… Вот туда-то мы и стремились… Но родители строго-настрого наказывали: «Нельзя. Нечего там делать», предполагая, что мы можем чему-то дурному научиться у этих детей.

И сами дети были изолированы. Территория огорожена забором, не помню, чтобы воспитанников выпускали на волю просто так. Да и, не дай бог, деревенские старушки сразу стали бы запирать чуланы, которые в ту пору закрывались на палочку. Детей сознательно разделяли – на домашних и детдомовских, обучая последних в отдельных школах. В определенном смысле эти условия можно было понять – сюда свозили послевоенных беспризорников, которые и воровали, и дрались, и матерились. Среди них были отъявленные хулиганы, и держаться от них стоило подальше. Запрещая дружить с ними, наши родители старались оградить своих благополучных детей от их дурного влияния.

Как складывалась судьба этих детей, мы не знаем. Тем более не знаем, что творилось в их душах. Детский дом жил своей жизнью и просуществовал довольно долго. А потом в одночасье закрылся, к радости местных. Но радоваться им пришлось недолго, потому что как бы в отместку за эту неправедную радость там открылся туберкулезный санаторий, а затем, сохранив профиль, там разместили еще и больных с тяжелыми психическими заболеваниями. Это учреждение живо и до сих пор, превратившись в еще более закрытую и замкнутую структуру.

Комфортное сближение

Время прошло, а зарубка осталась. Детский дом – это что-то такое, где, может быть, и бывают праздники и быт устроен получше, чем в иной семье, но он никогда не заменит тепла и уюта домашней обстановки. А главное – в семье ребенок защищен от травмирующего психику скептически-уничижительного определения «детдомовец». И если есть возможность поменять пребывание в детском доме на семейное устройство, пусть даже временное, – это можно считать большой удачей. Поэтому разворот государства в сторону не увеличения детских приютов, домов, центров по содержанию сирот, а их устройство в семьи, в любом варианте, можно только приветствовать.

Гостевая семья, когда воспитанника детского учреждения берут в семью на время выходных, отпуска взрослых или каникул ребенка, – пожалуй, самый комфортный способ сближения для обеих сторон.

– Такая форма взаимодействия существует давно, – рассказывает директор тогурского Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, им. Н.И. Никульшина Владимир Федорук. – Это один из первых шагов, позволяющих несовершеннолетнему воспитаннику, находящемуся в условиях детского учреждения, ощутить разницу между детским домом и семьей, так как некоторые из них пребывают здесь достаточно долго, и они утрачивают навыки семейного жизнеустройства. Нивелируется их отношение к семье. Я вообще не сторонник, чтобы жизнь в детском доме становилась привычной. Мы даже на бытовом уровне видим, что находиться несовершеннолетнему в большой социальной группе неправильно. Лучше и обыденнее быть ребенку в семье, где есть женщина – мама, мужчина – отец, и даже имеются кровные дети – братья и сестры, но их количество не такое, как в детском доме, где собрали по пять детей и создали социальную ячейку. Форма гостевой семьи абсолютно нормальная, и я ее поддерживаю. Она дает возможность несовершеннолетнему на своей судьбе ощутить, что нахождение в семье не сравнить с детским домом или учреждением, в котором он находится.

Кстати, гостевая семья – это как раз тот случай, когда происходит плавный переход из одного статуса в другой, который позволяет прежде всего ребенку (его интересы учитываются в первую очередь) адаптироваться в новых условиях. Сначала это может быть гостевая семья, потом замещающая, а затем, если сложится, и попечительство, опека, усыновление.

Вообще задача детских учреждений – продержать ребенка максимум шесть месяцев и попытаться устроить его в семью. Но не секрет, что наиболее проблематично это сделать с подростками 14–16 лет. У них формируется привыкание к той социальной среде, в которой они оказались, и они ничего не хотят менять, хотя это и неправильно…

Практика наработана

Устройством детей в гостевые семьи в Тогурском детском доме специалисты занимаются еще с 2000-х годов. Развивать эту практику помогает и отдел попечительства администрации Колпашевского района. Здесь уделяют большое внимание сближению детей со взрослыми. Привлекают волонтеров, наставников.

– Мы плотно и достаточно продуктивно работаем с общественной благотворительной организацией «Меркурий», – рассказывает Владимир Викторович. – Эта организация имеет право на законных основаниях взаимодействовать с нашими детьми и решает ту же задачу, что и мы, – находить новую семью для ребенка, который не имеет возможности жить в своей кровной.

Эта помощь особенно ценна для тех 14–16-летних подростков, которых не спешат брать в семьи. Но благодаря «Меркурию» они не остаются без внимания – имеют возможность получить наставника – старшего товарища, который берет подростка за руку и ведет его по жизни, прививая ему определенные навыки общения с окружающей средой. В прежние времена их называли шефами. Но дело не в названии, а в том, что это взрослые люди, получившие определенные навыки взаимодействия с воспитанниками детских учреждений (не секрет, что длительное пребывание в ограниченной социальной среде накладывает отпечаток на характер подростков), которые в какой-то степени создают единство взрослого человека и ребенка, приближая эти отношения пусть и к суррогатно-семейным, но все же индивидуальным. А не так, как это было когда-то: «Мы соберем вас вместе и будем воспитывать». Время изменилось, изменились и подходы к воспитанию. Волонтеры, наставники находятся в той же среде, что и воспитанники, – у них также гаджеты, компьютеры, это сближает и наставников, и несовершеннолетних. Важно и то, что дети обучаются в общеобразовательных школах вместе со всеми. Они находятся в социуме себе подобных и расширяют свои связи – дружеские, бытовые.

– Коронавирус, как и всюду, создал определенные ограничения в работе, – говорит Владимир Федорук. – Тем не менее у нас есть три заявки на приглашение в гостевую семью. Две-три девочки смогут воспользоваться этой возможностью даже с дальним прицелом установления над ними опеки.

Преодолеть бюрократию

Однако вряд ли стоит идеализировать форму гостевой семьи. От этого нас предостерегла председатель клуба многодетных семей Октябрьского района Томска Людмила Бурцева:

– Я знаю, что психологи рекомендуют иногда помещать ребенка из детского дома, пусть и на время, в семью, где есть кровные дети. Так они быстрее приобщаются к реальной жизни. Но я вот имею дело с многодетными семьями, сама являюсь многодетной мамой, хотя мои дети уже взрослые, и с трудом представляю, чтобы кто-то решился взять в наше время детей. Сейчас многие семьи выживают. Несмотря на существенную поддержку государства, доходы семей снижаются. Мы вот с мужем взяли еще один участок, чтобы помочь своим детям и внукам.

А вот многодетная мама Н. (фамилию просила не указывать), у которой помимо своих двое приемных детей, сослалась на бюрократию при оформлении опекунства.

– Вы не представляете, какие барьеры пришлось преодолеть! – восклицает она. – И какое унижение… У нас хорошая работящая семья, мы даже медаль имеем за воспитание детей, но нас извели вопросами: «Зачем берете? Для чего? Вам деньги нужны?» Первую девочку мы вообще забирали через суд, оформление длилось два года. А прежде мы брали ее в гости, ничего не требуя и не прося. Но потом выяснилось, что ребенку, когда он уходит в гости, полагаются продукты. И с некоторых пор нам стали их давать, хотя мы в них и не нуждались, но сколько при этом было сарказма! Мы это выдержали и забрали вторую девочку, сестру первой. Они уже выросли, у них свои дети. Может, сейчас что-то и изменилось, но думаю, что процедуру устройства детей надо упростить, если семья нормальная.

У специалистов на этот счет есть свое мнение, и мы о нем расскажем. Но важно то, что у детей из детских домов, побывавших в гостевых семьях, есть шанс хотя бы на время почувствовать себя защищенными и понять, что такое настоящая семья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =